В Госдуму внесены поправки об уголовной ответственности лиц, выполняющих функции иноагента
Изменения связаны с другим законопроектом, который вводит новые категории таких лиц и недавно был принят в первом чтении
Оба адвоката, которых «АГ» попросила прокомментировать поправки, обратили внимание на отсутствие общественной опасности – признака, необходимого для любого преступления. При этом, по мнению одного из них, нарушения в сфере «иностранных агентов» можно регулировать административным законодательством. Другой полагает, что изменения продиктованы политическими соображениями и не имеют уголовно-правового и криминологического обоснования.
11 декабря группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму проект поправок в ст. 330.1 УК об уголовной ответственности для лиц, выполняющих функции иностранного агента (№ 1073604-7).
Из пояснительной записки следует, что новая редакция этой нормы связана с другим законопроектом – «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия угрозам национальной безопасности» (№ 1057914-7). 8 декабря он был принят в первом чтении, дата второго пока не определена. Данным законопроектом предлагается вести учет общественных объединений, функционирующих в России без госрегистрации и получающих иностранное финансирование для участия в политической деятельности, а также физических лиц, которые «в интересах иностранного источника» участвуют в политической деятельности на территории РФ или целенаправленно собирают отдельные категории «значимых сведений в области военной, военно-технической деятельности государства».
Действующая редакция ст. 330.1 УК предусматривает ответственность лишь за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Это деяние наказывается штрафом до 300 тыс. руб. либо в размере дохода осужденного за период до двух лет, обязательными работами на срок до 480 часов, исправительными работами или лишением свободы максимум на два года.
Разработчики поправок предлагают установить аналогичную ответственность за ряд других деяний. Так, в ч. 1 ст. 330.1 УК хотят отразить злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иноагента.
В ч. 2 ст. 330.1 УК может быть криминализовано деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.34.1 КоАП: нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, или учрежденной им российской организации, выполняющей те же функции. Уголовная ответственность наступит в том случае, если ранее такое лицо подвергалось административному наказанию по ч. 2 ст. 19.34.1 КоАП.
Предлагаемая редакция ч. 3 ст. 330.1 УК посвящена ответственности физлиц, выполняющих функции иноагента. Первый указанный в ней состав связан с непредставлением заявления о включении в список таких физлиц или отчета о деятельности, связанной с выполнением функций иностранного агента. Уголовная ответственность возможна только в том случае, если до этого человека привлекали по ч. 1 ст. 19.7.5-4 КоАП. Напомним, эта норма должна появиться после принятия законопроекта № 1060950-7. Предполагается, что ответственность по ней будет наступать за непредставление или несвоевременное представление физлицом отдельных сведений.
Другой состав, который разработчики предлагают внести в ч. 3 ст. 330.1 УК, – непредставление того же заявления о включении в список физлиц, выполняющих функции иностранного агента, но совершенное лицом, целенаправленно собирающим сведения о военной и военно-технической деятельности России, если такая деятельность ведется в интересах иностранного государства, международной или иностранной организации, иностранных граждан или лиц без гражданства, которые могут использовать полученные сведения против безопасности РФ. При этом в норме прямо указано, что она применяется только при отсутствии признаков госизмены и шпионажа.
Верховный Суд и Правительство РФ в официальных отзывах поддержали поправки.
По мнению партнера АБ «ЗКС» Алексея Буканева, не только предложенная, но и действующая редакция ст. 330.1 УК не соответствуют общим признакам преступления, поскольку в данном случае отсутствует общественная опасность. Невыполнение требований в сфере «иностранных агентов» можно регулировать административным законодательством, уверен адвокат. «Тенденция современного законодательства в области политической и государственной деятельности движется к усилению ответственности, в том числе введению уголовной. Таким образом, производится определенное “устрашение”, но не решаются проблемы в источнике», – отметил адвокат.
Кроме того, добавил он, до сих пор окончательно не урегулирован вопрос о деятельности адвокатских образований, на счета которых за оказанную юридическую помощь поступает вознаграждение от иностранных граждан и организаций. «Такие адвокатские образования с учетом ст. 2 Закона о некоммерческих организациях при желании также можно причислить к иностранным агентам», – пояснил Алексей Буканев.
Руководитель Практики уголовного права и процесса АБ «Инфралекс» Артем Каракасиян полагает, что изменение ст. 330.1 УК продиктовано политическими соображениями и не имеет необходимого уголовно-правового и криминологического обоснования. «Согласно данным судебной статистики, за последние пять лет к уголовной ответственности по ст. 330.1 УК было привлечено всего три человека – по одному в 2015, 2018 и 2019 гг. Соответственно, говорить о каком-то “вале” подобного рода преступлений, требующем ужесточения ответственности, не приходится. В пояснительной записке к законопроекту есть только ссылка на предполагаемые изменения норм об “иностранных агентах”, но нет внятного объяснения необходимости криминализации нарушений в этой сфере», – указал адвокат.
По его мнению, проект обновленной статьи не отвечает критериям качества закона: «Статья 330.1 УК является бланкетной и отсылает к законодательству о некоммерческих организациях и национальной безопасности. Предполагается наказание за уклонение от включения в четыре реестра лиц, выполняющих функции иностранных агентов. При этом законы о создании этих реестров еще предстоит принять, после чего необходимо разработать соответствующие подзаконные акты. То есть уголовная ответственность за уклонение от включения в реестры уже будет введена, а порядок функционирования этих реестров еще какое-то время не будет известен».
Артем Каракасиян обратил внимание, что в ч. 1 обновленной статьи используется термин «злостность». «Он носит оценочный характер и не позволяет ясно установить конкретные действия, образующие объективную сторону преступления. По сути, вопрос о наличии в деянии состава преступления будет определяться конкретным правоприменителем, что не соответствует принципу правовой определенности», – считает адвокат.
При этом, подчеркнул он, во внесенных в Госдуму документах нет никаких упоминаний о наступлении общественно опасных последствий от неисполнения «иностранными агентами» обязанностей по регистрации. «В результате теряется основной признак, отличающий преступление от административного правонарушения. Нужно еще учесть, что ч. 2 и 3 ст. 330.1 УК предусматривают административную преюдициию по отношению к будущей ст. 19.34.1 КоАП. В результате по технико-юридическому исполнению эти части больше соответствуют административному правонарушению, чем норме УК», – заключил Артем Каракасиян.
Екатерина Коробка