Предлагается усилить профилактику правонарушений в области охраны окружающей среды

Проект поправок в КоАП также предусматривает ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление или представление недостоверных данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия

Предлагается усилить профилактику правонарушений в области охраны окружающей среды

Один из экспертов отметил, что предложенные поправки связаны с систематизацией норм об административной ответственности в соответствии с изменениями отраслевого законодательства и практики его применения. По мнению второй, предложенный размер штрафа за нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, довольно значителен для граждан. Третий считает, что законопроект предусматривает слишком дробное регулирование соответствующих правоотношений.

Минюст России представил на общественное обсуждение проект
поправок в КоАП РФ, касающихся санкций за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Законопроектом предлагается уточнить нормы об административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ. Так, планируется конкретизировать ответственность лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) или безвозмездное пользование ‎либо в аренду, а также обладателей сервитута. За неисполнение обязанности по участию в тушении лесного пожара на соответствующем участке предлагается установить штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. руб. – для граждан, от 15 тыс. до 25 тыс. руб. – для должностных лиц; от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, и для юридических лиц – от 150 тыс. до 250 тыс. руб.

Также предлагается ввести административную ответственность за непредставление или представление недостоверных данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в закрепленных за указанными лицами охотничьих угодьях в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации. В этом случае административный штраф составит от 5 тыс. до 10 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 50 тыс. до 80 тыс. руб. – для юридических лиц.

Для отдельных органов государственной власти предусмотрены дополнительные полномочия по составлению протоколов и рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Так, органы и учреждения, осуществляющие федеральный государственный охотничий контроль, будут рассматривать дела об административных правонарушениях – в частности, об уничтожении или повреждении знаков, устанавливаемых в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений. Также к их компетенции предлагается отнести рассмотрение дел о пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения и др.

Авторы законопроекта отметили, что принятие поправок будет способствовать профилактике административных правонарушений и предотвращению причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц, а также окружающей среде.

Старший юрист экологического направления VEGAS LEX Дмитрий Моторин в комментарии «АГ» подчеркнул, что предложенные Минюстом поправки связаны скорее не с профилактикой правонарушений, а с систематизацией норм об административной ответственности в соответствии с изменениями отраслевого законодательства и практики его применения.

Эксперт пояснил, что с 1 января 2023 г. вступают в силу поправки в ст. 53.4 Лесного Кодекса РФ, которые возлагают на пользователей (арендаторов) лесных участков обязанность по осуществлению мероприятий по тушению лесных пожаров согласно сводному плану субъекта РФ. В связи с этим ст. 8.32.3 КоАП предлагается дополнить новой частью, устанавливающей административную ответственность для указанных лиц за неисполнение новой обязанности.

«В 2021 г. в ст. 36 Закона об охоте и сохранении охотничьих ресурсов была прямо закреплена обязанность для лиц, заключивших охотничьи соглашения, предоставлять данные учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия в уполномоченные органы власти. Соответственно, вносимые в КоАП изменения призваны устранить пробел в виде отсутствия санкции за нарушение данного требования», – разъяснил Дмитрий Моторин.

Он также обратил внимание, что ранее аналогичная обязанность устанавливалась на уровне Порядка мониторинга охотничьих ресурсов, утвержденного Приказом
Минприроды России от 25 ноября 2020 г. № 964. При этом, добавил Дмитрий Моторин, на практике для привлечения к ответственности нарушителей применялась «общая» ст. 19.7 КоАП, устанавливающая ответственность за непредставление обязательных сведений (информации).

Эксперт заметил, что проектом также предусмотрены поправки в Особенную часть КоАП, которые направлены на уточнение объективной стороны правонарушений в сфере пожарной безопасности, предусмотренных ст. 20.4 Кодекса. «Нельзя сказать, что эти изменения существенно расширяют ответственность хозяйствующих субъектов, поскольку соответствующие обязательные требования давно установлены правилами пожарной безопасности. В данном случае изменения могут лишь повлиять на практику квалификации нарушения по отдельным частям указанной статьи КоАП», – заключил Дмитрий Моторин.

Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина считает, что законопроект в очередной раз подтверждает актуальность проблем в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

По мнению эксперта, предлагаемый штраф за нарушение требований пожарной безопасности и невыполнение мероприятий, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, довольно значительный для физических лиц.

Анна Минушкина добавила, что появление нового состава правонарушения, устанавливающего ответственность за непредставление или представление недостоверных данных учета охотничьих ресурсов и объемов их изъятия, обусловлено обязанностью в рамках государственного мониторинга охотничьих ресурсов предоставлять сведения о животных, на которых разрешена охота.

Адвокат, управляющий партнер ZHAROV GROUP Евгений Жаров отметил, что введенные поправки в ст. 53.4 ЛК заставили правообладателей лесных участков (арендаторов, ссудополучателей, сервитуариев, обладателей права постоянного бессрочного пользования) участвовать в тушении лесных пожаров. «Силы и средства тушения пожаров от этих лиц включаются в план тушения лесных пожаров на территории лесничеств и в сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ. Теперь в КоАП предлагают ввести статью про наказание за неисполнение этой обязанности. Это вынужденная мера, учитывая статистику лесных пожаров», – пояснил он.

Эксперт полагает, что законопроект излишний и вводит слишком дробное регулирование соответствующих правоотношений. «Каждая новая обязанность не должна сопровождаться новым штрафом, тем более если сами штрафы относительно небольшие. Предлагаемые нововведения позволят в рамках КоАП собирать доказательства против правообладателей лесных участков и пользователей охотничьих ресурсов, т.е. имеют, на мой взгляд, чисто процедурное значение, которые затем могут быть использованы в исках о возмещении вреда окружающей среде», – считает Евгений Жаров.

Метки записи:  

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о