Правительство предлагает обновить способ сбора, учета и обработки данных о преступлениях

В Госдуму внесен пакет законопроектов, закрепляющих сбор информации посредством государственной автоматизированной системы правовой статистики и расширяющих полномочия прокуроров

Правительство предлагает обновить способ сбора, учета и обработки данных о преступлениях

Один из адвокатов отметил, что нельзя исключать ситуацию, когда, желая минимизировать нагрузку или приукрасить истинное положение вещей в вопросах формирования статистических данных, должностные лица будут указывать не все сведения, и, таким образом, идея совершенствования приведет к прямо противоположному результату – отсутствию достоверности и прозрачности статистических данных. Второй посчитал, что, наоборот, необходимо запретить обнародовать такие статистические данные, за исключением сведений о количестве нераскрытых преступлений.

В Госдуму внесен пакет законопроектов, закрепляющих за Генпрокуратурой полномочия по сбору данных о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора и публикации выбранных данных в Интернете. Обрабатывать сведения предлагается посредством государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Так, проектом закона № 745077-7 предлагается дополнить УПК положениями, предоставляющими прокурору полномочия требовать от органов следствия и дознания устранения нарушений законодательства, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Кроме того, в случае принятия законопроекта прокурор сможет разрешать споры о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК. В связи с этим в случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности орган дознания, дознаватель, следователь или руководитель следственного органа будут обязаны в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.

Также документом предлагается установить, что сообщением о преступлении помимо прочего является постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Законопроект № 745083-7 закрепляет новый способ обработки статистической информации посредством использования государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС).

В случае принятия проекта закона Генеральная прокуратура станет собирать статистические данные у ФСИН, МЧС, ФССП, СК, МВД и ФТС, а также судов посредством Судебного департамента при ВС РФ, что позволит обеспечить государственные органы и граждан достоверной и полной информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора.

По мнению авторов законопроекта, таким образом будет создан механизм общественного контроля. Это, в свою очередь, обеспечит наличие независимого экспертного мнения при изучении социальных причин преступности, оценки эффективности деятельности госорганов, своевременного выявления проблемных районов и регионов и эмпирической базы для развития отечественной криминологической науки.

Законопроектом предлагается размещать статистическую информацию в Интернете в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с учетом ограничений, установленных федеральными законами.

Кроме того, проектом закона Генпрокуратура наделяется полномочиями по согласованию с заинтересованными государственными органами формы федерального статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальной статистической методологии, порядка и сроков представления первичных данных.

Адвокат АБ «Забейда и Партнеры» Артем Юдин отметил, что сама по себе идея законопроектов, изложенная в пояснительной записке, вызывает положительную реакцию. «Совершенствование системы государственного статистического учета данных о сообщениях о преступлениях, преступности путем дополнения перечня статистических данных, а также изменение существующих устаревших способов обработки информации – идея хорошая и правильная. Тем не менее вызывает серьезные опасения перспектива достижения заявленных в законопроекте целей. Видится, что, желая создать идеальную систему правовой статистики, законодатель не подумал о предстоящих проблемах правоприменения и оборотной стороне законопроекта», – указал адвокат.

Во-первых, отметил он, избыточная бюрократизация процессов приведет к ухудшению качества выполнения основных задач, стоящих перед следственными органами, органами дознания и прокуратуры. Во-вторых, с большой долей вероятности произойдет подмена истинного предназначения правоохранительных органов в виде борьбы с преступностью, профилактики и предупреждения преступлений борьбой за статистические показатели типа «Аналогичные показатели прошлого года +1», согласно которым с каждым отчетным периодом количество раскрытых преступлений и осужденных за их совершение лиц будет расти.

«Кроме того, не исключено, что, желая минимизировать нагрузку (или приукрасить истинное положение вещей) в вопросах формирования статистических данных, должностные лица будут указывать не все сведения, и, таким образом, идея совершенствования приведет к прямо противоположному результату – отсутствию достоверности и прозрачности статистических данных», – резюмировал Артем Юдин.

В комментарии «АГ» адвокат КА «Защитникъ» Алексей Максимов отметил, что, вероятно, широко и печально известная уже за пределами сообщества юристов уголовной сферы «палочная система» рождена из статистических данных. «В Чувашии во второй половине “нулевых” широко применялся такой метод раскрытия преступлений, как “барсетка” – некий пьяный субъект сидел в общественном месте (естественно, под пристальным контролем оперативников) и ждал своего преступника. Постепенно оперативное мероприятие скатилось до того, что потом было названо обществом “подстава” – в юридической терминологии провокация к совершению преступления и совершение иных действий, предусмотренных фабулами ряда статей гл. 31 УК РФ», – рассказал адвокат. Он посчитал, что такие искажения целей и задач в деятельности правоохранителей были обоснованы статистикой.

По мнению Алексея Максимова, размещение информации в открытом доступе дает в руки различных одиозных политиков и общественных деятелей поводы к «взыванию к народу» с искажением размещенной информации в нужных им целях. «В свое время я размышлял об институциональном искоренении описанной проблематики и не нашел никакого иного способа, кроме как запретить обнародовать статистические данные (даже в рамках внутриструктурных мероприятий), за исключением одного – количества нераскрытых преступлений, и уж тем более запретить премировать сотрудников за количественные показатели. Премировать можно только за конкретное сложное дело с указанием критериев такой сложности», – посчитал Алексей Максимов.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля