Семейное законодательство ожидают масштабные поправки

В Госдуму поступил пакет поправок в целях укрепления института семьи и брака, в том числе вводящий запрет однополых браков и новые основания для лишения родительских прав и ограничение права на усыновление

Семейное законодательство ожидают масштабные поправки

Эксперты «АГ» разошлись в оценке законопроектов; один из них указал, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. По мнению другой, многие из предложенных изменений в СК напрашивались уже давно, а сами они действительно направлены на защиту семьи. Третий раскритиковал поправки, отметив, что их разработчики продолжают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия.

14 июля в Госдуму поступил пакет масштабных поправок в российское законодательство в целях укрепления института семьи и брака. По мнению их разработчиков, изменения позволят устранить существующие в Семейном кодексе противоречия и пробелы, создать комплексную систему мер защиты традиционной семьи и тем самым укрепить институт последней.

Корректировка семейного права

Законопроект № 989008-7 вносит ряд существенных поправок в Семейный кодекс и закрепляет ряд фундаментальных принципов и ключевых понятий семейного права. В частности, под понятием «брак» предложено понимать добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, госрегистрация заключения которого производится органами ЗАГСа в соответствующем законном порядке. При этом планируется установить запрет однополых браков.

Под родителями предложено понимать кровных мать и отца ребенка, родной семьей – семью родителей ребенка и (или) их родственников. Также приводятся дефиниции близких родственников; законных представителей ребенка; фактических воспитателей; лиц, на попечении которых находятся дети, и др.

Проект закона конкретизирует права ребенка, обновляет порядок осуществления родительских прав, их ограничения и лишения, а также восстановления последних. Авторы поправок отметили, что ограничение родительских прав допускается только при виновном поведении родителя, а лишение родительских прав определяется в качестве крайней меры семейно-правовой ответственности. При этом, по мнению разработчиков законопроекта, в семейном праве должна действовать презумпция добросовестности осуществления родителями родительских прав. Согласно ей, действия родителей считаются добросовестными (соответствующими правам и законным интересам детей), пока их недобросовестность не будет установлена вступившим в законную силу судебным решением. Бремя доказывания недобросовестности родителя при осуществлении им родительских прав в отношении конкретного ребенка возлагается на истца.

Поправками предложены временные меры защиты ребенка и сроки их применения, уточняется алгоритм отобрания ребенка. По мнению разработчиков законопроекта, поправки вводят совершенно иную концепцию отобрания ребенка у родителей: «отказ от отобрания ребенка у родителей (иного лица, на попечении которого он находится) при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка как единственной и универсальной меры его защиты. Вместо этого предлагается дифференцированная система мер защиты ребенка, учитывающая характер обстоятельств, в которых оказалась семья (и родители, и дети)».

Планируется также регламентировать передачу ребенка родственникам или иным лицам, определить порядок временного устройства ребенка в социальную или медицинскую организацию, а также детализировать порядок признания детей оставшимися без попечения родителей и их защиту (в частности, процедуры получения свидетельства о рождении ребенка, учет таких детей, устройство их в семью).

Законопроект № 989013-7 предусматривает поправки в Гражданский кодекс, вводя в него основания для установления опеки и попечительства над несовершеннолетними. Такие меры применяются при отсутствии родителей у несовершеннолетних в предусмотренных ст. 121 СК РФ случаях или по заявлению родителей, когда они по уважительным причинам временно не могут осуществлять свои родительские права и обязанности в случаях, предусмотренных ст. 66.1 Кодекса.

В свою очередь, законопроект № 989011-7 вносит корреспондирующие изменения в ряд нормативных правовых актов. Большинство предложений поправок, как отмечено в пояснительной записке, сопряжено с введением в семейное законодательство вместо действующего института отобрания ребенка дифференцированной системы мер защиты ребенка, которая, с одной стороны, учитывает характер обстоятельств, создающих угрозу жизни или здоровью ребенка, с другой – позволяет обеспечить его безопасность без причинения вреда ребенку и его семье.

В законопроекте также приведен ряд понятий: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; найденный (подкинутый) несовершеннолетний; семья, находящаяся в социально опасном положении, и др. Поправки, в частности, регламентируют порядок регистрации данных о найденных (подкинутых) детях; совершенствуют профилактику безнадзорности несовершеннолетних путем детализации защиты прав заблудившегося ребенка, порядка перевозки подростков, самовольно покинувших семьи и организации, являющиеся местом их пребывания; конкретизируют отдельные нюансы опеки и попечительства.

Полицейским предложено осуществлять временные меры защиты детей задержанного гражданина (о чем необходимо внести соответствующие отметки в протокол задержания), если такие дети остаются без присмотра и помощи. Аналогичные меры должны быть предприняты и уполномоченным лицом выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании последней лицу, у которого имеются на попечении несовершеннолетние дети.

Кроме того, законопроект устанавливает порядок признания ребенка нуждающимся в социальном обслуживании. В нем также отмечено, что пол ребенка определяется на основании медицинского свидетельства о рождении. «Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, за исключением записи акта о рождении, составляется органом записи актов гражданского состояния также в случае представления документа об изменении пола, выданного медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Внесение исправлений и изменений в запись акта о рождении лица, изменившего пол, не допускается», – предложено в законопроекте.

Эксперты разошлись в оценке законодательной инициативы

Адвокат, партнер КА г. Москвы № 5 Татьяна Сустина в целом позитивно отнеслась к предложенным изменениям в Семейный кодекс, многие из которых, по ее словам, напрашивались уже давно, а сами такие изменения действительно направлены на защиту семьи. «Например, введение термина “фактические воспитатели” дает возможность родителям пользоваться услугами частных нянь, а также отдавать детей на время как родственникам, так и друзьям без опасения быть обвиненными в ненадлежащем исполнении родительских обязанностей в форс-мажорной ситуации и в отсутствие подтверждающих такую передачу документов», – пояснила она. По ее мнению, новая редакция семейного закона также защищает родителей введением принципа добросовестности их действий.

«Также положительно я оцениваю право родителя устанавливать опеку над своим ребенком в отношении конкретного лица. Это достаточно узкая, казалось бы, проблема решается и сейчас, но декларирование ее в СК как минимум расширит охват применения. Однако также необходимым, по моему мнению, является установление такой возможности родителю на будущее. Родитель без проблем со здоровьем и нависшим уголовным преследованием должен иметь возможность оформить свое желание о назначении ребенку опекуна на случай своей смерти, по аналогии с имущественным завещанием: все живы, здоровы, любимы, но завещание на случай смерти есть, и если она наступает скоропостижно, то такой документ решает очень многие проблемы наследника», – убеждена эксперт.

Татьяна Сустина добавила, что введение порядка общения родителя, лишенного родительских прав, с ребенком также защищает семейные права и частично исполняет позитивные обязательства России в рамках Конвенции о защите прав человека и основных свобод. «Однако, полагаю, нельзя ставить такое общение в безусловную зависимость от желания второго родителя. Также требует проработки ситуация с усыновителями: находясь в аналогичной по факту ситуации, усыновители, в отношении которых отменено усыновление, претендовать на общение с ребенком не могут. Дискуссионным для профессионального сообщества является вопрос отобрания ребенка по судебному решению. Полагаю, что при внесении некоторых корректировок в норму и принятии качественного закона о домашнем насилии может получиться достаточно эффективный закон высокого качества. Безусловно, требует доработки, к сожалению, и вопрос о введении термина “похищение ребенка одним из родителей”, который также не нашел своего закрепления в поправках», – отметила она.

Правовой советник ЛГБТ-группы «Выход» Максим Оленичев полагает, что авторы законопроекта в нарушение Конституции РФ, гарантирующей каждому право на равенство и запрет дискриминации (ст. 19), фактически призывают к ограничению прав трансгендерных и интерсекс-людей – лишают их права на брак, создают сложности в смене документов и в некоторых случаях не позволяют усыновлять им детей своего партнера. «При этом также они предлагают серьезную реформу Семейного кодекса по другим аспектам регулирования семейных отношений», – отметил он.

По его мнению, один из законопроектов исходит из представлений о том, что юридический пол человека всегда должен соответствовать его полу, определенному при рождении, и он неизменен. «Эта концепция не отвечает европейскому консенсусу, закрепленному Европейским судом в ряде своих знаковых решений. По российскому законодательству при рождении человека его пол определяют медицинские специалисты, выдавая медицинское свидетельство о рождении. Эти сведения в дальнейшем отражаются в записи акта о рождении, составляемой органами ЗАГСа. На основе записи выдается свидетельство о рождении, которое удостоверяет личность гражданина России до 14 лет. А когда приходит пора получать паспорт, то сведения свидетельства о рождении воспроизводятся в паспорте», – пояснил Максим Оленичев.

Он добавил, что у большинства людей медицинские специалисты правильно определяют пол сразу после рождения, инициируя цепочку его документирования. «Но иногда определенный при рождении пол (“акушерский пол”) не совпадает с тем психологическим полом (гендером), к которому относит себя человек. И это создает серьезные проблемы, приводящие к гендерной дисфории. Для достижения гармонии и возможности жить полноценной жизнью в обществе такие люди совершают трансгендерный переход, который часто затрагивает необходимость смены документов – получения нового свидетельства о рождении и паспорта с указанием на тот гендер, к которому человек себя относит. Это смена юридического пола – процедура, которая общепринята в мировом сообществе», – рассказал эксперт.

Максим Оленичев подчеркнул, что в результате предлагаемых законопроектом изменений у трансгендерных и интерсекс-людей будет два документа, указывающих на разный «юридический пол»: в свидетельстве о рождении будет навечно указан тот пол, который медицинские специалисты определили при рождении, и в паспорте – пол, который устанавливается в результате смены документов. «Если эти предложения сенаторов станут законом, то это может создать неразбериху в документах таких людей. И такие изменения точно не приведут к упорядочиванию работы органов ЗАГСа и органов миграции, у которых будут содержаться разные сведения о человеке», – резюмировал он.

По словам Максима Оленичева, поправки также закрывают возможность трансгендерным людям, которые живут как семья, не только официально зарегистрировать брак, но и получить одинаковые права в отношении детей: «Сейчас если у партнера, вступающего в брак, есть дети, то второй партнер в браке может их усыновить. Это правило применимо для всех браков в России. В случае принятия законопроекта трансгендерные люди лишатся таких возможностей».

Эксперт добавил, что и остальные поправки содержат серьезные изменения Семейного кодекса РФ. «Например, инициаторы законопроекта предлагают ограничивать в родительских правах тех, кто замечен “в антиобщественной деятельности” (предложение о внесении изменений в ст. 73 СК РФ). В прошлом году прокуратура пыталась отобрать детей у родителей, которые пришли с ними в Москве на митинг, но суд отказал в требованиях. Теперь такую возможность предлагается детализировать и закрепить законодательно. Значительно сокращается перечень оснований для лишения родительских прав (ст. 69 СК РФ), оставляя всего два: когда совершено преступление против ребенка или членов его семьи; когда суд ограничил родителя в правах, но не принял решение о продлении такого ограничения или не продлил такой срок. Таким образом, исключается возможность оперативного лишения родительских прав в случае, когда родитель ребенка не интересуется ребенком и не принимает никакого участия в его судьбе, жестоко обращается с ребенком, в том числе осуществляет физическое или психическое насилие над ним», – отметил Максим Оленичев.

Он также обратил внимание на другую новеллу законопроекта – невозможность оперативного изъятия ребенка в случае жестокого обращения с ним. «Сейчас на срок до 7 дней (с предъявлением впоследствии иска о лишении родительских прав) при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится. С принятием законопроекта это можно будет сделать только по решению суда, вступившему в законную силу. Это не позволит оперативно реагировать на случаи жестокого обращения с детьми, оставляя их на длительное время в небезопасном пространстве. На мой взгляд, цель законопроектов – не урегулировать реально существующие проблемы в защите детей и других членов семьи от жестокого обращения и укрепления семьи. Сенаторы предлагают транслировать свои патриархальные консервативные представления о семье в правила жизни для всех людей в России, фактически разрушая семью и лишая значительную часть членов общества права на брак, усыновление детей и защиту от произвола и насилия», – резюмировал эксперт

Адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов сравнил поправки с работой хирурга грязными руками в открытой ране: «Настолько непрофессионально и самоуверенно предлагается править законы под прикрытием конституционной реформы».

«Так, понятие “интересы ребенка” безосновательно заменяется более узким “законные интересы ребенка”, тогда как именно интересы ребенка являются важной правовой категорией и в российском, и в международном праве. Кажется, этим специалисты по гражданском праву хотели добиться единообразия, а на самом деле разрушают целый институт, который, напротив, нужно развивать. Тем самым, к сожалению, перечеркивая все годы развития семейного законодательства, всю кропотливую работу судов, включая ВС РФ, авторы решили провести революцию, необходимость в которой совсем отсутствует!» – подчеркнул эксперт.

Евгений Тарасов отметил, что поправками ликвидируется диспозитивность семейных отношений, а государство все больше вторгается в их регулирование. «Показательной в этом смысле является ликвидация института лишения родительских прав, потому что он настолько перерождается, что полностью рушатся механизмы, а новые, очевидно, будут однобокими и тенденциозными. Впечатляющим невежеством является утверждение, что в семейном праве (оказывается!) действует презумпция виновности, и для ее искоренения нужно ввести указание на предположение о добросовестности родителей, – мне стыдно за тех, кто это так обосновал! В России действует общеправовая презумпция добросовестности, она в том числе нашла отражение в семейном и процессуальном законодательстве», – убежден он.

Адвоката также крайне опечалило предложение восстановить записи о рождении лиц, которые впоследствии поменяли пол, для чего таким людям нужно будет заменить свидетельства о рождении. «Остается только предложить авторам установить обязанность для таких граждан носить на одежде нашивки, указывающие на их половую принадлежность при рождении, – это будет в духе их законопроектов», – подытожил Евгений Тарасов.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля