КС: Международные договоры о принятии в состав РФ новых субъектов конституционны

При этом Конституционный Суд подчеркнул, что решает исключительно вопросы права и не оценивает политическую целесообразность заключения таких договоров

КС: Международные договоры о принятии в состав РФ новых субъектов конституционны

Отмечается, что до 1 января 2026 г. будет действовать переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы России, а также в систему органов государственной власти РФ.

2 октября постановлениями № 36-П, 37-П, 38-П и 39-П КС признал соответствующими Конституции РФ международные договоры о принятии в состав РФ Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей.

Напомним, что с 23 по 27 сентября в ДНР и ЛНР, а также в Запорожской и Херсонской областях прошли референдумы о вхождении в состав России. 30 сентября были подписаны договоры между Россией и указанными регионами о принятии их в Российскую Федерацию и образовании новых субъектов в составе страны. Впоследствии от Владимира Путина поступил запрос в Конституционный Суд о проверке конституционности указанных договоров.

В своих постановлениях Суд отметил, что специфика этой категории дел обусловлена обязательным характером осуществляемого в отношении таких международных договоров конституционного контроля как неотъемлемой части юридического состава государственно-властного решения о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (Постановление КС от 19 марта 2014 г. № 6-П).

Подчеркивается, что КС решает исключительно вопросы права и не оценивает собственно политическую целесообразность заключения международного договора РФ. Однако он пояснил, что, принимая постановления, он не может не учитывать фактических обстоятельств, которые в сложившемся политико-правовом контексте являются предпосылками для заключения рассматриваемых договоров.

При осуществлении проверки конституционности международных договоров, как указал КС, он исходил из того, что принятие в РФ указанных субъектов является прежде всего основанием для реализации необходимых мер по прекращению антиправовых действий внешних сил, причиняющих смерть, увечья и ранения гражданам на указанных территориях и в соседних с ними субъектах РФ, и для налаживания мирной жизни. В постановлениях разъясняется, что такое решение является, по существу, необходимым и единственно доступным правовым средством достижения конституционно предопределенных целей.

Суд обратил внимание, что, имея целью достижение на данных территориях мира как важнейшего условия сохранения жизни и здоровья, обеспечения безопасности людей, рассматриваемые договоры не вступают в коллизию с конституционным ориентиром на принятие РФ мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности.

Подписание рассматриваемых договоров Президентом РФ соответствует положениям Конституции о полномочиях Президента РФ, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и о разграничении компетенции между федеральными органами государственной власти, указано в постановлениях.

КС пояснил: де-факто и де-юре принятие Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей в Российскую Федерацию предусматривается как элемент применения рассматриваемых международных договоров еще до их ратификации, обусловливающей в соответствии с правом международных договоров вступление договоров в силу. Суд напомнил, что возможность применения международного договора до его вступления в силу, если это предусмотрено в договоре или если об этом была достигнута договоренность сторонами, подписавшими договор, вытекает из п. 1 ст. 25 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., участником которой является РФ. Допустимость такой правовой конструкции подтверждена КС в Постановлении от 27 марта 2012 г. № 8-П.

Применительно к рассматриваемым договорам использование допускаемой российским и международным правом возможности применения международного договора до его вступления в силу означает также, что с момента подписания рассматриваемых договоров указанные регионы находятся в составе РФ в качестве ее субъектов, подчеркнул Конституционный Суд.

КС отметил, что принятие указанных регионов в РФ в качестве новых субъектов должно быть реализовано путем установления процедуры интеграции нового субъекта в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, а также в систему органов государственной власти РФ.

Согласно договорам, государственным языком ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей является русский язык. Суд указал, что статьи рассматриваемых договоров, согласно которым РФ гарантирует всем народам, проживающим на территории новых субъектов, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, полностью соответствуют требованиям Основного Закона РФ.

В соответствии с договорами, со дня принятия в РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей все лица, постоянно проживающие на этих территориях, будут признаны гражданами России, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства. КС подчеркнул, что эти положения также не противоречат Конституции, поскольку не принуждают к отказу от имеющегося гражданства и гарантируют приобретение, при желании, гражданства РФ.

В постановлениях разъяснено: со дня образования в составе РФ новых субъектов и до 1 января 2026 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции этих субъектов в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, в систему органов государственной власти РФ, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на указанных территориях. По мнению КС, наличие переходного периода само по себе является необходимым следствием принятия в РФ новых субъектов. Его конкретное содержание в рассматриваемых договорах не определяется – за некоторыми исключениями, подлежащими конституционно-правовой оценке применительно к другим его статьям. Наличие переходного периода должно получить нормативное развитие в федеральных конституционных законах о принятии в РФ соответствующих субъектов и в уточняющем и конкретизирующем их положения отраслевом законодательстве, с тем чтобы обеспечить баланс потребностей интеграции нового субъекта в РФ, с одной стороны, и иных конституционных ценностей – с другой.

КС добавил, что вопрос о конституционности соответствующих законоположений в части, не ставящей под сомнение положения рассматриваемых договоров, может быть предметом рассмотрения Конституционного Суда в соответствии с его компетенцией и в процедуре, которые установлены Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде.

Суд пришел к выводу о том, что положения международных договоров о выборах в законодательные (представительные) органы соответствующих регионов и осуществлении их полномочий до избрания данных органов согласуются со сроками, установленными для переходного периода. Согласно договорам, Президент РФ в течение 10 дней со дня принятия в Россию новых субъектов назначает временно исполняющих обязанности высшего должностного лица. В Херсонской и Запорожской областях они будут именоваться губернаторами, а в Донецкой и Луганской народных республиках – главами республик. Эти положения обеспечивают необходимую преемственность в организации и осуществлении государственной власти на указанных территориях и, будучи направленными на защиту народовластия, соответствуют Конституции РФ.

Статьи рассматриваемых договоров, в которых, по существу, определяется действие на территории Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с принятием в РФ, имеют целью их интеграцию в российскую правовую систему при обеспечении максимальной стабильности правового регулирования и избежание в нем пробелов, затрудняющих реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, указал КС. С учетом этого положения, согласно которым нормативные правовые акты указанных регионов, противоречащие Конституции РФ, не применяются, не могут рассматриваться как не соответствующие требованиям Конституции РФ – в силу отсутствия указания на невозможность применения этих актов из-за их противоречия федеральному закону.

«В силу прямого действия Конституции РФ в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов эти требования в любом случае применимы в качестве общего правила. Разрешение же возможных противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой», – указано в постановлениях. КС уточнил, что изменение в соответствии с договорами правового статуса указанных регионов предполагает возможность урегулирования вопроса об освобождении от ответственности тех их жителей, которые, будучи призванными (мобилизованными) на военную службу в вооруженных силах Украины, не могут оставить после заключения рассматриваемых договоров данную службу без риска для своей жизни, если ими при прохождении данной службы не совершались преступления.

Таким образом, Конституционный Суд пришел к выводу о том, что рассматриваемые договоры по содержанию норм соответствуют Конституции РФ. Суд установил, что принятые постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после их официального опубликования, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.

Госдума уже ратифицировала договоры о принятии в РФ Донецкой, Луганской народных республик и Херсонской и Запорожской областей, которые будут рассмотрены уже сегодня.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля