Принят новый Порядок назначения защитников
Значительных изменений после опубликования проекта документа Порядок не претерпел
Ранее в комментарии «АГ» адвокаты положительно оценили проект, особо отметив значимость закрепленных в нем принципов равноправия адвокатов и непрерывности защиты. Комментируя принятие новой редакции Порядка, исполнительный директор ФПА Оксана Сергеева указала, что благодаря мудрости коллег адвокатуре удалось избежать угрозы передачи функции регулирования вопросов назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве государству.
15 марта Федеральная палата адвокатов опубликовала новый Порядок назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве. Документ был утвержден решением Совета ФПА в этот же день.
Ранее «АГ» сообщала об опубликовании проекта Порядка. Стоит отметить, что документ сильно изменен не был. Порядок также состоит из 13 разделов, включая переходные положения. В документе приведены пять основных принципов назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве: независимости адвокатуры, равноправия адвокатов, территориальности, непрерывности защиты, а также централизации и информатизации. При этом в принятом Порядке указывается, что исключение в применении принципа территориальности допускается для случаев производства процессуальных действий и судебных заседаний на территории одного субъекта РФ по уголовным делам, находящимся в производстве органов предварительного расследования межрегионального или федерального уровня.
Ранее в комментарии «АГ» адвокат ПАНО Василий Шавин назвал принцип равноправия одной из ярких новелл Порядка. «Дополнительное закрепление принципа равноправия адвокатов на участие в работе по назначению, а значит, и получение платы за эту работу является нелишним с учетом правильно отмечаемого в Справке ФПА факта, что данные выплаты во многих регионах являются единственной статьей дохода адвоката. Это направлено как на устранение имеющейся в некоторых палатах дискриминации адвокатов в допуске к ведению таких дел, так и на превенцию подобных фактов в будущем с учетом обещанного роста размера платы», – указал он.
Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев полагал, что принцип приоритетности назначения в Порядке не случайно переименован в принцип непрерывности защиты. Такая формулировка, по его мнению, налагает ответственность не только на органы предварительного следствия и суды, но и на самих адвокатов, которые должны максимально способствовать и добиваться соблюдения указанного принципа, поскольку за его нарушение уже они сами могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также в документе описаны порядок уведомления о назначении, способы и время его приема. В принятом Порядке указывается, что при уведомлении адвокатской палаты (представителей адвокатской палаты) о назначении защитника дознаватель, следователь или суд могут указать квалификацию вменяемого в вину преступления, что будет способствовать более эффективному назначению защитника (включая сокращение сроков назначения).
Отдельное внимание в проекте уделено вопросу защиты информации, связанной с назначением адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве. Указано, что независимо от формы хранения данная информация должна содержаться и обрабатываться адвокатской палатой таким образом, чтобы исключить возможность незаконного или несанкционированного доступа к ней посторонних лиц.
Кроме того, документ учитывает региональные правила и особенности распределения поручений о назначении защитника между адвокатами. Отмечается, что региональные адвокатские палаты должны учитывать количество адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению, территориальную удаленность от места нахождения органов дознания, органов предварительного следствия и судов и транспортную доступность к нему, а также иные факторы, влияющие на распределение требований.
В принятом документе указывается, что Совет адвокатской палаты организует работу по надлежащему выполнению Порядка и Региональных правил в адвокатской палате, представителями адвокатской палаты и адвокатами, включая определение механизма разрешения нештатных ситуаций, которые могут возникнуть в процессе назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве.
Закрепляется, что в целях приведения действующих Региональных правил в соответствие с Порядком устанавливается переходный период сроком до 1 октября 2019 г., в течение которого осуществляется согласование Региональных правил Советом ФПА в части соответствия отдельных положений Региональных правил положениям Порядка. Со дня вступления его в силу и до согласования Советом ФПА действующие Региональные правила применяются в части, не противоречащей принятому документу.
Адвокат АП Красноярского края Владимир Васин ранее отмечал, что раздел 10 Порядка, где говорится об обязанностях адвоката, которому распределено поручение о назначении защитника, заставит многих коллег задуматься о качестве оказываемой помощи по назначению, так как дополнительно конкретизирует обязанности и вводит в этом документе минимальный стандарт защиты по назначению, невыполнение или ненадлежащее выполнение которого приведет к возбуждению дисциплинарного производства.
Адвокат, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин заключил, что предлагаемый ФПА документ является взвешенным и продуманным. «С моей точки зрения, главная заслуга его авторов в том, что они предвидели возможные варианты назначения адвокатов и в палате субъекта Федерации, в которой больше тысячи адвокатов, и в той, в которой их всего лишь десятки», – подчеркнул он.
Адвокат КА «Свердловская областная гильдия адвокатов» Сергей Колосовский согласился, что документ следует признать положительным, поскольку он объективно позволяет сформировать порядок назначения адвокатов, исключающий те негативные явления, которые в настоящее время сформировали крайне неоднозначное отношение к качеству защиты, осуществляемой по назначению правоохранительных органов.
Комментируя пресс-службе Федеральной палаты адвокатов принятие новой редакции Порядка, исполнительный директор ФПА Оксана Сергеева подчеркнула: «Подготовленный документ стал результатом напряженной работы, продолжавшейся в течение полугода. Мы чрезвычайно рады, что благодаря мудрости наших коллег, проявивших способность находить в сложных ситуациях разумный компромисс, регулирование вопросов назначения адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по-прежнему относится к компетенции органов адвокатского самоуправления». Таким образом, добавила Оксана Сергеева, адвокатуре удалось избежать угрозы передачи этой функции государству, которая была очень велика.