ФСИН направила Владимиру Путину предложения по улучшению условий содержания в СИЗО
Перечень мер, включающих законодательные изменения, был разработан ведомством совместно с СПЧ во исполнение поручения Президента России
В комментарии «АГ» член СПЧ, советник ФПА Игорь Пастухов отметил, что, хотя предложения ФСИН не могут решить всех имеющихся проблем, они заслуживают поддержки, и их законодательное закрепление будет способствовать улучшению реализации прав человека в условиях СИЗО. Эксперты «АГ» также поддержали предложенные меры, при этом один из адвокатов отметил, что отдельные предложения требуют доработки.
Как сообщается на сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, директор ФСИН России Геннадий Корниенко направил в адрес Президента РФ Владимира Путина предложения по улучшению условий содержания в СИЗО, подготовленные во исполнение его поручения по итогам первого после плановой ротации заседания СПЧ 11 декабря 2018 г., о котором ранее писала «АГ».
Содержание предложений
Как указано в обращении директора ФСИН от 27 июня (имеется в распоряжении «АГ»), в уголовно-исполнительной системе России действуют 211 СИЗО и 95 специальных помещений на территории пенитенциарных учреждений. Общий лимит наполнения превышает 128 тыс. мест, при этом в изоляторах, по состоянию на 1 июня, содержалось более 100 тыс. человек.
Ведомство обратило внимание на снижение количества СИЗО, где не соблюдаются нормы санитарной площади, – с 2012 г. оно сократилось более чем втрое – с 69 до 19. Также в 1,7 раза (с 96 до 58) сократилось число учреждений, где условия содержания не соответствовали законодательству РФ. Средний размер санитарной площади на человека составляет 5,1 кв. м при норме в 4 кв. м. В то же время в Республике Крым он составляет от 2,3 кв. м, а в Московской области – до 3,8 кв. м. Треть камерного фонда российских СИЗО нуждается в капремонте.
В документе отмечается, что в рамках федеральных целевых программ было построено 14 СИЗО и 34 режимных корпуса, что позволило разгрузить действующие изоляторы в 25 субъектах РФ. Запланировано строительство еще 17 изоляторов и режимных корпусов – в первую очередь в регионах, где ситуация с размещением подследственных остается наиболее сложной. «В результате проводимой работы условия содержания под стражей <…> улучшаются. На начало 2019 года число СИЗО, в которых подследственные содержались в надлежащих условиях, составило 73,4%. Работа в данном направлении ФСИН России будет продолжена», – сообщается в документе.
Ведомство указало, что по сравнению с 2014 г. доля поступивших в СИЗО лиц, привлекающихся к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести, возросла на 5,6%. При этом количество освобожденных в связи с истечением срока стражи увеличилось более чем на 60%.
Также отмечается, что 17 мая в Госдуму были внесены разработанные по инициативе Минюста и ФСИН с учетом практики ЕСПЧ законопроекты о совершенствовании механизма компенсаций за нарушения, связанные с ненадлежащими условиями содержания под стражей в исправительных учреждениях, об одном из которых также писала «АГ».
Подчеркивается последовательная позиция судов, направленная на гуманизацию уголовного законодательства и включающая более широкое применение наказаний, не связанных с лишением свободы. При этом ведомство указало на целесообразность возвращения к предложениям Верховного Суда РФ по закреплению в УК понятия уголовного проступка и освобождению от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших такой проступок. «Главным положительным результатом такой новеллы, – подчеркивается в документе, – станет возможность замены уголовной ответственности по более чем 80 составам преступлений небольшой тяжести на иные меры уголовно-правового характера, не влекущие судимости совершивших их лиц и связанных с ней негативных последствий, в том числе содержания под стражей и в местах лишения свободы».
Перечень предложений ведомства включает семь пунктов.
В частности, ст. 23 Закона о содержании под стражей предлагается дополнить положением о праве начальника места содержания под стражей отказаться от приема подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести в случае переполненности камер в следственном изоляторе и невозможности обеспечить данных лиц установленной нормой санитарной площади в камере. Поправками в ст. 13 Закона предусмотрена возможность перевода лица в ИВС не более чем на 20 суток в пределах территории населенных пунктов, где находятся СИЗО.
Также предлагается внести изменения в законодательство в части возможности перевода осужденного, содержащегося под стражей, по решению ФСИН из СИЗО с дефицитом мест в соответствующее учреждение иного территориального органа ведомства с обеспечением права участвовать в рассмотрении апелляционной жалобы по видеоконференцсвязи и с его согласия.
В ст. 99 УПК РФ предложено внести дополнение, что суды, избирая меру пресечения в виде заключения под стражу, должны учитывать возможность обеспечения подозреваемого и обвиняемого указанной нормой санитарной площади, а в ст. 389.10 зафиксировать, что срок рассмотрения уголовного дела в апелляции не должен превышать 6 месяцев и может быть продлен в исключительных случаях по решению суда.
Предлагается запретить избрание данной меры пресечения в отношении женщин, имеющих детей до трех лет, беременных, а также инвалидов I и II групп, кроме подозреваемых и обвиняемых в особо тяжких преступлениях либо при особо опасном рецидиве, а также исключить содержание под стражей лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за совершение преступлений отдельных категорий, предусматривающих лишение свободы сроком до 5 лет, в целях более широкого применения иных мер пресечения.
Кроме того, предложено ввести принудительную высылку иностранных граждан из России как новый вид уголовного наказания, который может применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания либо как иная мера уголовно-процессуального воздействия.
На запрос «АГ» прокомментировать указанные предложения в пресс-службе ФСИН сообщили, что ответ будет предоставлен позднее.
Предложения ФСИН заслуживают поддержки
Комментируя предложения ФСИН, член СПЧ, советник Федеральной палаты адвокатов РФ Игорь Пастухов отметил, что ведомство не только полностью согласилось с позицией Совета о необходимости законодательного запрета на применение указанной меры пресечения к женщинам и инвалидам, но и расширило перечень, предусмотрев введение такого запрета и для отдельных категорий лиц, подозреваемых в совершении преступлений, максимальное наказание за которые не может превышать пять лет лишения свободы. «Правда, предложение не содержит указаний на такие категории», – добавил он.
СПЧ поддержал и предложение ФСИН предоставить руководителям ведомства право отказывать в приеме подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести в случае переполнения изолятора, приводящего к нарушению нормы площади на одного человека в камере. «Предложение Совета было более радикальным, охватывало также и подозреваемых в совершении тяжких преступлений, с ограничениями только для тех же категорий, что и при применении мер пресечения в отношении женщин и инвалидов», – пояснил он.
Кроме того, добавил Игорь Пастухов, СПЧ полностью поддержал предложения ФСИН о введении в законодательство ограничения срока стражи на период рассмотрения уголовных дел в апелляции и введении уголовного наказания в виде выдворения. «Это предложение высказывалось на встрече членов Совета с Президентом РФ в 2018 г. Оно основано на том, что, даже когда по обстоятельствам дела суды приходят к выводу, что преступник мог бы быть наказан без применения реальных мер лишения свободы (условно, с отсрочкой исполнения и т.п.), они не могут принять такой приговор в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, – пояснил он. – Для этих категорий лиц не существует возможности исполнения более мягких наказаний. На практике это приводит к тому, что за одинаковые преступления иностранцы несут значительно более тяжкое наказание, чем граждане России. Такое положение нельзя считать нормальным».
По мнению советника ФПА, также заслуживают поддержки предложения ФСИН, предусматривающие законодательное закрепление мер, которые принимаются администрацией СИЗО для снижения сверхнормативной наполняемости.
«Безусловно, предложения ФСИН не могут решить всех имеющихся проблем. Например, они не предусматривают мер для реализации прав заключенных под стражу лиц на свидание с защитником в самый тяжелый и значимый момент – непосредственно после момента доставления в следственный изолятор, которые нарушаются существующими проблемами с доступом в следственные кабинеты. Но все указанные предложения ФСИН заслуживают поддержки, и превращение их в закон, безусловно, будет способствовать улучшению реализации прав человека в условиях СИЗО», – резюмировал он.
Инициативы обоснованны, но требуют доработки
По мнению адвоката АК «Бажинов и Партнеры» Георгия Скурятина, предложения ведомства в случае их поддержки законодателем, безусловно, положительно повлияют на условия содержания подследственных в СИЗО. «Инициативы ФСИН обоснованны, своевременны, являются продолжением многолетнего реформирования УИС, в том числе направленного на улучшение условий содержания заключенных», – отметил эксперт. В то же время, добавил он, указанные предложения – это только инициативы, которые могут стать реальностью в неопределенном будущем, и будут ли они приняты и в каком виде, покажет время.
Как отметил председатель президиума МКА «РОСАР» Сергей Ахундзянов, предложения ФСИН в целом можно оценить положительно. «Если, конечно, они не направлены на “лакировку”, некий косметический ремонт “фасада” пенитенциарной системы», – добавил он.
По мнению эксперта, отдельные предложения не должны иметь «резиновых формулировок» и быть словесными «вставками», а носить императивный характер. «Так, начальника СИЗО предлагается законодательно наделить правом не принимать подследственных сверх лимита. И этот вопрос вновь будет зависеть от отдельных должностных лиц, не являющихся независимыми от вышестоящего руководства и руководителей иных правоприменительных органов, – пояснил Сергей Ахундзянов. – Не думаю, что начальник изолятора не прислушается к веским словам надзирающего прокурора или представителей серьезных силовых структур. Поэтому, как представляется, он не должен иметь такого права – не принимать заключенных сверх лимита, – это должно быть прямо запрещено законом. Начальник СИЗО в таком случае будет понимать, что, нарушив лимит, он как минимум совершает должностное правонарушение, превышает служебные полномочия».
Существенные сомнения в обоснованности и целесообразности, полагает адвокат, вызывает предложение о переводе заключенных из СИЗО в ИВС на срок до 20 суток. «Известно, что в Московском регионе условия содержания в ИВС значительно хуже, и не только в бытовом отношении. Там активно и эффективно проводятся различные ОРД, оперативные комбинации, возможны провокации. Сотрудники правоохранительных органов имеют возможность, в том числе в выходные и праздники, посещать заключенных в отсутствие их адвокатов, нередко оказывая противозаконное психологическое и иное воздействие. Поэтому длительное пребывание в ИВС может превратиться не только в затянувшуюся пытку, но и в механизм принуждения принятия в интересах следствия решений, в том числе самооговора, дачи заведомо ложных показаний», – подчеркнул он.
Предложения о запрете заключать под стражу женщин и инвалидов, по мнению Сергея Ахундзянова, требуют значительной доработки: «Как, например, быть с отцами, а также с опекунами, у которых на воспитании по решению суда находятся малолетние дети?»
«Нельзя не отметить наличие серьезной системной проблемы – подмены правосознания следователя, судьи, прокурора при осуществлении правосудия опасением быть обвиненными в излишней мягкости либо в коррупционной составляющей при избрании меры пресечения либо назначении наказания. Получается, что для правоприменителя менее хлопотно и легче заключить под стражу человека, назначить ему наказание в виде лишения свободы, чем избрать иную меру пресечения и другой вид наказания», – подчеркнул эксперт. Чтобы изоляторы не были переполненными, полагает он, необходима большая работа среди должностных лиц, чтобы те не перестраховывались и принимали процессуальные решения, исключительно руководствуясь законом, справедливостью и правосознанием.
К сожалению, добавил Сергей Ахундзянов, в предложениях ФСИН ничего не сказано о реальном обеспечении заключенных конституционным правом на защиту и получение квалифицированной юридической помощи, в которых они очень нуждаются, особенно первое время после заключения под стражу. «Именно в этот период начинается психологическая и социальная адаптация к условиям СИЗО. А у нас, как правило, в этот период человек оказывается в правовом, и не только, вакууме. Адвокаты стоят в очередях, якобы не хватает кабинетов, плохо организована служба доставки подследственных, необходимо получить от следователя или суда разрешение на доступ адвоката в изолятор, – пояснил он. – Наши доверители, с которыми также обсуждались эти проблемы, заверяли, что готовы спать в две-три смены и терпеть бытовые лишения, главное – чтобы адвокат мог приходить к ним больше чем раз в месяц».
В качестве первых шагов, не требующих больших материальных затрат, Сергей Ахундзянов назвал предоставление следователям и адвокатам возможности работать в изоляторах до 21.00, в том числе в выходные и праздничные дни. «Такой порядок уже не один год действует в Республике Карелия и весьма положительно оценивается не только коллегами, но и заключенными под стражу», – пояснил он.
Важным условием обеспечения гражданину в СИЗО права на защиту, по мнению адвоката, является предоставление в течение первых суток помещения в изолятор возможности на кратковременный телефонный разговор для приглашения защитника. «Установление норматива доставки и смены обвиняемых в следственные кабинеты, а также увеличение состава штатных сотрудников изоляторов, несомненно, будет способствовать преодолению проблемы адвокатских очередей. Наличие доступного для адвокатов и следователей электронного учета занятости кабинетов СИЗО и времени доставки следственно-арестованных обеспечат реальную возможность общественного контроля работы пенитенциарных учреждений», – подытожил Сергей Ахундзянов.