Иностранцы лишатся возможности воспользоваться суррогатным материнством в России?
Законопроект, вводящий такой запрет, прошел первое чтение в Госдуме, однако правительство в своем отзыве указало на необходимость его переработки
По мнению одного из экспертов «АГ», законопроект не решает ни одну из проблем в области правового регулирования суррогатного материнства в РФ, а лишь усугубляет их. Другая указала, что законопроект производит впечатление «моралистского», притом что проблему можно было бы решить просто качественным формированием системы правового регулирования и государственного контроля. Третья обратила внимание на то, что законодатель оставляет без внимания куда более серьезные вопросы, необходимость правового регулирования которых назрела уже давно.
Госдума приняла в первом чтении законопроект № 41630-8, которым предложено ввести запрет иностранцам и лицам без гражданства использовать институт суррогатного материнства на территории Российской Федерации.
Содержание поправок
Поправки предусматривают, что на момент заключения договора о суррогатном материнстве один или оба потенциальных родителя, состоящих в браке, или одинокая женщина должны иметь российское гражданство. Кроме того, предлагается, чтобы рожденные суррогатными матерями дети приобретали российское гражданство по рождению, если оба потенциальных родителя либо одинокая женщина, заключившие договор о суррогатном материнстве, не являются гражданами РФ.
Авторы поправок убеждены, что введение полного запрета для иностранцев и апатридов на суррогатное материнство в России никоим образом не ущемит их право на получение медицинской помощи в целях применения комплекса мероприятий, направленных на поддержание или восстановление здоровья, поскольку процедура суррогатного материнства непосредственно не влияет на здоровье биологических родителей. Со ссылкой на практику Европейского Суда они подчеркнули, что суррогатное материнство в ряде случаев может превратиться в торговлю детьми.
«В период действия связанных с пандемией COVID-19 ограничений на перемещение между государствами в следственные органы вновь поступил ряд сообщений о нахождении на территории РФ без родителей и без надлежащего присмотра и ухода младенцев, рожденных суррогатными матерями, связанных в том числе с их гибелью, и признаках торговли людьми в отношении данных детей, – отмечается в пояснительной записке. – Принятие законопроекта будет служить надежной основой для успешного решения задач, которые стоят перед нашим государством в сфере защиты и гарантированности прав наших детей».
Относительно приобретения российского гражданства детьми, рожденными суррогатными матерями для иностранных родителей, авторы поправок указали, что это не будет препятствовать выезду ребенка со своими родителями в страны их проживания, а направлено лишь на «создание дополнительных механизмов защиты прав несовершеннолетних граждан РФ, в том числе пострадавших от преступлений за пределами РФ».
Отзыв правительства
Правительство РФ поддержало концепцию проекта, однако указало на необходимость более комплексной и детальной проработки затрагиваемой им правовой проблемы.
В отзыве отмечается, что предлагаемое регулирование в части приобретения ребенком, рожденным в результате суррогатного материнства, гражданства Российской Федерации является избыточным, поскольку это урегулировано положениями ст. 12 Закона о гражданстве. Более того, проектируемые нормы не согласуются с понятием института гражданства Российской Федерации, установленным в законодательстве.
«В целях соблюдения принципа приоритета интересов детей в законопроекте требуется решить вопрос о возможности использования суррогатного материнства иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, исходя из сроков совместного проживания в браке и проживания на территории Российской Федерации с учетом регистрации (признания) брака в соответствии с российским законодательством. Необходимо детально регламентировать предмет договора о суррогатном материнстве, определив его стороны, существенные условия, права и обязанности сторон, их ответственность за нарушение такого договора», – указало правительство.
Кроме того, в отзыве обращается внимание на то, что законопроект содержит риски нарушения прав и интересов ребенка, рожденного суррогатной матерью, в случаях отказа потенциальных родителей от него до государственной регистрации рождения в отсутствие заинтересованности суррогатной матери в дальнейшей судьбе ребенка, а также игнорирования суррогатной матерью условий договора в части записи в акте о рождении ребенка факта своего материнства и права потенциальных родителей по оспариванию данного действия только в судебном порядке. Также указывается, что не решен вопрос о возможном использовании донорских половых клеток и эмбрионов граждан РФ иностранными гражданами.
Правительство также отметило, что вводимый запрет для иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении использования суррогатного материнства может рассматриваться как нарушение Российской Федерацией положений ряда международных договоров, участником которых она является, в частности Договора о Евразийском экономическом союзе 2014 г., Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации 2006 г. и ряда других.
Эксперты критически отнеслись к проекту
Эксперт в области репродуктивного права, генеральный директор компании «Росюрконсалтинг» Константин Свитнев полагает, что законопроект не решает ни одну из проблем в области правового регулирования суррогатного материнства в России, а лишь усугубляет их и даже создает новые препятствия на пути людей, желающих стать родителями, подрывает демографическую безопасность и уменьшает доходы федерального бюджета. По его мнению, поправки противоречат ст. 19, 41, 55 Конституции РФ, равно как и ст. 5 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ. «Все цивилизованные страны развивают медицинский туризм, гордятся тем, что к ним приезжают на лечение, оставляют в клиниках немалые деньги, увеличивая тем самым налогооблагаемую базу и пополняя бюджет. Получается, что приехать в Россию на роды можно, а для того, чтобы пройти лечение от бесплодия, – нельзя», – заметил эксперт.
Константин Свитнев полагает, что законопроект появился на волне слухов и спекуляций вокруг суррогатного материнства, а его принятие ничем не обосновано и представляет собой произвольное вмешательство государства в личную жизнь бесплодных пар, для которых единственный способ стать родителями – суррогатное материнство. «Ни одного реального случая якобы имевшей место торговли детьми под видом суррогатного материнства не выявлено. Все программы суррогатного материнства осуществлялись в лицензированных клиниках ЭКО. Между всеми детьми, фигурирующими в уголовном деле, которое и послужило триггером разработки этого законопроекта, и их родителями присутствует прямая генетическая связь. Нельзя “купить” своего собственного, генетически родного ребенка, который и так уже “принадлежит” своим родителям по праву происхождения, по праву родства, по праву крови. Разговоры о десятках тысяч “суррогатных” детей, которых якобы ежегодно вывозят за рубеж иностранцы, не соответствуют действительности. В среднем в год по программам суррогатного материнства в России рождается порядка 650 детей, при этом иностранцы составляют не более 15–20% от числа российских пациентов», – пояснил юрист.
Он указал, что норма об автоматическом предоставлении гражданства выношенным суррогатными матерями иностранным детям по факту их рождения на территории РФ в корне меняет основополагающие принципы предоставления российского гражданства и прямо противоречит как ст. 12 действующего Закона о гражданстве РФ, так и всей концепции нового закона о гражданстве, принятого Госдумой в первом чтении в апреле этого года.
«Законопроект обрекает на уничтожение эмбрионы иностранных граждан, уже ставших пациентами российских клиник репродукции, так как их использование в программах суррогатного материнства станет невозможным», – добавил Константин Свитнев.
Адвокат, руководитель семейной практики КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина заметила, что само объяснение запрета россиянкам по своему желанию вынашивать детей иностранцев за соответствующую и немаленькую оплату тем, что такое вынашивание может повлечь вред для здоровья детей в случае ненадлежащего ухода за ними суррогатными матерями, выглядит странно: «Фактически законодатель признает преступные действия российских и иностранных суррогатных матерей, не обеспечивающих надлежащий уход за рожденными детьми, при этом не усиливая ответственность медицинских центров и самих женщин за такие деяния, а запрещая суррогатное материнство для иностранцев».
Она добавила, что в целом законопроект производит впечатление «моралистского», притом что проблему можно было бы решить просто качественным формированием системы правового регулирования и государственного контроля, повышенных тарифных ставок для иностранцев и обязательного нахождения при рождении ребенка иностранных родителей, нахождения суррогатной матери и ребенка в специализированном медицинском учреждении до момента вывоза ребенка родителями за рубеж.
Юрист, руководитель Новосибирского регионального центра суррогатного материнства и донорства «СибАист» Юнна Зверева назвала предложенные проектом изменения бессмысленными, популистскими и не решающими никаких действительных проблем в этой сфере, это «запрет ради запрета». «Клятву Гиппократа никто не отменял, а ЭКО и суррогатное материнство – это именно врачебная помощь, а не врачебная услуга. И никакие попытки противников придать этой теме политические, религиозные или какие-либо иные мотивы для людей, не имеющих по состоянию здоровья возможности зачать, выносить и родить своих детей самостоятельно в течение иногда десятков лет, значения не имеют. И любая уважающая себя клиника ЭКО рекомендует пациентам программу суррогатного материнства только при очень жестком соблюдении медицинских показаний к таковой», – отметила она.
При этом эксперт обратила внимание на то, что законодатель оставляет без внимания куда более серьезные вопросы, необходимость правового регулирования которых назрела уже давно. «Это и обязательность психологического заключения для потенциальных родителей и кандидатки в суррогатные матери, и возможность оплаты вознаграждения суррогатной матери за счет государственных или муниципальных бюджетов, что значительно увеличит число потенциальных родителей, которые смогут воспользоваться такой программой, и самый главный вопрос для программы суррогатного материнства – чтобы потенциальные родители были признаны родителями уже в момент заключения договора с суррогатной матерью на вынашивание и рождение ребенка, а не суррогатная мама после родов решала судьбу чужого ей по крови ребенка», – полагает Юнна Зверева.