Минюст хочет получить право оспаривать в суде региональные НПА

Ведомство предлагает наделить его правом обращения в суд с административным иском о признании нормативного правового акта субъекта РФ, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части

Минюст хочет получить право оспаривать в суде региональные НПА

Один из адвокатов отметил, что предоставление Минюсту России права подавать административные исковые заявления только улучшит правотворческую практику субъектов РФ и органов местного самоуправления. Второй отметил, что предоставление права федеральному органу исполнительной власти обращаться в суд в случае, если его компетенция не затрагивается, по сути, представляет собой некую форму контроля над представительными органами регионов и муниципалитетов.

Для общественного обсуждения опубликован законопроект, которым предлагается наделить Минюст правом обращения в суд с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта субъекта РФ, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части. Соответствующие изменения предложены к внесению в ст. 208 КАС РФ.

Согласно проекту правом обращения в суд будут обладать министр юстиции и его заместители. Авторы поправок считают, что это будет способствовать более оперативному исключению из нормативных правовых актов субъектов РФ, уставов и муниципальных актов норм, противоречащих федеральному законодательству, что приведет к повышению гарантий защиты прав граждан и обеспечению интересов государства.

В комментарии «АГ» адвокат АК «Бородин и Партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что с усложнением общественных отношений, являющихся предметом правового регулирования, с возрастанием содержательной и функциональной части управленческой деятельности органов государственной власти субъектов РФ, а также муниципальных образований возрастает объем правотворческой деятельности субъектов РФ и муниципальных образований.

«К сожалению, количество не всегда приводит к качеству нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных образований, более явными становятся недостатки правового регулирования, ослабляющие эффективное и гармоничное функционирование системы нормативно-правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Наряду с ранее существовавшими проблемами правотворчества возникают новые современные задачи совершенствования процесса выработки управленческих решений, принятия правовых актов и обеспечения их согласованного функционирования», – указала Ольга Рогачёва. Она добавила, что роль судебного контроля за законностью нормативных правовых актов субъектов и органов местного самоуправления в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций в таких условиях, безусловно, возрастает.

Адвокат отметила, что существенную нагрузку по исследованию нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ и муниципальных актов на коррупциогенность выполняют и территориальные органы Минюста России. «Важно просчитать правовые риски и предусмотреть возможные последствия применения противоправных норм. При экспертной оценке последствий реализации закона учитываются факторы, способствующие возникновению условий для коррупции (необоснованно широких возможностей ведомственного и локального нормотворчества, коллизий правовых норм, недостаточности устанавливаемых форм контроля за деятельностью должностных лиц и др.)», – посчитала Ольга Рогачёва.

Кроме того, она указала, что Минюстом России при проведении антикоррупционной экспертизы НПА выполняется целый ряд действий: оценка акта с точки зрения соответствия его действующему законодательству, правовая оценка предмета его правового регулирования, компетенции органа, его принявшего, анализ последствий применения норм подвергаемого экспертизе акта, а также возможность возникновения пробелов в правовом регулировании при отмене правового акта и т.д. «Анализ действующего законодательства показывает, что предоставление Минюсту России права подавать административные исковые заявления только улучшит правотворческую практику субъектов РФ и органов местного самоуправления», – резюмировала Ольга Рогачёва.

Адвокат АП г. Москвы Артем Чумаков отметил, что в пояснительной записке авторы законопроекта подчеркивают, что никакого дублирования полномочий с прокуратурой не возникнет, так как прокуроры обращаются в суд только при поступлении материалов (жалоб), а Минюст РФ работает с текстами нормативных актов в ходе своей обычной работы. «Не вдаваясь в обсуждения полномочий прокуроров, могу заметить, что в практике сталкивался с тем, что акты органа местного самоуправления в виде копии обязательно направляются районному прокурору. То есть материалы, как минимум, у прокуроров имеются (правда, после внесения поправок в 2017 г. в Закон о прокуратуре статус этих “материалов” неясен)», – указал адвокат.

Артем Чумаков отметил, что согласно сложившемуся подходу органы государственной власти и органы местного самоуправления (главным образом исполнительные) до настоящего времени обращаются в суд с оспариванием нормативного акта только в случае, если этот акт среди прочего «посягает» на их компетенцию. «Исключение составляет прокуратура как орган межотраслевого надзора. Предоставление федеральному органу исполнительной власти права обращаться в суд и в случае, если его компетенция не затрагивается, по сути, представляет собой некую форму контроля над представительными органами регионов и муниципалитетов и по факту сужает их поле деятельности», – посчитал адвокат. Между тем, отметил он, принципы разделения властей и разграничения полномочий не только являются конституционными и закреплены в ст. 10, 71–73 Конституции, но и являются неотъемлемыми чертами правового демократического государства.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля