Прокуроров субъектов РФ хотят наделить безусловным правом законодательной инициативы

Закрепление такого права на уровне федерального законодательства, как ожидается, будет обеспечивать качественное региональное нормотворчество

Прокуроров субъектов РФ хотят наделить безусловным правом законодательной инициативы

Адвокаты заметили, что региональные прокуроры действительно оперативнее реагируют на изменения федеральной повестки и региональные проблемы. Один из них предположил, что стоит обозначить предмет законодательной инициативы прокурора: инициативы должны быть направлены на формирование режима соблюдения законности, борьбу с правонарушениями, правовое воспитание, правовое просвещение и правовую культуру в регионе осуществления прокурорского надзора.

Правительство внесло на рассмотрение депутатов подготовленный Министерством юстиции законопроект № 1219895-7, которым предлагается предоставить право законодательной инициативы в законодательном органе государственной власти субъекта РФ прокурору. Поправки предусматриваются в п. 1 ст. 6 Закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов России.

Как отмечается в пояснительной записке, сейчас региональное законодательство наделяет 82 прокуроров субъектов РФ правом законодательной инициативы, и они активно его используют. «Анализ указанной работы показывает, что наличие у прокуроров субъектов Российской Федерации права законодательной инициативы способствует надлежащей защите интересов неограниченного круга лиц, общества и государства, обеспечивает качественное региональное нормотворчество, исключая сложную и затратную работу по опротестованию незаконных актов и их судебному оспариванию», – указывается в документе.

Так, в 2019 г. прокурорами подготовлено 433 проекта региональных законов (в 2018 г. – 378), большая часть которых затрагивала направления профилактики правонарушений, обеспечения законности, защиты прав и законных интересов граждан. Из них в 2019 г. принято 377 законов субъектов РФ (в 2018 г. – 352), остальные находятся

на рассмотрении. Вместе с тем, отмечается в пояснительной записке, наделение прокуроров субъектов правом законодательной инициативы не должно находиться в зависимости от волеизъявления региональных законодательных органов поднадзорных территорий. Авторы поправок, сославшись на послание президента Федеральному собранию от 15 января 2020 г., подчеркнули, что большая независимость прокуратуры от местных властей – в интересах граждан, в каком бы субъекте они ни проживали.

Адвокат КА «Шпагин и партнеры» г. Красноярска Александр Назаров положительно оценил инициативу. Он с сожалением отметил, что Генеральный прокурор России не имеет права законодательной инициативы и по вопросам правотворческой деятельности вынужден обращаться со своими предложениями к субъектам, обладающим таким правом.

Действительно, указал Александр Назаров, в региональных законах ряда субъектов РФ прокурорам на региональном уровне предоставлено право законодательной инициативы. Например, есть такое право у прокурора Красноярского края, который вместе с Государственным советником юстиции 2-го класса Романом Тютюником инициировал в краевом парламенте законопроекты о патриотическом воспитании молодежи, о жилищных сертификатах для детей-сирот. Законопроекты поддержали спикер Законодательного Собрания Красноярского края Дмитрий Свиридов и председатель профильного комитета краевого парламента Людмила Магомедова, что придало им общественно-политический и «нормативно-обоснованный» вес.

«Прокурору субъекта Российской Федерации, представляющему прокурорскую власть на подведомственной ему территории и являющемуся на ней гарантом законности, очень важно самому лично или в группе с субъектами законодательной инициативы разрабатывать и представлять законодательной власти субъекта актуальные и юридически качественные законопроекты, участвовать в их обсуждении и продвижении в региональных парламентах. Такая правотворческая деятельность прокурора органично вписывается в осуществляемый им прокурорский надзор с превентивной и антикоррупционной составляющими, способствует соблюдению в регионе режима законности и борьбе с преступными проявлениями», – посчитал он.

Александр Назаров добавил, что, возможно, стоит обозначить предмет законодательной инициативы прокурора: «Эти инициативы должны быть направлены на формирование режима соблюдения законности, борьбу с правонарушениями, правовое воспитание, правовое просвещение и правовую культуру в регионе осуществления прокурорского надзор».

Адвокат АП г. Москвы Анатолий Железняк отметил, что фактически прокуроры субъектов и так обладают законодательной инициативой в большей части регионов, но на основании региональных законодательных актов. Включение прокурора в качестве инициатора нормативно-правовых актов на региональном уровне не обернется «перевесом» влияния в сторону силового блока. «В то же время зачастую прокуроры действительно более активно реагируют на изменения федеральной повестки и региональные проблемы», – указал он.

По мнению Анатолия Железняка, если изменения будут приняты, то в отчетах прокуроров появится новая графа: «количество законодательных актов, принятие которых инициировано по итогам плановых проверок». В ходе плановых проверок по отраслям экономики прокуроры выявляют нарушения, причинами которых являются системные ошибки и пробелы в организации системы власти целых регионов. «Устранить нарушения и навести порядок возможно системными действиями, включая изменение регионального законодательства, а не только привлечение виновных лиц к ответственности», – заметил адвокат. Он посчитал, что независимый региональный прокурор действительно может и должен быть сильным процессуальным оппонентом для главы субъекта и председателя регионального законодательного органа власти.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля