Совет Федерации одобрил закон об усилении требований к электронной подписи
Закон предусматривает создание удостоверяющего центра Центрального банка и нескольких таких центров при федеральном органе исполнительной власти
В комментарии «АГ» один из экспертов отметил, что основные положительные изменения, которые были внесены в проект закона в ходе его рассмотрения, касаются вопроса подписания документов электронной подписью представителем по доверенности. Второй ранее указывал, что поправки однозначно демонстрируют, что на рынке удостоверяющих центров будет государственная монополия.
23 декабря Совет Федерации одобрил закон (законопроект № 747528-7), которым усиливаются требования в деятельности удостоверяющих центров, а также конкретизируется порядок использования электронной цифровой подписи.
Согласно документу в Закон об электронной подписи вводится понятие доверенной третьей стороны – это юридическое лицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами и иные функции, предусмотренные данным законом. Вводится и понятие средств доверенной третьей стороны.
В законе указывается, что признание электронных подписей, созданных в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, соответствующими признакам усиленной электронной подписи, и их применение в правоотношениях в соответствии с законодательством РФ осуществляются в случаях, установленных международными договорами России.
Устанавливается, что к полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере использования электронной подписи относятся осуществление аккредитации доверенных третьих сторон, проведение проверки соблюдения ими требований, установленных законодательством. В случае несоблюдения требований он выдает предписание об устранении выявленных нарушений.
Также в законе отмечается, что удостоверяющий центр выдает электронную подпись только при условии идентификации заявителя, которую предлагается проводить при его личном присутствии или посредством идентификации с использованием электронной подписи при наличии действующего сертификата либо путем предоставления информации из биометрического загранпаспорта или ЕСИА. При этом в случае отказа физлица от предоставления биометрических персональных данных в целях проведения идентификации без личного присутствия удостоверяющий центр обязан ему отказать в проведении такой идентификации.
Согласно закону будет создан удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, а также удостоверяющий центр, уполномоченный на правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Кроме того, такой центр будет создан при ЦБ РФ.
Удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юрлиц, вправе наделить доверенных лиц полномочиями на прием заявлений о получении квалифицированного сертификата юридического лица и выполнение идентификации заявителя от его имени. Также доверенное лицо вправе создавать ключи электронной подписи (при условии исключения возможности доступа работников к ним), хранить ключи и создавать электронные документы.
Предусматривается, что удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юрлиц, будет осуществлять проверку аккредитованных удостоверяющих центров без приостановки или прекращения их деятельности. Аккредитация удостоверяющего центра будет осуществляется в том числе при соответствии требованиям к деловой репутации руководителя и учредителей удостоверяющего центра, имеющих прямо или косвенно либо совместно с иными лицами, связанными с ним договорами доверительного управления имуществом, простого товарищества, поручения, корпоративным договором или иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями, право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал удостоверяющего центра, установленным правительственной комиссией.
Положение о правительственной комиссии, ее состав и порядок принятия ею решений утверждаются Правительством РФ. При утверждении ее состава должно быть предусмотрено, что не менее 30% ее членов являются представителями автономной некоммерческой организации, на которую в соответствии с решением правительства возложены функции по мониторингу развития цифровой экономики и цифровых технологий и формированию прогнозов развития цифровой экономики и цифровых технологий.
Кроме того, будет увеличен минимальный размер собственных средств удостоверяющего центра – не менее чем 1 млрд руб. либо 500 млн руб. при наличии не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства удостоверяющего центра.
Теперь удостоверяющий центр должен будет хранить ключ электронной подписи, а также информировать его владельца об операциях, проведенных с ним. Кроме того, вводится федеральный государственный надзор в сфере электронной подписи для проверки соблюдения аккредитованными удостоверяющими центрами, доверенными третьими сторонами требований Закона об электронной подписи и иных принимаемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов.
Также изменяется порядок действий третьих лиц – удостоверяющий центр вправе наделить их полномочиями по приему заявлений на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи, а также вручению этих сертификатов от имени удостоверяющего центра. При совершении порученных удостоверяющим центром действий доверенное лицо обязано будет идентифицировать заявителя при его личном присутствии.
Вводится уголовная ответственность для таких третьих лиц, а также для лиц аккредитованного удостоверяющего центра за неисполнение обязанностей, предусмотренных законодательством РФ в области электронной подписи, а также в соответствии с порядком реализации функций аккредитованного удостоверяющего центра и исполнения его обязанностей.
При этом физическое лицо, не участвующее в правоотношениях ИП, юрлиц, госслужащих, а также нотариусов при применении квалифицированного сертификата должно представить документ, подтверждающий его полномочия. Документ о полномочиях должен быть подписан квалифицированной электронной подписью уполномоченного в установленном порядке на принятие соответствующих решений должностного лица соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления.
Если от имени юрлица действует лицо, не являющееся уполномоченным на действия от его имени без доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, одновременно представляется доверенность юридического лица, выданная им его представителем.
В случае если от имени ИП действует физическое лицо, уполномоченное действовать на основании доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, являющегося таким представителем, и одновременно представляется выданная индивидуальным предпринимателем доверенность.
Указывается, что квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, содержащий указание также на физическое лицо, действующее от имени соответствующей кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя без доверенности в качестве владельца данного сертификата, создается и выдается удостоверяющим центром ЦБ РФ в установленном им порядке. Порядок должен предусматривать, в том числе, возможность идентификации заявителя без его личного присутствия с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата.
Отмечается, что в случае, если от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя действует представитель по доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью физического лица, являющегося таким представителем. Одновременно им представляется доверенность кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с гражданским законодательством.
В случае прекращения осуществления полномочий представителя, должностного лица Центрального банка квалифицированный сертификат прекращает свое действие.
Закрепляется, что закон вступает в силу 1 июля 2020 г., за исключением положений об использовании квалифицированной электронной подписи при участии в правоотношениях физического лица, ИП, юридических лиц, лиц, госслужащих, а также нотариусов. До указанной даты не будут применяться и положения об оформлении доверенностей, необходимых для использования квалифицированной электронной подписи, и об использовании квалифицированной электронной подписи в государственных информационных системах. Данные изменения вступят в силу с 1 января 2021 г. При этом до 1 января 2022 г. данные положения не будут применяться в части, не связанной с применением доверенностей.
В комментарии «АГ» старший юрист практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Eversheds Sutherland Алексей Дарков отметил, что основные положительные изменения, которые были внесены в проект закона после его принятия в первом чтении, касаются вопроса подписания документов электронной подписью представителем по доверенности.
Он указал, что законопроект изначально предписывал фактически подписание одного документа двумя ЭЦП: представителя и лица, выдавшего доверенность. В законе же в отношении всех таких случаев внесена ясность – документ должен быть подписан ЭЦП представителя. Доверенность как документ, подписанный ЭЦП доверителя, должен содержаться в пакете подаваемых документов. Таким образом, посчитал Алексей Дарков, законодатель разрешил вопрос с подписанием одного документа двумя ЭЦП. Данные правила актуальны как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц. Кроме того, юрист заметил, что закон имеет более четкие сроки вступления в силу отдельных положений.
Ранее, говоря о законопроекте, адвокат, партнер АБ «Бартолиус» Сергей Гревцов указывал, что его положения однозначно демонстрируют, что на рынке удостоверяющих центров будет государственная монополия. «Могу предположить, что “под себя” его рано или поздно заберет Центральный банк», – отмечал он. Кроме того, адвокат указывал, что введение норм о проведении проверок органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности «не реже чем каждые 5 лет» (т.е. хоть каждые полгода) и наличие жестких критериев к удостоверяющим центрам уничтожат частный бизнес в этой области.