Минтруд предлагает увеличить штрафы за несоблюдение прав инвалидов
Поправки предлагается внести в правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве
В комментарии «АГ» один из экспертов посчитал, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов. Второй предположил, что увеличение штрафов может способствовать улучшению ситуации, но санкции должны иметь прогрессирующий характер. Третий подчеркнул, что эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а обуславливается эффективностью правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения их прав.
Минтруд уведомил о разработке поправок в КоАП, которыми предусматривается увеличить штраф юридическим и физическим лицам за несоблюдение прав инвалидов.
Причиной разработки изменений стало то, что Комитет ООН по правам инвалидов признал существующие размеры штрафов в пределах 1 тыс. – 10 тыс. руб., налагаемых на должностных лиц, и 20 тыс. – 100 тыс. руб. – на юридических лиц неэффективными. «Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов», – считает Минтруд.
Предполагается, что поправки затронут правоотношения, связанные с реализацией инвалидами права на труд, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Кроме того, изменения коснутся обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.
«АГ» попросила экспертов высказать мнение о том, поможет ли увеличение штрафа улучшить жизнь инвалидов.
Адвокат, партнер КА5 Иван Сустин считает, что Минтруд готовит изменения конкретно в ст. 5.42, 9.13, 9.14 и 11.24 КоАП. Эксперт полагает, что увеличение санкции в данных статьях не приведет к достижению заявленных целей законопроекта. «Эффективность мер по защите прав инвалидов напрямую не зависит от размера санкции, а зависит от эффективности правоприменения и неотвратимости наказания за нарушения прав инвалидов, с чем у нас, к сожалению, большие проблемы. У меня нет общей статистики, но у моих коллег и у меня за 15 лет практики подобные кейсы не встречались», – отметил адвокат.
«За последний месяц нам показали, как эффективно КоАП может применяться в борьбе с политической активностью граждан. Если бы государственные органы так ратовали за права инвалидов, проблем бы не было, и этот законопроект не понадобился», – добавил Иван Сустин. По его мнению, законопроект направлен не на реальную защиту прав инвалидов, а на формальное заполнение статистического отчета о работе министерства по итогам года.
Адвокат КА № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов отметил, что законопроект – следствие заседания Комитета ООН по правам инвалидов, который контролирует исполнение Конвенции по правам инвалидов. «Российской Федерации было указано, с чем представители России и не спорили, на неэффективность регулирования вопросов в области создания доступной среды для инвалидов», – указал адвокат.
Александр Немов полагает, что размер штрафа должен быть серьезным и значительно превышать стоимость обеспечения доступной среды для инвалидов. По его мнению, очевидно, что наложение даже максимального штрафа в 100 тыс. руб. вряд ли заставит задуматься собственника здания или иного объекта о создании комфортных условий для инвалидов, которое будет стоить значительно дороже.
«В моей практике и по моим наблюдениям за коллегами крайне редки случаи привлечения предпринимателей или иных лиц к ответственности за нарушения прав инвалидов. Я, конечно, надеюсь, что увеличение размера штрафа приведет к искоренению проблемы, но большая проблема не в размере, а применении норм об ответственности», – подчеркнул адвокат. Он добавил, что создание планов по привлечению к подобной ответственности может только ухудшить положение инвалидов.
В качестве примера Александр Немов сослался на ситуацию с аттестацией рабочих мест: «После кратного увеличения штрафов и постановки планов перед трудовой инспекцией была искоренена проблема с отсутствием аттестации рабочих мест. Правда, появилась другая проблема – разом пропала “вредность” на многих объектах и производствах, что, естественно, привело к большей незащищенности работников, чем ранее».
Партнер «Law & Commerce Offer» Антон Алексеев заметил, что имеющиеся в настоящее время штрафы не выступают каким-либо существенным стимулом для ненарушения прав инвалидов. «Увеличение штрафов, конечно, может способствовать улучшению ситуации, но все-таки санкции должны иметь прогрессирующий характер. Например, при первом выявлении нарушения один размер штрафа, при втором – больше, а при третьем такой, который будет существенным для большинства компаний (в рамках периода, когда факт привлечения к административной ответственности считается не “погашенным”)», – предложил Антон Алексеев.
Эксперт отметил, что тенденция борьбы с нарушениями прав посредством штрафов и санкций характерна для России. Возможно, указал Антон Алексеев, законодателям следует рассмотреть нормы, которые дают какие-либо преференции для компаний (актуально для малого и среднего предпринимательства при определенных условиях, в конкретных областях (например, в социальной сфере) в случае ненарушения ими законодательства в течение длительного периода). По его мнению, в совокупности со штрафами это могло бы повысить эффективность соблюдения законов.
Антон Алексеев считает, что в любом случае наказание должно быть соразмерно нарушению. «Меня всегда удивляло, что за привлечение иностранного гражданина к трудовой деятельности компания может получить штраф до 800 тыс. руб., а за эксплуатацию газопровода без лицензии в несколько раз меньше. Хотя последнее представляется опаснее первого», – отметил эксперт.