Владимир Путин признал, что уголовные преследования бизнеса стали угрозой для экономики страны
В ежегодном послании Федеральному Собранию президент снова поднял тему недопустимости излишнего уголовного давления на бизнес
Адвокаты полагают, что одного признания проблемы недостаточно: практика показала, что просто так к словам президента в правоприменительных органах уже не прислушиваются.
20 февраля Президент России Владимир Путин выступил с посланием к Федеральному собранию. В своем обращении он вновь поднял тему необоснованного уголовного преследования предпринимателей.
«Чтобы добиться тех масштабных целей, которые стоят перед страной, нам нужно избавляться от всего, что ограничивает свободу и инициативу предпринимательства. Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из посланий, приводил соответствующие цифры. Ситуация, к сожалению, не сильно изменилась», – констатировал Владимир Путин.
Президент заявил, что 45% дел, возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. «Это значит, что возбуждали кое-как или по непонятным соображениям. А что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьезной проблемой для экономики», – отметил глава государства.
Владимир Путин назвал некоторые проблемы в правоприменительной практике, такие как произвольное применение квалифицирующего признака «группа лиц по предварительному сговору» к сотрудникам той или иной компании только по факту совместной работы, а также необоснованное содержание предпринимателей под стражей. «При расследовании так называемых экономических уголовных дел нужно жестко ограничивать поводы раз за разом продлевать сроки содержания под стражей. Сегодня это происходит порой без веских оснований, например из-за того, что не хватает времени на проведение необходимых экспертиз или в результате затягивания следственных действий», – подчеркнул президент.
Для борьбы с необоснованными продлениями стражи Владимир Путин допустил возможность увеличения в стране количества следственных работников, так как, по его данным, продление сроков следствия и, соответственно, стражи часто происходит из-за перегрузки следователей. «Там загрузка огромная, конечно, у следственных работников, в МВД – особенно, просто вал, и с этим тоже нужно что-то делать, надо посмотреть на это повнимательнее. Необходимо, может, и ресурсы дополнительные выделять, количество следователей увеличивать. Но как так? У него сидит человек за решеткой, а он в отпуск пошел и за несколько месяцев ни разу на допрос не вызвал. Такого не должно быть», – заключил президент, предложив Верховному Суду и Генпрокуратуре представить по этому поводу свои идеи.
Опрошенные «АГ» адвокаты заключили, что одними констатациями делу не поможешь и давно пришло время решительных действий, потому как практика показала, что просто так к словам президента в правоприменительных органах уже не прислушиваются.
«Для адвокатского сообщества это давно уже не тайна, все то, о чем говорил вчера Владимир Путин. С необоснованными уголовными преследованиями бизнеса мы, к сожалению, сталкиваемся практически ежедневно. Предприниматели подвергаются постоянным нападкам, а все те преференции, которые предусмотрены им в законодательстве, например о невозможности заключения под стражу, нивелируются правоприменительной практикой», – отметил старший партнер АБ «ЗКС» Алексей Касаткин.
Он приводит в пример трактовку судами дел, связанных с бюджетными деньгами. «Суды нам говорят: о какой предпринимательской деятельности может идти речь, если в деле фигурируют бюджетные деньги. Но госконтракты – это всегда бюджетные деньги, а исполнители – предприниматели», – указал он, добавив, что очень часто, когда имеют место гражданско-правовые, хозяйственные споры, возбуждаются уголовные дела по мошенничеству, присвоению, растрате и т.д.
Однако больше всего Алексея Касаткина тревожат предложения, прозвучавшие из уст президента, о необходимости увеличения количества следователей. «В контексте разговора об уголовных преследованиях бизнеса исполнителями это может быть воспринято неправильно, с точностью до наоборот. Есть опасения, как бы увеличение числа следователей не привело к росту уголовных дел, в том числе против бизнеса, т.е. к прямо противоположному эффекту от желаемого», – резюмировал адвокат.
«Удручающими» назвал свои впечатления от обращения к парламентариям Владимира Путина председатель МКА «Миронов, Кудрявцев и партнеры» Иван Миронов. Сравнивая содержательную часть заявлений президента о необходимости прекратить давление на бизнес с аналогичными выступлениями в прошлые годы, адвокат приходит к выводам не в пользу свежего послания: «Раньше это был “пафос целителя”: президент не только констатировал проблемы, но и предлагал пути решения. Теперь же это “пафос патологоанатома”: проблема обозначена, она осталась та же, что и раньше. Но что с ней делать – об этом уже и не говорится».
По мнению Ивана Миронова, действенной мерой, отрезвляющей излишнее рвение правоохранителей, могла бы стать безусловная ответственность следователей, инициирующих необоснованные уголовные дела против предпринимателей, и судей, не глядя штампующих заключение подозреваемых под стражу. «Давайте оттолкнемся от названной Владимиром Путиным цифры – 45% уголовных дел, возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается, не доходя до суда. Но много ли вы слышали случаев привлечения к ответственности следователей, незаконно открывавших такие уголовные производства? А много ли ответственности понесли судьи, штамповавшие по этим делам меру пресечения в виде содержания под стражей?» – задается вопросами Иван Миронов, напоминая, что московские суды удовлетворяют более 90% ходатайств о помещении подозреваемых под стражу.
В свою очередь адвокат АП г. Москвы Алексей Михальчик указал на необходимость совершенствования судейского и прокурорского контроля за действиями следствия в отношении предпринимателей. «Мы ждем от Верховного Суда максимально конкретных разъяснений по применению законодательства в отношении бизнесменов, общие рассуждения пленумов улучшению правоприменительной практики не способствуют», – отметил Алексей Михальчик. Он также добавил, что неудовлетворительной является практика рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ (жалобы на постановления следствия), которая фактически превратилась в пустую формальность.
Кроме того, адвокат предложил наделить большими полномочиями органы прокуратуры, например предоставив возможность прокурорам отменять постановление о возбуждении уголовного дела по «экономическим составам», признав его незаконным и необоснованным, в более длинные сроки, чем 24 часа, предусмотренные сейчас ч. 4 ст. 146 УПК РФ. «Суток мало для качественного изучения материалов по экономическим делам. К тому же надо обязать следствие предоставлять прокурорам все материалы, послужившие основанием для открытия дела, – тогда у прокуратуры будет больше возможностей и оснований признавать возбуждение уголовного дела по экономическим делам незаконным», – резюмировал Алексей Михальчик.