Защита бизнеса в стиле «вариант дракона»
За последние годы произошло несколько крупных корпоративных конфликтов после смерти состоятельных бизнесменов. Например, у всех на слуху споры вокруг «Аллтека», «Ростагроэкспорта» и Natura Siberica. Такое случается потому, что наследники не могут договориться ни между собой, ни с партнерами наследодателей. Да и владельцы капиталов не всегда оставляют завещание и занимаются наследственным планированием. Управляющий партнер МКА «Аронов и Партнеры» Александр Аронов и адвокат Евгений Розенблат объясняют, как можно подготовиться и избежать конфликтов вокруг крупного капитала.
В борьбе за активы инициируются десятки судебных разбирательств в судах различных юрисдикций. Иногда конфликты и вовсе переходят в уголовную плоскость. Кроме того, постоянное фигурирование в СМИ информации о наличии конфликта в корпорации не лучшим образом сказывается на бренде и стоимости актива. Таким образом, бизнес, его развитие и само наследие находятся под серьезной угрозой существования («угасание» бизнеса).
В последние годы крупный бизнес более или менее осознал, что нужно принимать превентивные меры для защиты бизнеса от нештатных ситуаций: полицейских проверок, следственных действий в офисах и с персоналом, проверок контролирующих и надзорных органов и подобного. А вот культура владения и передачи частного капитала в России еще не сформировалась.
В настоящей статье мы не будем вдаваться в анализ причин текущего положения дел. Вместе с тем попробуем разобраться и ответить на извечный русский вопрос, поставленный философом Чернышевским в его знаменитом романе.
Основная масса частного капитала сосредоточена в руках лиц, возраст которых от 50 до 70 лет. В связи с этим очевидно, что планирование наследования — необходимый инструмент для защиты активов и минимизации рисков возникновения корпоративных конфликтов.
На наш взгляд, в первую очередь нужно задуматься о том, что мы хотим оставить после себя, чтобы заниматься наследственным планированием. И база для развития наследственного планирования — воспитание детей.
Чему нужно учить наследников?
Тому, что деньги — не цель, а инструмент. Что актив, который они будут наследовать, нужно сохранить и передать следующему поколению. Что каждый ребенок несет ответственность за другого ребенка. Что жертвенность и благотворительность — важные части жизни любого человека.
Как научить детей этому и сохранить семью после ухода? Говорить с детьми об этом. Проговаривать, кому что останется, и, если требуется, корректировать решение исходя из ситуации, уровня духовного, нравственного и физического развития своих детей.
Полагаем, имеет смысл готовить детей к бизнесу с ранних лет: вводить в обычаи и традиции семьи, плавно переходя к вопросам управления бизнесом.
Одновременно с этим необходимо составить завещание и актуализировать его по мере изменения структуры бизнеса. Кроме того, важно «на берегу» договориться с партнерами по бизнесу.
Многие слышали про известный шахматный дебют — сицилианскую защиту. У этого дебюта есть много вариаций, одна из которых — «вариант дракона». Она получила свое название из-за того, что расположение черных пешек похоже на спину дракона. Это очень тонкий, сложный, но одновременно красивый и эффективный дебют. С одной стороны, защитный, осторожный, но с другой — боеспособный и смелый.
Почему бы не выстроить защиту бизнеса в стиле «вариант дракона»?
Для этого, конечно, можно использовать нормы иностранного законодательства, выстраивая сложные корпоративные структуры. Но в настоящее время и в российском праве имеется достаточно корпоративных инструментов.
Так, гражданское законодательство (ст. 67.2 ГК) позволяет участникам (акционерам) компании заключить между собой корпоративный договор (shareholders agreement, SHA), в соответствии с которым они обязуются осуществлять права определенным образом или воздерживаться (отказываться) от их осуществления, в том числе голосовать определенным образом на общем собрании участников общества; согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом; приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств либо воздерживаться от отчуждения долей (акций) до наступления определенных обстоятельств.
По сути, детально проработанный SHA — это сценарий жизнедеятельности компании на многие годы вперед, устанавливающий в числе прочего «правила игры», структуру управления, условия финансирования (инвестирования) и распределения прибыли, а также ответственность партнеров.
Как инструмент SHA давно доказал эффективность в мировой практике. Но и российский опыт показывает, что корпоративный договор — действенный превентивный механизм. Применимое отечественное законодательство развивается, судебная практика формируется, что дает почву для правовой определенности.
Разумеется, каждый SHA уникален, поскольку должен учитывать специфику компании и договоренностей партнеров. Тем не менее полагаем, некоторые положения носят универсальный характер.
Корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества. Вместе с тем SHA может быть установлена обязанность его сторон проголосовать на общем собрании участников общества за включение в устав общества положений, определяющих структуру органов общества и их компетенции. Более того, можно прописать, что голосование по отдельным вопросам осуществляется с учетом мнения одного или нескольких участников.
Ключевые пункты SHA и другие инструменты
Для минимизации наследственных, бракоразводных и рейдерских рисков полезно зафиксировать следующее:
- В случае отчуждения участником (или выбытия каким-либо иным образом) принадлежащей ему доли третьему лицу оно приобретает права и обязанности такого участника по SHA, и условием отчуждения участником доли третьему лицу должно быть подписание третьим лицом соглашения, по которому оно принимает на себя права и обязанности по SHA участника, который осуществил отчуждение.
- Участник не вправе без согласия других участников отчуждать долю третьему лицу (в том числе по договору дарения или на основании иной безвозмездной сделки; по соглашению о предоставлении отступного; по соглашению о зачете; путем внесения в уставный капитал другого общества; путем внесения в качестве вклада в имущество другого общества и иным подобным способом).
- Без согласия всех участников запрещен вход третьих лиц в общество, в том числе наследников, супругов и бывших супругов.
- Ни один из участников не вправе подавать в общество заявление о выходе из общества.
- Ответственность за нарушение SHA, к примеру: обязанность продать или приобрести долю (согласно предусмотренному SHA опциону) и/или многомиллионные штрафы за допущенное нарушение.
Одновременно с этим корпоративный договор может предусматривать ряд дополнительных условий: о порядке финансирования компании; условия о предоставлении конвертируемого займа; ликвидационные привилегии; право на присоединение к предполагаемой сделке по продаже доли в уставном капитале (tag along right); обязанность участника присоединиться к продаже доли в уставном капитале (drag along right); выход из тупиковых ситуаций («русская рулетка», «техасская перестрелка» и подобные).
Корпоративный договор можно использовать параллельно с иными инструментами, в частности с наследственным фондом.
Так, наследственным фондом признается создаваемый в порядке ГК РФ во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом гражданина. Наследственный фонд подлежит созданию после смерти гражданина, который предусмотрел в своем завещании его создание.
Между тем с марта 2022 года заработала новелла, позволяющая создавать личные фонды. В отличие от наследственного фонда, личный фонд может быть создан при жизни учредителя.
Сохранить активы поможет и институт траста: учредитель передает в управление трасту свое имущество, а сам может стать бенефициаром. Как показывает практика, траст способен решить проблему истребования активов или усложнить ее настолько, что это станет неинтересно для кредиторов.
Резюме
Планирование наследования с использованием действенных корпоративных инструментов позволит:
- регламентировать способы предупреждения корпоративных конфликтов;
- значительно минимизировать наследственные, бракоразводные и рейдерские риски;
- обеспечить диспозитивность правового регулирования корпоративных отношений, складывающихся в рамках корпорации, учитывая ее уникальность.
Авторы:
Александр Аронов
Управляющий партнер МКА «Аронов и Партнеры», канд. юрид. наук, адвокат
Евгений Розенблат
Адвокат МКА «Аронов и Партнеры»
Оставить комментарий