Правительство поддержало законопроект Минюста о порядке обжалования действий и решений избиркома

Поправки предусматривают, что административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения

Правительство поддержало законопроект Минюста о порядке обжалования действий и решений избиркома

Ранее адвокаты в целом позитивно оценили законопроект, посчитав, что он является сбалансированным и целесообразным и устраняет препятствие к реализации права на доступ к правосудию в связи с отказом в регистрации кандидата на выборах.

12 августа Правительство РФ поддержало проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части реализации права на судебную защиту нарушенных избирательных прав. Поправки были подготовлены Министерством юстиции во исполнение Постановления КС РФ № 12-П от 24 марта 2020 г.

Как ранее писала «АГ», тогда Конституционный Суд признал ч. 4 ст. 240 КАС РФ не соответствующей Конституции в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она предусматривает отказ в рассмотрении (в удовлетворении) судом административного искового заявления, касающегося решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в связи с пропуском заявителем (кандидатом) десятидневного срока обращения в суд, установленного данным Кодексом, в случае предварительного обжалования таким заявителем (кандидатом) решения об отказе в регистрации в вышестоящую избирательную комиссию.

КС указал, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, направленные на обеспечение эффективного судебного оспаривания решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, либо посредством разумного согласования с возможностью обжалования такого решения в вышестоящую избирательную комиссию, либо путем введения по аналогии с решением избирательной комиссии о регистрации кандидата правила о его отмене только судом.

До внесения изменений административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, после истечения закрепленного ч. 4 ст. 240 КАС срока может быть подано в суд заявителем (кандидатом) в случае предварительного обжалования такого решения в установленном законом порядке в вышестоящую избирательную комиссию в предусмотренный п. 2 ст. 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав пятидневный срок со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.

При этом Суд заметил, что признание ч. 4 ст. 240 КАС не соответствующей Конституции не затрагивает результатов выборов в Московскую городскую Думу, состоявшихся 8 сентября 2019 г., и не может служить основанием для их пересмотра. Этим для заявителей по настоящему делу не исключается возможность использовать для защиты своих прав компенсаторные механизмы, предусмотренные действующим законодательством, в соответствии со ст. 53 Конституции, гарантирующей каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В мае Минюст вынес на общественное обсуждение законопроект, которым предложил дополнить ч. 4 ст. 240 КАС абзацем, устанавливающим, что в случае обжалования решения избирательной комиссии, комиссии референдума об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в вышестоящую избирательную комиссию административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Изменения юридико-технического характера предусмотрены и в ч. 1 ст. 242 КАС – исключения из нее ссылок на утратившие силу положения Кодекса.

Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменений в ст. 75 и п. 2 и 4 ст. 78 Закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ. Поправками предлагается сократить до пяти дней срок на подачу в соответствующую избирательную комиссию жалобы на решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, а также до семи дней срок, отведенный комиссии на рассмотрение такой жалобы. Также предлагается установить запрет на обжалование в вышестоящие комиссии решений, принятых комиссиями по жалобам на решения об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Аналогичные изменения в отношении процедуры оспаривания решений окружных комиссий об отказе в регистрации кандидата в депутаты Госдумы предлагается внести в ч. 10 ст. 51 Закона о выборах депутатов Госдумы.

Как указал Минюст, реализация положений законопроекта позволит гражданам Российской Федерации эффективно защищать свои избирательные права в оптимальные сроки.

Ранее юрист Григорий Вайпан, представлявший заявительницу жалобы в Конституционном Суде, в комментарии «АГ» указал, что, с одной стороны, законопроект реализует один из предложенных КС вариантов решения коллизии, но, с другой стороны, Минюст предлагает ограничить обжалование в системе избиркомов только одной вышестоящей комиссией. После этого – только суд.

«На большинстве выборов теперь нельзя будет пожаловаться в ЦИК, а на некоторых – и в комиссии регионального уровня, – заметил он. – Объяснения этому в пояснительной записке нет. Сроки избирательных кампаний и сроки рассмотрения жалоб таковы, что кандидат успевает пройти все уровни обжалования сначала в системе избиркомов вплоть до ЦИК, а затем в судебной системе вплоть до апелляции. Мы это наглядно демонстрировали в нашей жалобе в КС, и сама история дела Анастасии Брюхановой это доказывает».

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета, д.ю.н. Александр Чертков в свою очередь указывал, что законопроект устраняет антиконституционное препятствие к реализации права на доступ к правосудию в связи с отказом в регистрации кандидата на выборах (референдуме).

Эксперт отметил, что из возможных путей решения проблемы в законопроекте избран компромиссный путь: досудебное первичное обжалование отказа в регистрации кандидатов сохраняется, но установлен запрет на обжалование в вышестоящие комиссии решений, принятых комиссиями по жалобам на решения об отказе в регистрации кандидата. Сохраняется лишь судебный порядок обжалования. По его мнению, такое решение вполне допустимо, поскольку именно судебная защита видится наиболее эффективной. «А вот сокращение сроков обжалования с десяти до пяти дней представляется ограничением избирательных прав. Продуктивнее было бы сохранить десятидневный срок обжалования, особенно первичный, когда заявителю необходимо проделать большую подготовительную работу. Более того, десятидневный срок обжалования фактически является распространенным минимальным сроком обжалования (судебного и досудебного) в российской правовой системе», – заметил Александр Чертков.

Адвокат АП Архангельской области Владимир Цвиль также положительно оценил проект. Он предположил, что предлагаемыми законодательными изменениями достаточно удачно решается соответствующая проблема и предлагается логичный в этих целях вариант. По его мнению, такие законодательные изменения достаточно сбалансированы и целесообразны на данный момент развития избирательной системы.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля