Штрафы за правонарушения в области воинского учета будут увеличены
Совфед одобрил закон, которым увеличены и дифференцированы соответствующие штрафы, добавив наказание для должностных и юридических лиц за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе
По мнению одного из экспертов «АГ», изменения свидетельствуют о том, что власть столкнулась с возрастающим нежеланием молодых мужчин проходить военную службу по призыву или в целом возвращаться на службу в период мобилизации. По мнению второго, власти пытаются устранить недостатки, вскрытые в ходе частичной мобилизации и последнего призыва. Третий заметил, что новая ст. 19.38 КоАП явно написана под работодателей, которые в период призыва по мобилизации не спешили вручать повестки своим работникам, поскольку это грозило лишь штрафом до 3 тыс. руб. У четвертого эффективность закона вызвала серьезные сомнения, так как, учитывая невысокую правовую грамотность, граждане не будут оценивать сумму штрафа при принятии решений.
28 июля Совет Федерации одобрил закон (законопроект № № 637094-7), которым увеличиваются штрафы за правонарушения в области воинского учета. Стоит отметить, что законопроект был внесен в Госдуму вначале 2019 г. и тогда документом предусматривалось лишь незначительное увеличение размера штрафов. Теперь же ст. 19.25 КоАП «Неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей» будет переименована в «Неисполнение военно-транспортных обязанностей», а штрафы по ней выросли в 50 раз: для граждан от 15 до 25 тыс. руб., для должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб., для юрлиц от 350 до 400 тыс. руб.
Появляется новая статья – 19.38 «Неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации», согласно которой штрафы на должностных лиц и юрлиц могут быть наложены в связи с неисполнением обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации, на сборные пункты или в воинские части либо неоказанием содействия в организации таких оповещения и явки, а также в связи с неисполнением обязанности по организации или обеспечению поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации. В обоих случаях штрафы для должностных лиц составят от 60 до 80 тыс. руб., для юрлиц – от 400 до 500 тыс. руб.
Увеличиваются штрафы за неоповещение должностными лицами и юрлицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет. За непредставление или несвоевременное представление должностными лицами госорганов или организаций в установленном порядке сведений, необходимых для ведения воинского учета, штраф для должностных лиц варьируется от 40 до 50 тыс. руб. Меняется и ст. 21.5 КоАП «Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету». Теперь неявка без уважительной причины в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 тыс. руб.
Несообщение гражданином в военный комиссариат или орган, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, влечет наложение штрафа в от 1 до 5 тыс. руб. Если же гражданин не сообщит о выезде из России на срок более шести месяцев или въезде в Россию либо не явится в военный комиссариат в установленный срок из-за переезда, то штраф составит от 5 до 15 тыс. руб. При выезде в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства или места пребывания, в том числе не подтвержденных регистрацией по месту жительства или месту пребывания, штраф составит от 10 до 20 тыс. руб. Возрастают штрафы и за уклонение от медобследования и умышленную порчу или утрату документов воинского учета.
В то же время признается утратившим силу п. 430 ст. 1 Закона от 22 июня 2007 г. № 116-ФЗ «О внесении изменений в КоАП в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение», а также п. 4 Закона от 24 апреля 2020 г. № 132-ФЗ «О внесении изменений в КоАП».
По мнению адвоката АП Новгородской области Константина Маркина, изменения свидетельствуют о том, что власти столкнулись с возрастающим нежеланием молодых мужчин проходить военную службу по призыву или в целом возвращаться на службу в период мобилизации. «И с помощью “кнута” государство пытается заставить в первую очередь молодых людей идти в армию. Кроме того, государство пытается усилить контроль за жизнью военнообязанных, – заметил эксперт. – К чему приведут эти изменения закона? Отвечая на этот вопрос, думаю, в данном случае уместно вспомнить Третий закон Ньютона или закон равенства действия и противодействия: чем сильнее государство будет давить на людей в вопросах военной службы (и в первую очередь по призыву), тем активнее они будут искать способы и возможности избежать этой службы. Для тех же, кто хочет пройти службу по призыву или по контракту, эти поправки не представляют дополнительной мотивации».
Константин Маркин полагает, что нет необходимости вносить отдельные изменения в закон – необходимо менять принцип комплектования армии в целом: «Как кадровый военный скажу: солдат срочной службы – это сплошная головная боль командира. Армия должна строиться на контрактной основе. Поэтому в целом необходимо менять военное законодательство, исключая из него обязанность граждан мужского пола проходить военную службу по призыву».
Адвокат АП г. Москвы по военным делам Максим Гребенюк посчитал, что изменения направлены на повышение эффективности работы с людским мобилизационным ресурсом и призывниками. «Власть пытается устранить недостатки, вскрытые в ходе частично мобилизации и призыва, а именно - плохой учет и плохое оповещение. Предполагается, что высокими штрафами удастся повысить качество учета запасников и призывников в военкоматах и повысить их дисциплинированность при получении повесток или изменении учетных данных. Но я бы предложил ввести ответственность для военкомов и членов призывных комиссий за незаконный призыв: нарушений масса, а к ответственности никто не привлечен», – заметил он.
Юрист Андрей Дяченко посчитал, что повышение санкций за правонарушения в области воинского учета выступает особенно весомым рычагом давления в руках военкоматов на фоне ранее принятых поправок о вручении повесток в электронной форме, временных ограничительных мер в отношении призывников, развития межведомственного электронного взаимодействия с военными комиссариатами и т.п. «Многократно увеличенные размеры штрафов в первую очередь направлены на предупреждение возможных неявок по повесткам, поскольку данный состав правонарушения всегда являлся самым распространенным на практике из всей главы 21 КоАП, а также представляет наибольшую общественную опасность в сравнении со всеми прочими правонарушениями из названной главы, которые совершаются гражданином, подлежащим призыву», – указал он.
Кроме того, очевидная цель поправок – залатать те пробелы, которые были выявлены в период призыва по мобилизации, полагает Андрей Дяченко. «Здесь уже следует обратить внимание не только на повышение санкции в ранее существовавших статьях, но и на новую ст. 19.38 КоАП РФ. Она явно написана под работодателей, которые в период призыва по мобилизации не спешили вручать повестки своим работникам, поскольку это грозило лишь штрафом до 3 тыс. руб. по ст. 21.2 КоАП РФ. Здесь законодатель тоже решил не мелочиться и в новой статье установил штраф для юрлиц от 400 до 500 тыс. руб.», – указал юрист.
Андрей Дяченко негативно оценил поправки, так как считает, что избранный способ борьбы с нежеланием граждан проходить военную службу по призыву вряд ли способен что-то изменить. «Вместо увеличения правовых последствий непрохождения военной службы, уклонения от призывных мероприятий и других обязанностей по воинскому учету рациональнее было бы задуматься над повышением привлекательности самой службы по призыву – разработать меры поощрения, ввести альтернативные варианты прохождения военной службы (например, с сокращенным сроком службы при определенных обстоятельствах), ввести новые основания для альтернативной гражданской службы и т.д.» – считает он.
Юрист Александр Горбачёв заметил, что в последние годы государство предпринимает большие усилия по недопущению возможности гражданам избежать воинской обязанности: это – и введение норм об электронных повестках, и об ограничении возможности выехать за пределы России призывникам, и внесение обязательства о самостоятельной явке призывников в военкомат без повесток (при определенных условиях), и увеличение штрафов – выглядит последовательным продолжением этих инициатив. «Принятые на сегодняшний момент штрафы являются очень существенными для бюджета большинства россиян, особенно в небольших городах и деревнях. Эффективность данной меры вызывает серьезные сомнения, так как граждане не будут оценивать сумму штрафа при принятии решений, учитывая невысокую правовую грамотность россиян», – указал он. При этом Александр Горбачёв добавил, что сам по себе факт привлечения к административной ответственности, вне зависимости от суммы штрафа, оказывает сильный эффект на гражданина.