Юрий Пилипенко: «Поправки в Закон об адвокатуре – знаковое явление»

Руководство ФПА обсудило с журналистами важнейшие события и проблемы в сфере адвокатской деятельности и адвокатуры в 2019 г.

Юрий Пилипенко: «Поправки в Закон об адвокатуре – знаковое явление»

В ходе встречи обсуждались вопросы, связанные с принятием поправок в Закон об адвокатуре и внесением изменений в ряд корпоративных документов, пути решения проблем, стоящих перед адвокатской корпорацией, а также планы на грядущий год.

20 декабря в Федеральной палате адвокатов РФ состоялась встреча руководства ФПА с журналистами федеральных изданий и корпоративных СМИ, посвященная итогам 2019 г.

На вопросы журналистов ответили президент ФПА Юрий Пилипенко, вице-президент ФПА, вице-президент АП Московской области Светлана Володина, вице-президент ФПА, первый вице-президент АП Московской области Михаил Толчеев и член Совета ФПА РФ Елена Авакян.

Открывая встречу, Юрий Пилипенко перечислил наиболее значимые для адвокатуры события 2019 г. В первую очередь он сообщил о повышении размеров оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению в порядке ст. 51 УПК РФ. Президент ФПА напомнил, что Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169 были внесены изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240.

Кроме того, подчеркнул он, успешно разрешена и проблема задолженностей по выплатам со стороны госорганов, существовавшая в течение нескольких лет. В 2019 г. задолженности по оплате участия в делах по назначению перед адвокатами отсутствуют.

Следующая важная тема, о которой рассказал Юрий Пилипенко, – встреча руководства и представителей адвокатского сообщества с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 7 ноября 2019 г. Одним из ключевых вопросов, обсуждавшихся на встрече, по словам Юрия Пилипенко, стала Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Президент ФПА сообщил, что по итогам обсуждения премьер-министр отдал распоряжение до 20 февраля 2020 г. передать проект Концепции из Минюста РФ в правительство для дальнейшей работы над ним, в том числе для обсуждения на Петербургском международном юридическом форуме в мае 2020 г., чтобы к 20 июля правительство приняло окончательное решение по Концепции.

Знаковым явлением Юрий Пилипенко назвал поправки в Закон об адвокатуре, которые потребуют в том числе переосмысления ряда положений Кодекса профессиональной этики адвоката, переработки многих внутренних регламентов (в частности определенных положений Регламентов Совета ФПА и Комиссии ФПА по этике и стандартам), создания правил применения «гонорара успеха».

При этом президент ФПА подчеркнул, что внесенные в Закон об адвокатуре изменения были неоднозначно восприняты адвокатским сообществом. «Ряд норм вызывает споры, разногласия, недопонимание. Кто-то из коллег опасается негативных последствий», – отметил он.

Советник ФПА РФ Елена Авакян рассказала о новом проекте ФПА РФ – разрабатываемой комплексной информационной системе адвокатуры России (КИС АР). По ее словам, данная система предназначена не только для автоматизации распределения дел по назначению, проведения онлайн-экзаменов, но и для создания единого информационного пространства адвокатуры, интегрированного с информационными пространствами судов и порталом государственных услуг; для коммуникации с государственными органами через систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭФ); для обеспечения адвокатам возможности взаимодействовать в электронном пространстве друг с другом.

Затем участники встречи ответили на вопросы журналистов.

Разработка КИС АР

Отвечая на вопрос о том, планируется ли после ввода в действие соответствующих блоков комплексной информационной системы адвокатуры России замена электронных систем, уже действующих в ряде адвокатских палат, Елена Авакян отметила, что переход

не будет принудительным. «В то же время мы рассчитываем, что со временем наша система как глобальный промышленный продукт покажется наиболее привлекательной всем адвокатским палатам страны», – добавила она.

На первом этапе, пояснила Елена Авакян, будут осуществляться «интеграционные мостики» между КИС АР и программами, уже внедренными в палатах. «Вопрос не только в том, чтобы распределять дела, с этим справится и более простая программа, – подчеркнула она, – вопрос в создании единого информационного пространства. А оно предполагает единство программного комплекса. Поэтому в долгосрочной перспективе, я надеюсь, система будет единой».

Вопрос об адвокатской этике

Также был задан вопрос о позиции Федеральной палаты адвокатов по делу в связи с иском АП Удмуртской Республики к ФПА о признании недействительными Разъяснения Комиссии ФПА по этике и стандартам от 17 апреля № 03/19 по вопросу допустимости обращения адвокатов в правоохранительные органы и Решения Совета ФПА, которым утверждено Разъяснение.

Комментируя ситуацию, Юрий Пилипенко отметил, что считает ее результатом в том числе «проекта по дискредитации российской адвокатуры». Он подчеркнул, что ФПА будет твердо придерживаться позиции, изложенной в оспариваемых документах. «Да, дело для нас достаточно знаковое, потому что оно неприятное и не очень корпоративное по духу. Мы будем и дальше участвовать в судебных заседаниях. Будем доказывать правоту нашей позиции. При любом исходе судебного процесса я уверен, что российская адвокатура останется при той точке зрения, что для адвоката доносительство – не свойственная функция», – резюмировал он.

Михаил Толчеев добавил: «Мы считаем, что правы в этой ситуации. И если говорить о юридически значимых элементах, то, во-первых, исковые требования, на наш взгляд, основаны на неправильном применении норм права. Кроме того, многие сущностные аспекты основаны на подмене истцами смысла, который действительно заложен в Разъяснении. Думаю, суд разберется в этой ситуации и примет то решение, которое должно быть принято».

Планируемые изменения во внутрикорпоративные документы

В свете принятых поправок в Закон об адвокатуре был задан вопрос о том, планируется ли внесение изменений в Кодекс профессиональной этики адвоката.

Отвечая на него, Юрий Пилипенко отметил, что КПЭА является для адвокатуры большим завоеванием. «По сути, это делегированное законодательство», – подчеркнул он, добавив, что суд учитывает положения КПЭА, рассматривая дела в отношении адвокатов. По словам президента ФПА, на днях состоялось заседание рабочей группы, где обсуждалось, какого рода поправки потребуется внести в Кодекс.

Михаил Толчеев подчеркнул, что базовые ценности, заложенные в КПЭА, не претерпят изменений. «У нас обширная дисциплинарная практика, в ней выявляются сложности, пробелы и т.д. Наиболее важные вопросы рано или поздно войдут в Кодекс профессиональной этики адвоката, поскольку в странах с развитой правоприменительной системой такие кодексы гораздо больше», – отметил он.

На вопрос о том, будут ли ужесточены положения КПЭА по итогам доработки, президент ФПА ответил отрицательно. «Кодекс не может меняться кардинальным образом, поскольку это средоточие принципов, традиций и договоренностей сообщества о том, как должны себя вести представители адвокатуры. Жизнь меняется быстрее и динамичнее, чем Кодекс профессиональной этики адвоката», – подчеркнул он, добавив, что адвокатура – профессия консервативная.

Елена Авакян, в свою очередь, отметила, что практика выработки этических норм и правил для адвокатов свойственна не только России. Так, в ноябре в Великобритании был принят свод правил поведения для адвокатов, в которых разъясняется, как должен действовать адвокат, чтобы не подорвать публичное доверие к адвокатуре. Во всем мире, подчеркнула Елена Авакян, используются в этом отношении оценочные критерии – предполагается, что корпорация может оценить, наносят ли те или иные действия ее члена ущерб доверию к ней со стороны общества и государства. «Институт адвокатуры может существовать только в условиях доверия общества, – подчеркнула она. – Кодекс этики – это, в первую очередь, базис для понимания того, на чем зиждется это доверие и как корпорация будет реагировать на действия, это доверие подрывающие. Опыт Великобритании убеждает нас в правильности пути – российские правила либеральнее, чем у западных коллег».

Также она подчеркнула, что зарубежные адвокатские корпорации не позволяют себе разрушаться изнутри, понимая, что от устойчивости корпорации зависит публичное доверие, в том числе доверие суда. «Возможно, именно поэтому и судебная система там легче пополняется за счет адвокатов», – отметила член Совета ФПА.

В ходе пресс-конференции был также задан вопрос о том, началась ли разработка правил применения «гонорара успеха», необходимость которых возникла в связи с принятием поправок в Закон об адвокатуре, о чем Юрий Пилипенко упоминал в своем интервью «АГ» от 16 декабря.

Отвечая на данный вопрос, президент ФПА пояснил, что заседание рабочей группы по подготовке правил применения «гонорара успеха» запланировано на середину января.

Также он добавил, что во многих странах уже наработано понимание того, что именно должны содержать подобные правила, в том числе учтена позиция конституционных судов. «У нас много научных и публицистических разработок, адвокаты и ученые неоднократно высказывались на эту тему. Мы всё обобщим, и к 1 марта правила будут приняты», – подчеркнул он.

Повышение квалификации

Также прозвучал вопрос о развитии системы повышения квалификации адвокатов и стажеров в связи с принятием в апреле 2019 г. Стандарта профессионального обучения и повышения профессионального уровня адвокатов и стажеров адвокатов.

Отвечая на него, Светлана Володина сказала, что это задача не только на предстоящий год. Она пояснила, что в Стандарте особое внимание обращено на стажеров: фактически это новый стандарт прохождения стажировки. «Считаю рациональным приходить в адвокатуру, имея не только знания и практические навыки, но и понимая правила поведения, в том числе в процессе», – подчеркнула она. Светлана Володина добавила, что уже предпринята попытка в ходе обучающих вебинаров, которые проводит ФПА, ввести отдельный цикл для стажеров адвоката.

Адвокатура и судебная система

В ходе встречи также прозвучал вопрос о том, много ли сейчас среди судей тех, кто ранее состоял в адвокатуре. Отвечая на него, Елена Авакян отметила, что в России, к сожалению, в последнее время переход из адвокатуры в судейский корпус стал почти невозможным в силу ряда причин. Менее 5% российских судей имеют адвокатский «бэкграунд», что сказывается на качестве правосудия. «Сейчас фактически прекратилась практика пополнения судейской профессии не только за счет адвокатов, но и за счет научного сообщества. То есть те знания, которые должны были стать квинтэссенцией внутри судебной системы, остаются за ее бортом», – пояснила она.

Продолжая тему, Михаил Толчеев добавил, что судебная система становится более «закрытой» и замкнутой на себе – адвокаты чаще всего не проходят кадровую комиссию, хотя и готовы становиться судьями. «Даже в развитых правопорядках успешный адвокат, когда переходит в судейский корпус, отказывается от значительной части своих доходов. Он делает это осознанно, ради уважения к закону, чтобы реализоваться как правовед. Думаю, у нас достаточно коллег, готовых пойти в судьи», – подчеркнул он.

Юрий Пилипенко отметил, что данный вопрос также поднимался на встрече руководства и представителей адвокатского сообщества с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, в ходе которой премьер-министр дал поручение изучить вопрос, связанный с участием адвокатов в квалификационных коллегиях судей. По мнению президента ФПА, участие адвокатов в работе дисциплинарных органов судейского сообщества положительно скажется на судебной системе.

Отвечая на вопрос о том, какая проблема в сфере адвокатской деятельности является самой важной, президент ФПА назвал низкий уровень состязательности в суде. «И это глобальная проблема общества и государства», – подчеркнул он.

В связи с этим была также затронута проблема нарушений принципа состязательности в уголовном судопроизводстве, на которые вице-президент ФПА Генри Резник обратил внимание Президента РФ Владимира Путина, выступая на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека 10 декабря. Напомним, что, как отметил тогда Генри Резник, заключение специалиста, которое вправе представить сторона защиты, является менее весомым доказательством, чем заключение эксперта, а экспертиза может быть проведена только по постановлению следователя или суда.

Юрий Пилипенко подчеркнул, что экспертная деятельность в уголовном процессе на сегодняшний день заслуживает крайне негативных оценок. «У нас, адвокатов, к сожалению, есть такое наблюдение, что негативная оценка эксперта, привлеченного следователем, “перекочевывает” в обвинительное заключение, а затем в обвинительный приговор. И это большая проблема», – пояснил он.

Юрий Пилипенко добавил, что именно поэтому ФПА высказывалась против создания в системе СКР собственных экспертных подразделений. «По нашему мнению, было бы разумнее создать многопрофильные экспертные органы под эгидой Минюста России, чтобы была межведомственная независимость», – подчеркнул он, добавив, что экспертная работа в уголовном судопроизводстве требует кардинального изменения и серьезного внимания.

Профессиональные права адвокатов

Отвечая на вопрос о тенденциях, связанных с нарушениями профессиональных прав адвокатов, наблюдавшихся в 2019 г., Михаил Толчеев отметил криминализацию гражданско-правовых вопросов, в том числе касающихся размера адвокатского вознаграждения, а также оказание правоохранительными органами давления на адвокатское сообщество путем “проникновения” в его компетенцию. Данные нарушения, подчеркнул он, носят системный характер и являются очень опасными. Также в числе системных нарушений он отметил ограничения прав адвокатов в судебном процессе. «Они не являются новыми, но продолжают нарастать», – резюмировал он.

Метки записи:   , ,
Комментарии к записи "Юрий Пилипенко: «Поправки в Закон об адвокатуре – знаковое явление»"
Перейти к форме комментирования
  1. Закон адвокатуры необходим. Это не повлияет на людей, живущих вокруг

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля