Верховный Суд хочет увеличить порог входа в процедуру банкротства
Пленум ВС постановил внести в Госдуму законопроект, которым помимо прочего общий размер требований для инициирования процедуры банкротства юрлица увеличивается с 300 тыс. до 2 млн руб.
Одна из экспертов «АГ» посчитала, что поправки не являются системным переписыванием устоявшихся правил, а, скорее, вносят точечные изменения, которые назрели давно. Другая считает, что законопроект призван снизить нагрузку на арбитражные суды, многие из которых сейчас завалены банкротными делами. Третий негативно оценил увеличение размера задолженности, необходимой для инициирования банкротства, заметив, что сейчас низкий «потолок» позволяет поддерживать исполнительскую дисциплину небольших компаний. Четвертый считает, что без существенных изменений в сфере исполнительного производства предложенное увеличение номинального размера долга для возбуждения процедуры банкротства вряд ли будет иметь положительный эффект.
19 декабря Пленум Верховного Суда принял постановление о внесении в Госдуму законопроекта, предусматривающего ряд поправок в Закон о банкротстве, направленных на упрощение проведения процедур банкротства и увеличение минимального размера требований кредиторов.
Увеличение размера требований кредиторов
Поправками, в частности, предлагается установить в п. 2 ст. 6 Закона о банкротстве, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику-юрлицу в совокупности составляют не менее 2 млн руб., в отличие от указанных сейчас 300 тыс. руб.
Пункт 10 ст. 16 Закона о банкротстве предлагается изложить в иной редакции и закрепить, что возражения относительно требований кредиторов (о составе, о размере и об очередности удовлетворения таких требований) могут быть заявлены лицами, участвующими в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве должника, и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 71 и 100 закона. При этом кредиторы, предъявившие свои требования к должнику в порядке, предусмотренном ст. 71 и 100 Закона о банкротстве, приобретают статус лиц, участвующих в деле, в том числе право на заявление возражений относительно требований других кредиторов. Возражения относительно требований кредиторов также могут быть заявлены лицом, не имеющим объективной возможности предъявить требования к должнику, в том числе в силу процессуальных или процедурных особенностей возникновения (подтверждения) требований, но обосновавшим вероятность их предъявления в будущем.
В случае принятия законопроекта ст. 16 Закона о банкротстве дополнится п. 12, согласно которому если арбитражный управляющий или кредиторы полагают, что права и законные интересы кредиторов нарушены судебным актом, на котором основано заявленное в деле о банкротстве требование кредитора, указанные лица вправе обратиться в установленном процессуальным законодательством порядке с заявлением об отмене судебного акта по правилам пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам и о повторном рассмотрении дела. Предусмотренный процессуальным законодательством срок подачи такого заявления исчисляется с момента, когда указанные лица узнали или должны были узнать о нарушении их прав и законных интересов данным судебным актом.
Копия заявления направляется кредитору, должнику, арбитражному управляющему и представителю собрания (комитета) кредиторов, которые извещаются судом о рассмотрении заявления. Сведения о подаче заявления о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам включаются арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение 10 рабочих дней с момента, когда он узнал о поданном заявлении.
При этом лица, названные в п. 10 ст. 16 закона, вправе принять участие в рассмотрении указанного заявления, в том числе представить новые доказательства и заявить новые доводы, которые не представлялись и не заявлялись при первоначальном рассмотрении дела. Повторная подача указанного заявления этими лицами по тем же основаниям не допускается.
Деятельность арбитражного управляющего и ее оплата
В п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве предлагается добавить, что арбитражный управляющий вправе запрашивать необходимые сведения без предварительного обращения в арбитражный суд.
В ст. 20.6 закона п. 9 предлагается дополнить абз. 2–4 и указать, что сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего, составляющая менее 100 тыс. руб., рассчитывается и выплачивается арбитражным управляющим самостоятельно. Сумма процентов по вознаграждению от 100 тыс. до 1 млн руб. подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 60 закона. Сумма, составляющая более 1 млн руб., подлежит утверждению арбитражным судом в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 60 закона.
При этом в ст. 20.6 закона предусматривается включение нового пункта, согласно которому в исключительных случаях сумма процентов по вознаграждению арбитражного управляющего может быть снижена судом по ходатайству лица, участвующего в деле, при ее явной несоразмерности вкладу управляющего в достижение результатов процедуры банкротства.
Заявления и жалобы
В ст. 60 Закона о банкротстве предложено закрепить, что заявления и ходатайства, в том числе о разногласиях, возникших между арбитражным управляющим, кредиторами или должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов, жалобы на действия (бездействие) управляющих, на решения собрания или комитета кредиторов, а также иные обособленные споры по заявлениям лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу, рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено законом. По результатам рассмотрения указанных обособленных споров арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано.
В предусмотренных законом случаях обособленные споры рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве. По результатам рассмотрения обособленного спора арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части.
В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение 15 дней со дня его изготовления.
При этом арбитражный суд вправе по своей инициативе или по мотивированному ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве и в процессе по делу о банкротстве, назначить судебное заседание с вызовом лиц, участвующих в этом деле.
В порядке и в сроки, которые установлены п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве, рассматриваются разногласия между арбитражным управляющим и гражданами, в пользу которых вынесен судебный акт о взыскании ущерба, причиненного жизни или здоровью, а также между арбитражным управляющим и представителем работников должника в случаях, предусмотренных п. 11 ст. 16 закона. Заявления и жалобы, поданные лицами, не имеющими права на обжалование, или с нарушением установленного настоящей статьей порядка, подлежат возвращению.
Согласно проектируемой редакции ст. 61 «Порядок и сроки обжалования определений арбитражного суда, вынесенных при рассмотрении обособленных споров в деле о банкротстве» определения арбитражного суда, вынесенные по результатам рассмотрения разногласий, заявлений, ходатайств и жалоб, а также при разрешении иных обособленных споров в деле о банкротстве, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их вынесения. Жалоба на постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции, может быть подана в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий месяца со дня вступления в законную силу такого постановления, если п. 3 настоящей статьи не установлено иное.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по результатам рассмотрения жалобы на определение первой инстанции о назначении экспертизы, предусмотренной Законом о банкротстве, или об отказе в ее назначении; об обязании внести на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном для погашения расходов по делу о банкротстве; о перечислении денежных средств с депозитного счета суда, является окончательным и не подлежит обжалованию, указано в законопроекте.
Требования кредиторов
В п. 2 ст. 71 Закона о банкротстве ВС предлагает указать, что по истечении 30 календарных дней со дня окончания срока предъявления требований кредиторов арбитражный суд рассматривает поступившие требования для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. Требования кредиторов рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено п. 3 этой статьи. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
В случае подачи апелляционной жалобы на определение, вынесенное в виде резолютивной части, арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение 15 дней со дня его изготовления.
В п. 3 той же статьи отмечается, что возражения относительно требований кредиторов могут быть заявлены лицами, указанными в п. 10 ст. 16 Закона о банкротстве. Такие лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов. Возражения относительно требований кредиторов должны поступить непосредственно в арбитражный суд до истечения срока, указанного в п. 2 ст. 71 закона. Требования кредиторов, по которым поступили мотивированные возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда в течение месяца после окончания срока заявления возражений. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения таких требований.
Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения требований кредиторов. Рассмотрение требований кредиторов в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 71, в том числе при наличии поступивших возражений, не может являться единственным основанием для отмены определения арбитражного суда.
В п. 8 ст. 71 Закона о банкротстве предлагается закрепить, что если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр требований кредиторов станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в суд с заявлением об исключении требования кредитора из реестра либо об изменении его очередности. Такое заявление может быть подано в течение трех месяцев с момента, когда этому лицу стало или должно было стать известно о наличии указанных обстоятельств. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен арбитражным судом.
Согласно поправкам в п. 3 ст. 100 закона требование кредитора будет рассматриваться судьей единолично без проведения судебного заседания, если иное не предусмотрено п. 4 этой статьи. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение в виде резолютивной части о включении или об отказе во включении требования в реестр требований кредиторов с указанием размера и очередности удовлетворения такого требования. В случае подачи апелляционной жалобы арбитражный суд в течение пяти дней изготавливает мотивированное определение. Мотивированная жалоба на такое определение может быть направлена в течение 15 дней со дня его изготовления.
Эту же статью ВС предлагает дополнить п. 3.1, согласно которому возражения относительно требования кредитора могут быть заявлены лицами, указанными в п. 10 ст. 16 закона. Такие лица вправе заявлять о пропуске срока исковой давности по предъявленным к должнику требованиям кредиторов. Возражения относительно требования кредитора должны поступить непосредственно в арбитражный суд до истечения срока, указанного в п. 3 ст. 100 закона.
Требования кредитора, по которым поступили мотивированные возражения, рассматриваются в заседании арбитражного суда в течение месяца после окончания срока заявления возражений. Арбитражный суд вправе по своей инициативе назначить судебное заседание для рассмотрения требования кредитора. Рассмотрение требований кредиторов в порядке, предусмотренном п. 3 статьи 100, в том числе при наличии поступивших возражений, не может являться единственным основанием для отмены определения арбитражного суда.
В п. 8 ст. 100 Закона о банкротстве предлагается закрепить, что если лицу, имеющему право на заявление возражений, после включения требования кредитора в реестр станут известны обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности требования кредитора либо об иной его очередности, такое лицо вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением, которое может быть подано в течение трех месяцев.
Действующий п. 2 ст. 124 закона предусматривает, что конкурсное производство вводится на срок до шести месяцев, а его срок может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев, но Верховный Суд предлагает указать, что при отсутствии ходатайства конкурсного управляющего о завершении процедуры конкурсного производства ее срок продлевается на шесть месяцев.
Увеличение минимального размера требований кредиторов и иные поправки
В п. 5 ст. 177 «Общие положения банкротства сельскохозяйственных организаций» совокупные требования для возбуждения производства по делу о банкротстве сельскохозяйственной организации предлагается увеличить с 500 тыс. до 3 млн руб. Такой же размер требований предусматривается для субъектов естественной монополии. В п. 4 ст. 190 «Общие положения банкротства стратегических предприятий и организаций» сумму требований предлагается увеличить до 1 млн руб.
Статью 213.1 «Регулирование отношений, связанных с банкротством граждан» предлагается дополнить п. 6, согласно которому супруг (бывший супруг) гражданина, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, приобретает статус лица, участвующего в деле о банкротстве.
Пункт 1 ст. 213.26 закона излагается в иной редакции, в которой определяется порядок утверждения проекта положения о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества гражданина с указанием начальной цены продажи имущества.
Кроме того, в ч. 2 ст. 223 АПК предлагается указать, что дела о банкротстве рассматриваются судьей единолично, если иное не предусмотрено ст. 17 Кодекса или иными федеральными законами, регулирующими вопросы банкротства.
Стоит отметить, что 30 ноября 2018 г. Верховный Суд внес в Думу законопроект № 598603-7 о наделении арбитражных управляющих полномочиями на включение требований кредиторов в соответствующий реестр, который за пять лет был рассмотрен лишь в первом чтении. Его Пленум ВС постановил отозвать.
Эксперты проанализировали проект поправок
Советник, соруководитель практики банкротства и реструктуризации Level Legal Services Лидия Солодовникова посчитала, что законопроект содержит два блока изменений: для организаций и для граждан. «Блок поправок про организации носит характер процессуальной экономии и направлен, с одной стороны, на упрощение проведения процедур банкротства, а с другой, на приближение такого проведения к текущим реалиям. В частности, множество изменений касается рассмотрения обособленных споров без вызова лиц, участвующих в деле, с изготовлением только резолютивной части решения суда (мотивировочная часть будет готовиться только по запросу) и возможностью рассмотрения требований кредиторов в судебном заседании при поступлении возражений на них или по инициативе суда, продление процедуры конкурсного производства на шесть месяцев автоматически, а также возможность управляющему самостоятельно решать определенные вопросы, например касательно расчета и выплаты вознаграждения до 100 тыс. руб.», – указала она.
При этом, добавила эксперт, часть поправок направлены на исключение путаницы при обжаловании судебных актов по обособленным спорам, так как ВС РФ предлагает все акты обжаловать в апелляционную инстанцию в месячный срок вместо 10-дневного срока по отдельным обособленным спорам, после чего – в месячный срок в кассационную инстанцию. Но в то же время, заметила она, вносятся и существенные правки, например закрепление в законе давно введенного судебной практикой на уровне Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» института экстраординарного обжалования.
Среди существенных поправок в этом блоке Лидия Солодовникова отметила и увеличение минимального порога для возбуждения процедуры банкротства: 1 млн руб. – для обычных юрлиц, 3 млн руб. – для сельскохозяйственных организаций и для стратегических предприятий и субъектов естественной монополии.
В блоке про граждан изменения носят скорее смысловой характер, считает Лидия Солодовникова. Правки включают утверждение собранием кредиторов порядка продажи имущества граждан, включение супруга (бывшего супруга) должника в круг лиц, участвующих в деле, а также предоставление управляющему права на запрос информации о супруге должника и его имуществе. «Из процессуальных нововведений процедура реализации имущества гражданина продлевается на шесть месяцев, если финансовый управляющий не заявит ходатайство о завершении процедуры», – указала она. По ее мнению, данные поправки являются отражением реалий банкротного мира и не меняют коренным образом Закон о банкротстве, не являются системным переписыванием устоявшихся правил, а, скорее, носят точечные изменения, которые назрели давно.
Адвокат, советник Dentons Мария Михеенкова заметила, что законопроект призван снизить нагрузку на арбитражные суды, многие из которых сейчас завалены банкротными делами. «В качестве одной из ключевых мер законопроект предусматривает рассмотрение судьей целого ряда обособленных споров в делах о банкротстве, по общему правилу, без вызова сторон, без проведения судебного заседания и без изготовления мотивированного определения. В частности, это относится к спорам о включении требований в реестр требований кредиторов должника. Многие из таких споров носят формальный характер. Предлагается по умолчанию рассматривать требования без судебного заседания и извещения сторон, а в случае поступления от кого-либо возражений на требование – рассматривать его в судебном заседании. Однако вызывает опасения тот факт, что в законопроекте предлагается прямо предусмотреть: нарушение данного правила, т.е. рассмотрение “спорных” требований без проведения заседания, само по себе не является основанием к отмене соответствующего определения суда. Кроме того, с практической точки зрения подать и обосновать возражения на требования других кредиторов при такой процедуре может быть затруднительно», – указала она.
Также без проведения заседания предлагается рассматривать вопрос о продлении процедуры конкурсного производства, причем в отсутствие ходатайства конкурсного управляющего о ее завершении она автоматически продлевается. Такие поправки можно только приветствовать, считает Мария Михеенкова, поскольку продление процедуры носит чисто формальный характер. «А вот предложение в таком же порядке решать вопрос об истребовании у бывшего руководителя документов для передачи конкурсному управляющему – спорное. Такое истребование может повлечь массу различных последствий, например с точки зрения субсидиарной ответственности бывшего руководителя. Соответствующие споры выливаются в нешуточные баталии. Так же странно без проведения заседания решать вопрос об освобождении арбитражного управляющего от обязанностей – этот вопрос очень часто крайне спорный», – заметила адвокат.
В качестве плюса законопроекта Мария Михеенкова отметила внесение в текст Закона о банкротстве разъяснений высших судов относительно права кредиторов и арбитражного управляющего обжаловать судебные акты, на которых основывают свои требования другие кредиторы, и порядка исчисления процессуальных сроков такого обжалования. Также поправки прямо закрепляют право не только кредиторов, но и лиц, предъявивших или могущих предъявить свои требования к должнику, возражать против требований других кредиторов – это тоже можно только приветствовать, считает она.
Адвокат МКА «Вердиктъ» Юнис Дигмар полагает, что законопроект ВС частично отражает уже существующие реалии. Так, в частности, предлагаемое дополнение ст. 16 Закона о банкротстве п. 12, закрепляющим право управляющих и включающихся или уже включившихся кредиторов обратиться с заявлением о пересмотре судебных актов, на которых основано требование конкурирующего кредитора, было фактически закреплено в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 35. «Однако Верховный Суд не предлагает закрепить на законодательном уровне возможность обжалования такого судебного акта, предлагая его сразу пересматривать. Безусловно, это расширит гарантии прав лиц, участвующих в деле о банкротстве, на доступ к правосудию. Все же возможность выбора я бы оставил, поскольку зачастую доводы сторон не всегда сводятся к фактическим обстоятельствам, а связаны с правовой составляющей», – заметил он.
Увеличение порога задолженности для инициирования банкротства юрлиц с 300 тыс. руб. сразу до 2 млн руб. Юнис Дигмар оценил негативно. По его мнению, сейчас столь низкий «потолок» позволяет поддерживать исполнительскую дисциплину небольших компаний под угрозой их банкротства и привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности. После повышения порога взыскание задолженности вновь переместится в сферу исполнительного производства, которое, как считает адвокат, уже давно не отвечает принципу своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
«Приведение сроков обжалования судебных актов по обособленным спорам к единым стандартам можно оценить положительно, поскольку в настоящее время 10-дневный срок апелляционного обжалования не всегда достаточен для формирования позиции, а вот двухмесячный срок кассационного обжалования необоснованно затягивает процедуры банкротства», – полагает Юнис Дигмар. Однако оценивать введение так называемого документарного судопроизводства, по его мнению, пока рано, только развитие правоприменительной практики покажет, является ли данное нововведение обоснованным, однако, в отличие от упрощенного производства, обособленные споры в банкротстве требуют особого внимания и зачастую устных пояснений представителя, с тем чтобы довести до суда существенную информацию и опровергнуть доводы процессуальных оппонентов, что не всегда получается сделать лишь при «бумажном» рассмотрении.
Старший юрист Арбитраж.ру Антон Кравченко посчитал, что в большинстве своем изложенные в законопроекте поправки направлены на ускорение процедуры банкротства, с одной стороны, и на расширение правомочий для кредиторов, с другой. По его мнению, необходимость в подобной реформе назрела уже давно.
Во-первых, Верховным Судом предложен компромиссный механизм рассмотрения требований кредиторов, при котором суд рассматривает заявления кредиторов о включении требований в реестр без явки сторон, за исключением случаев, когда в суд поступили возражения относительно заявленных требований. Тем самым, не перекладывая на арбитражных управляющих функции по проверке обоснованности требований, ВС предлагает снизить нагрузку судов, освободив их от написания мотивировочной части по бесспорным требованиям, указал Антон Кравченко.
Во-вторых, законопроект наконец-таки может решить проблему с экстраординарным обжалованием судебных актов, которыми «засиливаются» требования различных недобросовестных кредиторов. Так, законопроект предусматривает возможность для кредиторов обратиться с заявлением о пересмотре судебных актов, на которых основывают свои требования иные кредиторы. «В отличие от действовующего механизма, когда кредиторы могут лишь обращаться с апелляционными и кассационными жалобами, законопроект предоставляет возможность рассмотреть такие споры вновь в суде первой инстанции, что существенно улучшает позицию независимых кредиторов», – заметил он.
Также, по мнению Антона Кравченко, стоит положительно отметить установление общих процессуальных сроков обжалования определений, выносимых судом в ходе дела о банкротстве. Так, предполагается, что определения суда по делу о банкротстве будут обжаловаться в месячный срок, по аналогии с общеисковым производством. Учитывая сложность большинства обособленных споров в банкротстве, такая мера является оправданной, полагает юрист.
«Однако у законопроекта есть и спорные положения. Увеличение размера задолженности, достаточного для возбуждения процедуры банкротства, с 300 тыс. до 2 млн руб. выглядит неоправданным. В современных условиях, когда исполнительное производство на практике показывает очень низкую эффективность, существующий механизм возбуждения процедуры о банкротстве подстегивает должников своевременно погашать образующиеся долги. Однако предложенное Верховным Судом увеличение номинального размера долга для возбуждения процедуры банкротства, без существенных изменений в сфере исполнительного производства, вряд ли будет иметь положительный эффект», – заключил он.