Утвержден Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов

Утвержден Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов

21 апреля 2023

Наталья Ключевская

Утвержден Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов

© tonodiaz / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

  • Общие положения
  • Подготовка и направление адвокатского запроса 
  • Получение ответа на адвокатский запрос  

Одним из ключевых полномочий адвоката, закрепленных в ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее – Закон № 63-ФЗ), является право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. На практике это право реализуется посредством направления адвокатских запросов. При этом закон гарантирует ответ на них, обязывая адресатов таких запросов выдавать запрошенные адвокатом документы или их копии (подп. 1 п. 3 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

Но, по словам советника ФПА РФ Сергея Макарова, анализ практики направления адвокатских запросов показывает, что реализация указанного полномочия порой находится на грани нарушения закона. Поэтому адвокатскому сообществу требуются ориентиры для эффективного применения статусного права на направление адвокатского запроса. Именно такие ориентиры сформированы в Стандарте подготовки и направления адвокатских запросов1, который был утвержден 20 апреля 2023 года на XI Всероссийском съезде адвокатов.

На ключевых положениях документа остановимся более подробно.

Общие положения

Во-первых, Стандарт содержит определение понятия "адвокатский запрос". Им считается направляемое адвокатом в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию таких органов и организаций вопросам о предоставлении информации, документов и сведений, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи. Здесь же говорится о законном праве на получение информации с помощью адвокатских запросов, которое обеспечивается публичной ответственностью в порядке ст. 5.39 КоАП. Указанная статья устанавливает ответственность за неправомерный отказ в предоставлении адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами. Такое нарушение, равно как и несвоевременное предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, грозит должностным лицам штрафом в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Правильно составить адвокатский запрос помогут примерные формы, размещенные в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Во-вторых, оговорено, что адвокатский запрос можно направлять только в рамках оказания квалифицированной юридической помощи – причем при оказании любых ее видов. Напомним, это могут быть: правовое консультирование в устной или в письменной форме; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях и т. п.

В-третьих, в документе содержится перечень действий, которые адвокат не должен совершать при направлении адвокатского запроса. В частности, речь идет:

  • о целях направления запроса – это не должны быть иные цели, кроме получения информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи;
  • о недопустимости указания на направление адвокатского запроса в качестве самостоятельного предмета соглашения об оказании юридической помощи – к слову, такое положение скоро может появиться и в самом Законе № 63-ФЗ, так как оно включено в рассматриваемый Госдумой законопроект № 301952-8, который 12 апреля уже был принят в первом чтении (предполагается, что такая норма предотвратит случаи заключения соглашений между адвокатом и доверителем, предметом которых является исключительно направление адвокатского запроса).

Также согласно Стандарту недопустимо направлять адвокатский запрос в органы адвокатского самоуправления (органы ФПА РФ и органы региональных адвокатских палат) для сообщения или получения адвокатами какой-либо информации, связанной с организацией или осуществлением адвокатской деятельности, за исключением запроса информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи.

Здесь же содержатся отсылки к отдельным положениям Кодекса профессиональной этики адвоката. Речь идет о п. 1 ст. 10 Кодекса этики, который не допускает исполнение адвокатом любых пожеланий, просьб или требований доверителя, направленных на несоблюдение закона или нарушение правил, предусмотренных кодексом. В Стандарте уточняется, что с учетом указанного положения адвокат не должен направлять адвокатские запросы в незаконных или безнравственных целях. Кроме того, упоминается п. 5 ст. 6 Кодекса этики, в котором сформирован перечень сведений, составляющих профессиональную тайну. В Стандарте отмечается, что наряду со сведениями, перечисленными в указанном пункте, адвокатскую тайну должна составлять информация о факте направления, адресате адвокатского запроса и его содержании.

Подготовка и направление адвокатского запроса

Общие требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса установлены в приложении к Приказу Минюста России от 14 декабря 2016 г. № 288 (далее – Требования). В частности, они касаются формы адвокатского запроса (он может быть составлен как на бумажном носителе, так и в электронной форме), его содержания, порядка направления и регистрации. В Стандарте же конкретизируются положения о: предпосылках направления адвокатского запроса; его инициировании; выборе вида и способа направления адвокатского запроса; приобщении копий адвокатского запроса к материалам адвокатского производства.

Так, адвокат при принятии решения о подготовке и направлении адвокатского запроса должен ориентироваться на:

  • необходимость получения информации в целях оказания доверителю квалифицированной юридической помощи;
  • возможность наличия у конкретного органа или организации необходимой информации;
  • возможность предоставления (сообщения) адресатом адвокатского запроса информации, необходимой для оказания квалифицированной юридической помощи.

"Никакие пожелания, просьбы или требования доверителя в отношении адвокатского запроса, направленные к несоблюдению закона или нарушению Кодекса профессиональной этики адвоката, не могут быть исполнены", – еще раз подчеркивается в документе.

Что касается решения о подготовке и направлении адвокатского запроса, то оно может быть принято по инициативе адвоката или по предложению доверителя. При этом адвокат самостоятельно выбирает вид адвокатского запроса (бумажный носитель или электронная форма) и способ его направления (подача через канцелярию, по почте и т. д.).

Отметим, Требования предусматривают возможность направления адвокатского запроса на бумажном носителе почтовым отправлением, факсимильной связью, а также лично или через представителя. Относительно электронного запроса имеется оговорка, что такой способ направления возможен только тогда, когда у адресата имеется организационная и техническая возможности для рассмотрения запроса в электронной форме (п. 7-8 Требований).

В Стандарте напоминается и о том, что при подготовке текста адвокатского запроса адвокат обязан соблюдать требования к форме, порядку его оформления и направления. Также говорится об обязательном приобщении копии адвокатского запроса и подтверждения его направления к материалам адвокатского производства.

Получение ответа на адвокатский запрос

Наконец, третий раздел Стандарта касается ответов на адвокатский запрос. Под ответом в документе понимается поступившая адвокату информация, содержащая запрошенные адвокатом сведения, а также документы, или отказ в предоставлении информации. Отмечается, что такой ответ тоже представляет собой адвокатскую тайну.

Напомним, по общему правилу, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него письменный ответ в течение 30 дней со дня его получения. Если на сбор и предоставление запрашиваемых сведений требуется дополнительное время, то этот срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, о чем адвокату направляется уведомление. Что касается отказа в предоставлении адвокату запрошенных сведений, то он возможен, если адресат не располагает такими сведениями или они отнесены к информации с ограниченным доступом, а также если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (п. 2-4 ст. 6.1 Закона № 63-ФЗ).

К слову, и здесь намечаются изменения – законопроектом № 301952-8 предусмотрено включение в перечень оснований для отказа органов власти и организаций в предоставлении адвокату запрошенных сведений случая, когда в запросе содержатся просьба о разъяснении правовых норм, представлении позиции по вопросам правового характера, а также явное или скрытое обжалование решений уполномоченных органов (организаций) и должностных лиц, для которого предусмотрен специальный порядок. Помимо этого, если решение вопросов, поставленных в запросе, не входит в компетенцию органа власти или организации, которым он направлен, предлагается возвращать его адвокату в течение 10 календарных дней.

Последний пункт Стандарта касается возможных действий адвоката в случае, если адресат адвокатского запроса в установленный срок не ответил на него или предоставил неполную информацию. Предусмотрено два варианта действий адвоката исходя из интересов оказания доверителю квалифицированной юридической помощи:

  • направление повторного адвокатского запроса – по общим правилам, аналогичным его первоначальному направлению;
  • инициирование привлечения адресата адвокатского запроса (его руководителя) к административной ответственности по ст. 5.39 КоАП РФ.

***

Ожидается, что Стандарт подготовки и направления адвокатских запросов позволит установить единые требования к порядку реализации адвокатами права на обращение в органы госвласти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с адвокатскими запросами.

В свою очередь, законодательные поправки, инициированные ФПА РФ совместно с Минюстом России и уже рассматриваемые в Госдуме, – позволят усовершенствовать федеральное законодательство в этой сфере, в том числе минимизировать злоупотребления при направлении адвокатских запросов и ответов на них.

_____________________________

1 С текстом Стандарта подготовки и направления адвокатских запросов можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной палаты адвокатов РФ.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля