Принят закон, увеличивающий ряд штрафов за нарушение ПДД
При этом льгота по уплате штрафа увеличена до 30 дней со дня вынесения постановления, однако размер «скидки» снижен до 25%
По мнению одного из экспертов «АГ», увеличение штрафов является логичным, так как штрафы должны предупреждать совершение новых административных правонарушений. Другой считает увеличение штрафа по ст. 12.37 преждевременным, а остальные изменения − целесообразными.
Госдума приняла закон о поправках в КоАП РФ, предусматривающий увеличение ряда штрафов за нарушение правил дорожного движения (законопроект № 728324-8). Поправки вступают в силу с 1 января 2025 г.
Согласно закону, в частности, штраф за нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов, а также за проезд на красный свет светофора увеличится с 1 до 1,5 тыс. руб. При повторном проезде на красный свет штраф составит 7,5 тыс. руб. Штраф за управление автомобилем в состоянии опьянения либо передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, повысится с 30 до 45 тыс. руб.
Статьей 12.9 КоАП предусмотрена административная ответственность за превышение установленной скорости с наложением штрафа от 500 руб. до 5 тыс. руб. Согласно внесенным изменениям размер штрафов за такое нарушение будет варьироваться от 750 руб. до 7,5 тыс. руб.
Также увеличен предусмотренный ст. 12.15 КоАП штраф за расположение автомобиля на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней с 1500 до 2250 руб. За выезд на встречную полосу при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия административное наказание составит от 1000 руб. до 2250 руб. Штраф за выезд на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления, а также за повторное совершение этого нарушения будет увеличен с 5 до 7 тыс. руб.
Законом вносятся изменения в ст. 12.16 КоАП, которая определяет административную ответственность за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги. Штрафы за такие нарушения будут варьироваться от 750 руб. до 7,5 тыс. руб. Кроме того, данная статья дополнена ч. 8, предусматривающей штраф за повторное несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузовых транспортных средств, в том числе в Москве или Санкт-Петербурге, в размере 10 тыс. руб.
Поправки также увеличивают штрафы за непредоставление преимущества транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами; за нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта; за нарушение водителем правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику; за нарушение ПДД или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего; за отказ водителя транспортного средства от прохождения медосвидетельствования.
Закон дополнил ст. 12.37, регулирующую административную ответственность за несоблюдение требований об ОСАГО, ч. 3, которая устанавливает штраф за повторное нарушение, предусмотренное ч. 2 этой статьи, в размере от 3 до 5 тыс. руб.
До внесения изменений льгота по уплате штрафа действовала в течение 20 дней со дня вынесения постановления. Теперь срок увеличен до 30 дней. При этом размер «скидки» снижен с 50% до 25%.
В комментарии «АГ» старший партнер АБ г. Москвы «Глушков, Саенко и партнеры» Антон Саенко отметил, что изменения касаются увеличения в среднем в 1,5 раза штрафов исключительно за административные правонарушения в области дорожного движения. «Данное увеличение полагаю логичным, так как основная цель штрафа − предупредить совершение новых административных правонарушений, однако все это время, с учетом роста зарплаты, размеры штрафов оставались на довольно низком уровне. При этом стоит отметить, что размер штрафов по большинству административных правонарушений не повышался уже более 15 лет», − указал он.
Антон Саенко обратил внимание, что закон предусматривает не только повышение штрафов, но и снижение скидки на их оплату с 50% до 25%. «Штрафы повышаются в среднем в 1,5 раза, но с учетом снижения процента скидки минимальный платеж вырастет уже в 2,25 раза от имеющегося в настоящее время. Полагаю, что данные изменения направлены на получение дополнительных поступлений в бюджет», − отметил эксперт. Он положительно оценил увеличение срока льготной уплаты штрафа, указав, что поскольку зарплаты, пенсии и пособия выплачиваются раз в месяц, увеличенный период позволит людям успевать оплачивать штрафы со скидкой.
Руководитель правового центра «Капустин и партнеры» Андрей Капустин считает, что изменения в пользу увеличения штрафов за нарушение ПДД назревали давно. Статистика показывает, отметил он, что за последние девять месяцев в России погибли в авариях 11,5 тыс. человек, количество ДТП за этот период превысило 100 тыс. При этом размеры денежных штрафов по некоторым составам КоАП для водителей не менялись более 10 лет.
В то же время эксперт не согласен с необходимостью увеличения размера денежного штрафа за отсутствие полиса ОСАГО для водителей. В частности, разъяснил он, в настоящее время в некоторых регионах (Приморский край, Республика Дагестан) сохраняется проблема оформления полисов ОСАГО страховщиками и их представительствами для водителей. В связи с нахождением указанных регионов в «красной зоне мошенничества в сфере автострахования», активно обсуждается вопрос недоступности ОСАГО – приобрести полис водителям Приморья достаточно сложно. «Озаботившись проблемой, региональные власти даже создали рабочую группу по координации деятельности рынка автострахования. В нее вошли представители краевого правительства, правоохранительные органы, общественники, специалисты ЦБ и страховых компаний. Таким образом, введение указанных изменений в виде увеличения денежного штрафа по ст. 12.37 является преждевременным. Остальные изменения являются целесообразными», − резюмировал Андрей Капустин.