ФПА предлагает, чтобы только адвокаты представляли подростков по искам об ограничении их свободы

В направленной в Госдуму правовой позиции подчеркивается, что судебное представительство в отношении особо уязвимой категории лиц, находящихся под угрозой ограничения свободы, должно быть сугубо профессиональным

ФПА предлагает, чтобы только адвокаты представляли подростков по искам об ограничении их свободы

Комментируя «АГ» правовую позицию, советник ФПА Алексей Иванов, принимавший участие в ее разработке, отметил, что появление законопроекта обусловлено, скорее, техническими изменениями, которые законодатели решили внести в КАС. При этом он подчеркнул, что, по его мнению, ужесточать существующий порядок водворения несовершеннолетних в специализированные учреждения временного содержания ни в коем случае не нужно.

Федеральная палата адвокатов РФ направила в Госдуму правовую позицию на законопроект № 618625-7, предусматривающий внесение изменений в КАС РФ и Закон об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законопроект входит в пакет поправок, внесенных в Думу Верховным Судом в декабре 2018 г. и принятых в первом чтении в мае этого года. Другие два проекта предусматривают изменения в ст. 92 УК в части помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (№ 670565-7) и в ст. 432 УПК в части исключения из Кодекса положений, связанных с пребыванием несовершеннолетнего осужденного в таких учреждениях (№618614-7).

Что предлагает законодатель

Как ранее писала «АГ», раздел I (Общие положения) КАС предлагается дополнить ч. 3 ст. 1 п. 10 и 11. Согласно им дела о помещении подростков в центры временного содержания и специальные закрытые учебно-воспитательные учреждения войдут в перечень административных дел, рассматриваемых судами в порядке судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.

Также в КАС планируется включить гл. 31.2 и 31.3, касающиеся производства по административным делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ОВД и в специальном закрытом учебно-воспитательном учреждении. Так, в них определены круг субъектов, уполномоченных подавать исковые заявления о помещении подростков в указанные заведения или продлении сроков пребывания в них, содержание исков и прилагаемые к ним документы, порядок рассмотрения таких дел судами и устанавливаемые ими обстоятельства, а также требования к судебным решениям.

Также установлены процессуальные гарантии судебной защиты прав несовершеннолетних. В частности, поправки закрепляют права подростков на личное участие в судебном заседании; на оказание профессиональной юридической помощи адвокатом, если у суда нет сведений о надлежащем представителе несовершеннолетнего; на участие законных представителей, наделенных полным объемом процессуальных полномочий; апелляционное и кассационное обжалование в порядке гл. 34, 35 КАС. В целях соблюдения конфиденциальности информации, касающейся несовершеннолетних, предлагается закрепить возможность рассмотрения соответствующего дела в закрытом заседании. Также поправки ограничивают возможность применения привода к несовершеннолетним, допуская такую меру лишь в отношении лиц старше 14 лет.

Кроме того, предусматривается информирование судом регионального уполномоченного по правам ребенка, который может участвовать в деле и давать заключения по нему. Суд сможет утверждать соглашение о примирении по делам, связанным с пребыванием несовершеннолетнего в специальном закрытом учебно-воспитательном учреждении. В таком документе могут быть урегулированы вопросы о порядке проведения медосвидетельствования, необходимого для определения возможности помещения подростка в такое заведение.

Корреспондирующие изменения предполагается внести в Закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Позиция ФПА

Федеральная палата адвокатов РФ в целом поддержала законопроект, «так как он призван повысить уровень защиты прав несовершеннолетних граждан», отмечается в правовой позиции. Вместе с тем некоторые его положения, как указано в документе, нуждаются в доработке.

В частности, содержание несовершеннолетнего в указанных спецучреждениях в конституционно-правовом смысле является «лишением свободы», что следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П и п. 1 ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом этого при решении указанных вопросов несовершеннолетнему должны быть предоставлены все необходимые конституционные и международно-правовые гарантии от незаконного ограничения свободы, одна из которых – обязательное участие адвоката в рассмотрении любых вопросов, касающихся ограничения права лица на свободу и личную неприкосновенность. В этой части законопроект, как указано в документе, не отвечает данному требованию в полной мере.

Так, предлагаемые поправки предусматривают возможность назначения адвоката в качестве представителя несовершеннолетнего только при отсутствии у суда сведений о наличии у несовершеннолетнего представителя, отвечающего требованиям ст. 55 Кодекса. Таким образом, представителем лица, находящегося под угрозой ограничения свободы, предлагается считать не только адвокатов, но и иных лиц с высшим юридическим образованием.

«Считаем, что судебное представительство в административном судопроизводстве по делам данной категории должно быть сугубо профессиональным, – сообщается в документе. – Это полностью будет соответствовать как конституционным правам – праву каждого на получение квалифицированной юридической помощи, праву каждого задержанного, заключенного под стражу, пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, предусмотренным ст. 48 (ч. 1, 2) Конституции РФ, так и праву несовершеннолетнего лица на обеспечение бесплатной юридической помощи с участием адвокатов, предусмотренному ч. 2 ст. 8 Закона об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Участие в качестве представителя иного лица с юридическим образованием, по мнению ФПА, не будет гарантировать его квалификацию, поскольку такое лицо, в отличие от адвоката, не обязано подтверждать имеющийся опыт юридической деятельности. В связи с этим вполне допустима ситуация, когда лицо, имеющее юридическое образование, но не имеющее опыта в области права, будет представлять интересы особо уязвимой категории граждан по вопросу лишения их свободы.

В документе отмечается, что в связи с поправками другим законопроектом предлагаются изменения и в ст. 432 УПК РФ, регламентирующую вопросы направления несовершеннолетних в спецучреждения, и предусматривающую обязательное участие в судебном заседании адвоката. «Указанной статьей предусмотрено обязательное участие в судебном заседании именно адвоката. Ссылка на иное лицо, обладающее высшим образованием и выступающее в защиту интересов несовершеннолетнего, не содержится», – подчеркивается в правовой позиции. Таким образом, считают в ФПА, предлагаемое включение в число представителей иных лиц влечет ухудшение прав несовершеннолетних по сравнению с правами, которыми они обладают сейчас.

В документе также обращается внимание, что предлагаемые новации содержат требования о том, что исковое заявление о помещении несовершеннолетнего в центр временного содержания и продлении срока его пребывания там подается органом внутренних дел в суд не позднее чем за 24 часа до истечения срока нахождения подростка в спецучреждении.

В то же время, как указано в проекте ч. 4 ст. 285.6 КАС, несоблюдение указанного срока не влечет возвращение или отказ в принятии иска и не является основанием для отказа в его удовлетворении. Это, подчеркивается в правовой позиции ФПА, указывает на абсолютную необязательность соблюдения 24-часового срока, что повлечет массу нарушений, когда такие иски будут подаваться в суд непосредственно перед заседанием, что, в свою очередь, лишит несовершеннолетнего и его адвоката полноценного права на защиту (права на необходимое время для подготовки к заседанию и на формулировку возражений относительно заявленного иска).

При этом отмечается, что предусмотренная проектом (ч. 1 ст. 285.9 КАС) возможность в случае нарушения 24-часового срока рассмотрения дела судом в течение 10 дней со дня принятия иска к производству не восстановит право несовершеннолетнего на подготовку к первому судебному заседанию, поскольку не является обязательной и не указывает на безусловное отложение разбирательства в случае необходимости предоставления подсудимому и его адвокату времени на ознакомление с материалами дела и подготовку правовой позиции.

По аналогичным основаниям предложено исключить из проекта ч. 4 ст. 285.13 КАС, согласно которой несоблюдение сроков подачи иска (в течение месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела или об отказе в его возбуждении; не позднее чем за месяц до истечения срока пребывания несовершеннолетнего в закрытом учебном учреждении) не влечет отказ в его принятии и не является основанием для отказа в удовлетворении.

Наличие взаимоисключающих условий закона, согласно одному из которых соблюдение указанного срока обязательно, а другому – такое нарушение не повлечет правовых последствий, отмечается в правовой позиции ФПА, будет создавать правовую неопределенность, позволяющую госорганам игнорировать указанные в законе сроки, что повлечет нарушение прав несовершеннолетних.

Кроме того, из проекта предложено исключить ч. 3 ст. 285.11 и ч. 8 ст. 285.18 КАС как ставящие под угрозу права несовершеннолетнего на немедленное ознакомление с судебным актом, на основании которого он лишен свободы.

ФПА обратила внимание законодателей и на то, что проект не предусматривает обязательное участие в судебном заседании представителя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – он может быть в случае необходимости привлечен к делу в качестве заинтересованного лица. «Таким образом, с принятием указанного законопроекта может ухудшиться положение несовершеннолетних лиц в результате необязательности привлечения к участию в деле указанной комиссии. Такое ухудшение положения недопустимо, в любом случае должно быть мотивировано, в настоящее время такая мотивировка отсутствует», – подчеркивается в правовой позиции ФПА.

Мнения адвокатов

Комментируя «АГ» правовую позицию, советник ФПА Алексей Иванов, принимавший участие в ее разработке, отметил, что, по его мнению, появление законопроекта обусловлено, скорее, техническими изменениями, которые законодатели решили внести в КАС, перенеся их из УПК, чтобы более регламентированно изложить этот процессуальный порядок.

«Прежде всего, в законопроекте мне не понравилось, что в вопросах водворения несовершеннолетних в закрытые спецучреждения предусмотрено участие не адвоката, а просто юриста, причем без подтверждения им практики, – пояснил он. – ЕСПЧ трактует, что любое вмешательство в жизнь лица, ограничивающее его права, можно считать лишением свободы. Считаю, что участие квалифицированного защитника – а таким лицом является только адвокат, – должно быть обязательным. Допустить ситуацию, когда несовершеннолетнего защищает юрист, который имеет диплом о высшем образовании, но не имеет практики, нельзя. Так, когда в суде избирается мера пресечения в виде заключения под стражу, в процессе обязательно участвует адвокат, поскольку данный вопрос очень серьезный и касается свобод человека. Когда на определенный срок решается судьба несовершеннолетнего, это не менее важно, и такая защита должна быть обеспечена».

Советник ФПА добавил, что также не согласен с тем, что в проекте не предусмотрено участие в судебном заседании по указанному вопросу представителя комиссии по делам несовершеннолетних. «Представитель комиссии вправе выразить несогласие с водворением несовершеннолетнего в такое заведение с ограничением его свободы. В настоящее время гарантия участия представителя комиссии в судебном заседании в законодательстве предусмотрена, и убирать ее не нужно, поскольку в задачи комиссии входит отслеживать такие ситуации и давать свои заключения о том, необходимо конкретного подростка направлять в спецучреждение или нет».

По мнению Алексея Иванова, законодатель не предусмотрел участие представителя комиссии в заседании, скорее, для собственного удобства – чтобы вызывать меньше людей и проводить такие процессы с меньшим составом участников. «Если же законодатель таким образом хочет показать, что функция представителя комиссии по делам несовершеннолетних иллюзорна, я с этим не согласен, поскольку, если есть лицо, представляющее интересы несовершеннолетнего, оно должно высказывать свою принципиальную позицию». В заключение советник ФПА подчеркнул, что, по его мнению, ужесточать существующий порядок ни в коем случае не нужно.

Комментируя предложенные Верховным Судом поправки на стадии их внесения в Думу, адвокат АП Ленинградской области Евгений Тарасов отмечал их важность в свете гармонизации законодательства и обеспечения прав несовершеннолетних. При этом он подчеркнул их запоздалый характер в силу того, что такие поправки необходимо было предусмотреть еще в 2015 г., когда принимался КАС РФ.

По мнению Евгения Тарасова, недостатком поправок является ограничение несовершеннолетнего в праве на приглашение собственного адвоката, так как предлагаемая формулировка нормы допускает усмотрение судьи, какого адвоката пригласить – по соглашению или по назначению. «Приоритет, конечно, должен быть отдан адвокату по соглашению, и это необходимо четко указать в законе», – считает адвокат.

Также неудачно, по мнению эксперта, сохранение типовых сроков на обжалование решений по новым видам производств, учитывая, что законопроект предлагает ввести сокращенный срок апелляционного рассмотрения по делу о помещении в закрытое учебное учреждение. «В таком случае правильнее было бы предусмотреть 10-дневный срок на апелляционное обжалование, 3-дневный срок для принятия жалобы к производству и направления дела в апелляционную инстанцию, для оставления жалобы без движения желательно установить срок в 5 дней, а для рассмотрения апелляционной жалобы – 10-дневный срок», – отметил Евгений Тарасов. В этой связи он выразил надежду, что в ходе рассмотрения законопроекта он будет доработан, а его недостатки – устранены.

Адвокат АП Чукотского автономного округа Игорь Кустов в свою очередь отмечал, что такой вид ответственности, как помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, является одним из основных видов профилактики повторной преступности среди несовершеннолетних, однако до настоящего времени механизм помещения несовершеннолетнего в такое заведение законодательством регулировался недостаточно четко. По его словам, законодательная инициатива ВС РФ направлена на устранение правовых пробелов относительно содержания несовершеннолетних в специализированных учреждениях и является логичной и обоснованной: «Предложение Верховного Суда о внесении изменений в ряд законов призвано отрегулировать указанный механизм. Передача полномочий по определению срока содержания в таких учреждениях в административное судопроизводство сделает процесс открытым, допустив в него в целях защиты несовершеннолетних больший круг лиц, в том числе правозащитников».

По мнению Игоря Кустова, предложенные нововведения существенно детализируют процесс продления и досрочного прекращения срока содержания несовершеннолетних в спецучреждениях, так как ранее данному вопросу не уделялось должного внимания. «Особенно интересны в данном случае нововведения, определяющие обстоятельства, подлежащие доказыванию при рассмотрении административных дел данной направленности», – заключил адвокат.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля