В Думу внесен проект поправок в законодательство об иноагентах
Авторы проекта предлагают исключить понятие физлица-иноагента, предоставить суду право включать лиц в реестр и определять оборот активов, при котором лицо признается иноагентом
Один из экспертов «АГ» посчитал, что логичнее было бы исключить из разных законов нормы об иностранных агентах и издать отдельный закон; представленный же законопроект меняет только некоторые «больные» точки. По мнению второго, изменения носят косметический характер и не способны оказать положительное влияние на лиц, занимающихся публичной деятельностью, в том числе СМИ. По мнению третьей, главные достоинства проекта закона – это введение принципа презумпции невиновности в вопросе признания лиц иностранными агентами и наделение суда правом признания лиц выполняющими функции иноагента.
В Госдуму внесен законопроект № 35591-8, которым предлагается внести изменения в различные законодательные акты в части уточнения процедуры признания физических и юридических лиц иностранными агентами и порядка предоставления отчетности.
В проекте указывается, что изначально иноагентами должны были считать тех, кто работает в России, но в интересах других государств и на их деньги. Однако в ходе правоприменительной практике выявилась размытость оснований для внесения в реестр иностранных агентов. Отсутствует и правовая определенность юридического или физического лица, в интересах которого может осуществлять свою деятельность российская организация или гражданин России. Отмечается, что в реестре Минюста уже более 80 СМИ, более 70 НКО и более 60 физических лиц, выполняющих функции иноагентов.
Авторы законопроекта предлагают передать суду право определять, осуществляет ли человек или организация деятельность в интересах иностранного государства или иного лица, а чтобы выявлять факт зависимости, закрепить в ст. 2 Закона о СМИ понятие «иностранный принципал». Под ним будут пониматься любые иностранные правительство, политическая партия, юридическое лицо, корпорация, организация или объединение лиц, которые созданы в соответствии с законами иностранного государства или международного права, и любое иностранное физлицо.
Законопроектом предусматривается, что российские юридические и физические лица могут быть признаны иноагентами, если осуществляют деятельность по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю иностранного принципала или лица, «любая деятельность которого прямо или косвенно контролируется, направляется, регулируется или финансируется полностью или в размере не менее 30% от оборотных активов иностранным принципалом».
Предлагается предоставить российскому юрлицу три месяца со дня получения предупреждения о нарушении законодательства об иностранных агентах для того, чтобы направить ответ и исключить основания нарушения. Отмечается, что если после предупреждения Минюста физлицо или юрлицо участвует в политической деятельности или целенаправленно собирает сведения в области военной, военно-технической деятельности РФ, и при этом они действуют в интересах иностранного принципала или лица, деятельность которого контролируется, направляется, регулируется или финансируется иностранным принципалом, то Минюст может обратиться в суд для принятия решения о признании лица выполняющим функции иноагента. «Таким образом, предлагаемые меры по передаче суду права признавать юридическое или физическое лицо иностранным агентом уравняют права этих лиц и федеральных органов исполнительной власти перед судом и позволят закрепить принцип презумпции невиновности в правоприменительной практике», – считают авторы законопроекта.
Поправки также исключат из Закона о СМИ положение о физических лицах, признаваемых иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иноагента и обязанными учреждать российское юрлицо для дальнейшего внесения в реестр и подачи необходимой по закону отчетности. По мнению авторов поправок, изменения станут дополнительной гарантией свободного ведения деятельности для журналистов.
Законопроект предлагает уточнить критерии физлица-иноагента. Им будет признаваться физлицо, которое действует по приказу, поручению, запросу, указанию или контролю иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации или лица, деятельность которого контролируется, направляется, регулируется или финансируется иностранным источником в области политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в области научно-технической, военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности России. При этом сохраняется возможность признания физлица иноагентом по заявлению самого лица. В ином случае включение физлица в реестр возможно только по решению суда.
Если законопроект примут, такие лица не будут обязаны маркировать сообщения, относящиеся к частной жизни и носящие личный характер. Они не будут обязаны информировать Минюст о целях расходования денежных средств менее 100 тыс. руб., которые зачастую имеют бытовой характер.
Также предлагается сократить перечень политической деятельности и исключить из него положение, связанное с распространением мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике. Предлагается не относить к политической деятельности информирование граждан о деятельности госорганов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, кандидатов, списков кандидатов, агитации по вопросам референдума.
В комментарии «АГ» ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков отметил: текущие нормы о признании организаций и физических лиц иноагентами слишком широки, что приводит к их непрозрачному применению. «Логичнее выглядели бы исключение из разных законов норм об иностранных агентах и издание отдельного закона. Представленный же законопроект меняет только некоторые “больные” точки», – посчитал он.
Например, указал Михаил Хохолков, процедура включения в реестр иноагентов сейчас полностью отдана ведомствам. При этом зачастую иноагенты даже не понимают оснований, по которым признаны таковыми. Эксперт указал, что законопроект предлагает передать такие решения на усмотрение суда, что позволит, во-первых, узнать причины; во-вторых, возразить.
«Но остается без внимания ряд моментов. Предположим, законопроект будет принят. Тогда будут ли пересмотрены дела ранее включенных в реестр иноагентов? Они должны быть пересмотрены, поскольку законопроект исключает понятие “физических лиц, выполняющих функции иностранных СМИ”. Иначе могут возникнут парадоксальные ситуации, которые проект в текущем виде не замечает», – обратил внимание он.
Михаил Хохолков добавил, что много вопросов и к терминологии законопроекта. Например, непонятна цель введения термина «иностранный принципал», и пояснительная записка не дает однозначного ответа на этот вопрос.
По мнению адвоката, управляющего партнера АБ «Правовой статус» Алексея Иванова, кто и как будет выяснять действия по приказу или указанию – большой вопрос. Решение будет принимать суд, однако, учитывая сложившуюся практику, рапорта оперативного сотрудника может оказаться вполне достаточно для суда, посчитал он.
Алексей Иванов обратил внимание, что законопроектом оценивается участие физического или юридического лица в области политической деятельности и (или) целенаправленного сбора сведений в области военной деятельности России, что может повлечь вынесение письменного предупреждения Минюстом, а затем – признание иностранным агентом. «Напомню, что в настоящее время такая деятельность привлекает внимание сотрудников ФСБ, а заканчивается нередко привлечением к уголовной ответственности (государственная измена или шпионаж). Законопроектом расширяется существующий порядок: предупреждение, признание иностранным агентом, а дальше, в случае необходимости – привлечение к уголовной ответственности», – отметил адвокат.
Эксперт указал, что законопроектом изменяется порядок внесения и исключения СМИ из реестра. Включение принимается судом, а исключение из реестра – федеральным органом исполнительной власти: «В настоящее время это направление, пожалуй, вызывает наибольшее непонимание в связи с правовой неопределенностью, поскольку решение о включении СМИ в реестр принимается федеральным органом исполнительной власти в одностороннем порядке без возможности защиты, без элемента состязательности и без участия СМИ, что ведет к произвольности решения».
«Любая общественная деятельность может быть признана политической, под которую законодателем подведена практическая человеческая деятельность, а публичное лицо – иностранным агентом. Правда, для этого понадобится решение суда. Формально, это дает шанс лицу защищаться в суде от клейма иностранного агента, но учитывая современную тенденцию, этот шанс разобьется о суровые реалии правоприменителя», – указал адвокат.
Законодатель дает понятие деятельности, которая не относится к политической: информирование граждан о деятельности государственных органов, деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д. По мнению Алексея Иванова, законодатель четко устанавливает «флажки», о чем можно публично рассуждать, а о чем нет.
Адвокат считает, что изменения носят косметический характер и не способны оказать положительное влияние на лиц, занимающихся публичной деятельностью, в том числе СМИ. Процедура рассмотрения дела о признании иностранными агентами дает надежду на объективное и беспристрастное рассмотрение дела в суде, но учитывая, что этот вопрос является политическим, эта надежда останется несбывшейся. «Впрочем, буду рад ошибиться», – заключил он.
Адвокат АП Республики Башкортостан Надежда Крылова посчитала, что появление законопроекта было ожидаемым, поскольку действующая редакция отдельных законодательных актов требовала корректировки, вызванной практикой их правоприменения, особенно в части процедуры признания физических и юридических лиц иноагентами, что породило многочисленные нарекания в адрес соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Надежда Крылова полагает, что предложенные изменения согласуются с общими началами российского права и находятся в контексте с новациями Конституции. «Главные достоинства проекта закона – это введение принципа презумпции невиновности в вопросе признания лиц иностранными агентами и наделение суда правом признания лиц выполняющими функции иноагента», – указала она.