Когда выселение недопустимо
Суд признал служебную квартиру полученной на условиях социального найма
Подколзина Вера
Адвокат Московской коллегии арбитражных адвокатов, почетный адвокат Московской области
25 декабря 2024
Судебная практикаЖилищное право
Семья И. обратилась в суд с иском к ФГАУ «Росжилкомплекс» о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма. В обоснование требований указывалось, что в 1989 г. истцам было предоставлено служебное жилье. В 1993 г. И. встал в очередь на получение квартиры на семью из четырех человек (он, жена и двое детей) с правом на дополнительную площадь. На протяжении 22 лет семья истца проживает в служебной квартире, оплачивает коммунальные услуги – то есть выполняет обязанности нанимателей.
Приказом заместителя министра обороны РФ от 31 октября 2018 г. № 826 «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд» спорное жилое помещение отнесено к специализированному жилищному фонду. Согласно приказу директора Департамента военного имущества Минобороны от 10 февраля 2021 г. № 350 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГАУ “Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России”» указанное жилое помещение является собственностью государства и находится в оперативном управлении ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Минобороны России».
В феврале 2018 г. супруги И. развелись. Бывшая жена и дети истца до настоящего времени проживают в служебной квартире.
Рассмотрев дело, суд удовлетворил исковые требования, признав за семьей И. право пользования жилым помещением на условиях социального найма, аргументировав свою позицию следующим.
Согласно ст. 3 ЖК РФ никто не может быть выселен из жилища иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным Кодексом, а также другими федеральными законами. В силу п. 1 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают как из оснований, предусмотренных Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, так и из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими НПА, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. Таким образом, жилищные права и обязанности возникают из договоров и иных сделок – как предусмотренных федеральным законом, так и не предусмотренных, но не противоречащих ему.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения. Эти помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти/местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием/ учреждением, в связи с прохождением службы, с назначением на государственную должность РФ или ее субъекта либо с избранием на выборные должности в органы государственной власти или местного самоуправления (ст. 93 Кодекса).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 189-ФЗ) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК, положения данного Кодекса применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после введения ЖК в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.
Согласно ст. 7 Закона № 189-ФЗ к правоотношениям по пользованию жилыми помещениями, находившимися в домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшимися в качестве общежитий и переданными в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК о договоре социального найма. Переход на жилое помещение, занимаемое по договору соцнайма, права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления не влечет расторжение или изменение условий договора соцнайма (ст. 64 Кодекса). Как указано в ч. 2 ст. 102 ЖК, переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юрлицу влечет прекращение договора найма, за исключением случаев, когда новый собственник жилого помещения или юрлицо, которому оно передано, является стороной трудового договора с работником – нанимателем этого помещения.
Нормой ч. 1 ст. 103 ЖК предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить помещения, которые они занимали на основании этих договоров. В случае отказа граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 ст. 103 Кодекса. Выселение граждан из служебных квартир или комнат в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 102 ЖК, осуществляется прежним собственником или юрлицом, передающими соответствующие помещения (ч. 4 ст. 103 ЖК).
Из смысла приведенных норм в их взаимосвязи следует, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на данное помещение либо его передачей в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юрлицу выселение граждан без предоставления замещающего жилья законом не предусмотрено.
Безусловный характер обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений в общежитиях в связи с их передачей в оперативное управление другому юрлицу, обусловлен необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина – нанимателя специализированного жилья, поскольку указанное основание прекращения договора – в отличие от расторжения – не зависит от волеизъявления или поведения гражданина и, следовательно, не должно влечь умаление его субъективных гражданских прав.
В соответствии с положениями ст. 107 и 108 ЖК РСФСР, действовавшего до введения в действие ЖК РФ, без предоставления замещающего жилья не могли быть выселены в числе прочих лица, прекратившие трудовые отношения с предприятием/учреждением, проработавшие на предприятии (в учреждении, организации), предоставившем служебное жилье, не менее 10 лет, а также пенсионеры.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до 1 марта 2005 г. предоставляли право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены в ст. 29 ЖК РСФСР. Согласно этой норме нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, чья обеспеченность жилплощадью на одного члена семьи была ниже уровня, устанавливаемого Советом/исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
По правилам, установленным подп. «а» п. 15 Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве (приложение к Постановлению Правительства г. Москвы от 13 мая 1997 г. № 356 «О порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве»), нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, постоянно проживающие (с соблюдением правил регистрации) по адресу регистрации не менее 10 лет и занимающие жилые помещения площадью менее установленной нормы жилья на человека, при которой осуществляется постановка на учет. Нормой постановки на учет является размер площади, приходящейся на каждого постоянно проживающего и зарегистрированного в жилом помещении члена семьи, в том числе с учетом отсутствующих в связи с призывом на военную службу, командированных на работу за границу, выехавших на учебу в другие населенные пункты, и иных лиц, за которыми сохраняется право на жилплощадь на период временного отсутствия, составляющий менее 10 кв. м общей площади для отдельных квартир и 18 кв. м общей площади для коммунальных квартир. Жилье указанной площади дает право постановки на учет по улучшению жилищных условий путем получения жилья по договору социального или коммерческого найма либо приобретения его на возмездной или частично возмездной основе с использованием льгот, установленных законодательством РФ.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов, а по месту работы – совместного решения администрации и профкома предприятия (учреждения, организации).
Поскольку И. вселены в жилое помещение на законных основаниях, состояли на учете как лица, нуждающиеся в жилых помещениях, суд признал за ними право пользования спорной квартирой на основании договора социального найма.