Является ли рекламой медуслуг перечисление врачей и анализов «из диспансеризации»?
Является ли рекламой медуслуг перечисление врачей и анализов "из диспансеризации"?
2 апреля 2019
belchonock / Depositphotos.com |
КДЦ "отбился" от штрафа за ненадлежащую рекламу следующего содержания: "Вызов врача специалиста на дом! терапевт, невролог, педиатр, хирург, медицинские анализы, УЗИ-исследования, ЭКГ, больничный лист (по показаниям). Необходима консультация специалиста" (постановление АС Поволжского округа от 30 января 2019 г. № Ф06-41068/18).
По мнению УФАС, в рекламе не хватает предписанных ч. 7 ст. 24 Федеральном законе от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон № 38-ФЗ) слов: "возможны противопоказания".
Однако суды трех инстанций не согласились с антимонопольным ведомством:
- действительно, реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов (ч. 7 ст. 24 Закона № 38-ФЗ);
- однако понятие "медицинская деятельность" шире, чем понятие "медицинская услуга" (п. 4, п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"; далее – Закон № 323-ФЗ). Поэтому требование о предупреждении не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медуслуг;
- в частности, медучреждения не обязаны предупреждать пациентов о противопоказаниях при прохождении диспансеризации;
- диспансеризация же – это комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством РФ (ч. 4 ст. 46 Закона № 323-ФЗ). Конкретно: это осмотры врачами (указанными в спорной рекламе), а также клинический анализ крови, ЭКГ, УЗИ брюшной полости, сердца, щитовидной железы, органов репродуктивной сферы и тазобедренных суставов;
- выходит, комплекс этих мероприятий, указанных в рекламе, образует полную совокупность медицинского осмотра;
- таким образом, в спорной рекламе медицинские услуги, по мнению суда, вообще не поименованы. А реклама привлекает внимание именно к получению медицинских услуг после осмотра, консультации медицинского специалиста, а не к конкретному методу диагностики и лечения;
- объектом рекламирования выступает медицинский профилактический осмотр,
- при этом в тексте имеется предупреждение о необходимости консультации;
- а следовательно, УФАС неправо, а штраф за ненадлежащую рекламу подлежит отмене.