Рассмотрение дел о нарушениях сроков сдачи налоговой отчетности могут передать налоговикам
В Думу внесен проект поправок в КоАП, согласно которым полномочия по рассмотрению таких правонарушений планируется исключить из компетенции мировых судей
Адвокаты позитивно оценили законопроект. По мнению одного из них, организации-налогоплательщики и их должностные лица не испытают стеснений в правах в случае принятия поправок. Другой эксперт выразил удовлетворение тем, что проект касается передачи в ведение налоговых органов только принятия решений по ст. 15.5. КоАП, так как более серьезные правонарушения по-прежнему останутся в компетенции мировых судей.
18 сентября в Госдуму поступил законопроект № 796001-7 о передаче на рассмотрение налоговых органов дел об административных правонарушениях по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)). В настоящее время такие дела находятся в производстве мировых судей.
Инициатором поправок выступила Костромская областная дума, которая со ссылкой на собственный анализ региональной судебной статистики за 2017 г. заключила, что большая часть таких дел заканчивается предупреждением. Как следует из пояснительной записки к проекту, протоколы по такому виду правонарушений составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3 КоАП). Именно им, как считают авторы поправок, следует передать полномочия по рассмотрению таких дел.
«Предлагаемые изменения соответствуют общей тенденции сосредоточения в налоговых органах всех вопросов по налогам, сборам и страховым взносам. Передача данных полномочий налоговым органам позволит упростить и ускорить процедуру рассмотрения этих дел, а также снизит нагрузку на судебную систему», – уверены разработчики проекта. По их мнению, принятие поправок повысит эффективность работы мировых судей.
Комментируя поправки, адвокат АП Московской области, партнер юридической компании «КЪЮ-Групп» Кирилл Данилов поддержал их. «Во-первых, как показывает судебная практика, изложенная в пояснительной записке, подавляющее большинство административных дел данной категории заканчиваются предупреждением нарушителя, а не реальным денежным штрафом. В то же время судебная нагрузка по таким делам составляет порядка 5% от общего количества дел. Законодательная инициатива позволит разгрузить мировые суды. Во-вторых, авторы поправок справедливо полагают, что все вопросы по налогам, сборам и страховым взносам следует сосредоточить в руках налогового органа как имеющего не только компетенцию, но и правовые механизмы, регулирующие данные вопросы», – отметил он.
По словам эксперта, НК РФ уже содержит специальный раздел «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение», включающий не только общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, но и конкретные виды последних и ответственность за них (гл. 16). «Например, ст. 119 НК предусматривает аналогичный ст. 15.5 КоАП состав правонарушения (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета). И санкция, предусмотренная данной нормой НК, значительно серьезнее закрепленной в КоАП», – пояснил адвокат.
Кирилл Данилов добавил, что для компаний гораздо более чувствительно привлечение к ответственности по ст. 119 НК, нежели привлечение их должностных лиц по ст. 15.5 КоАП (предупреждение или административный штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.). «Например, как следует из материалов дела № А40-113319/17-75-1213, налоговый орган оштрафовал компанию на 3 млн руб. по ст. 119 НК за то, что налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию на 1 день позже положенного срока. Суд, правда, не согласился со столь суровым наказанием всего лишь за день просрочки сдачи декларации и снизил штраф до 342 тыс. руб. Итоговая сумма штрафа стала в 10 раз меньше изначального размера, но все равно существенна для любой компании», – пояснил он.
Эксперт полагает, что если ст. 15.5 КоАП утратит силу, организации-налогоплательщики и их должностные лица не испытают каких-либо неудобств или стеснений в правах, поскольку ст. 119 НК страшит их гораздо больше. В то же время нагрузка на судебную систему будет снижена без существенного ущерба для бюджета государства, подытожил он.
По мнению адвоката, руководителя практики налоговых споров «МЭФ Аудит» Дмитрия Кириллова, присутствие в КоАП «налоговых» норм (ст. 15.3–15.11) вызывает много вопросов, поскольку в итоге они удваивают ответственность налогоплательщика посредством его должностных лиц. «Безотносительно этого инициатива авторов законопроекта, очевидно, снизит нагрузку на мировых судей. При этом нагрузка на налоговые органы, соответственно, возрастет, и важно понимать, насколько она посильна для них с учетом объема задач», – отметил он.
Эксперт положительно оценил передачу в ведение налоговых органов только принятия решений по ст. 15.5. КоАП, устанавливающей ответственность за нарушение сроков представления налоговой декларации или расчета по страховым взносам. «Например, ст. 15.11 КоАП за грубое нарушение требований к бухучету предусматривает намного более серьезные санкции, вплоть до дисквалификации должностных лиц. Считаю благоприятным для налогоплательщиков то, что принятие решений по этой статье остается в ведении мировых судей как независимых органов судебной власти», – заключил Дмитрий Кириллов.