Полномочия председателя СКР по лишению бывшего главы государства неприкосновенности упразднены

Госдума приняла в третьем чтении поправки, согласно которым лишить экс-президента неприкосновенности сможет Совет Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или ином тяжком преступлении

Полномочия председателя СКР по лишению бывшего главы государства неприкосновенности упразднены

Эксперты отметили, что порядок лишения неприкосновенности усложнен. По мнению одного из них, принятие поправок представляется оправданным, поскольку сменяемость власти – прежде всего верховной, – более значима, чем процедуры обеспечения и лишения неприкосновенности бывшего главы государства. Другой считает, что изменения направлены на сохранение стабильности – чтобы лица, занимавшие президентский пост, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений.

9 декабря Госдума в третьем чтении приняла поправки в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи (законопроект № 1049598-7).

Как отмечается в пояснительной записке, поправки обусловлены принятием Закона о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», которым внесены изменения в ст. 93 Основного Закона.

Содержание изменений

Новая редакция ст. 3 о неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, включает 6 пунктов. Так, согласно п. 1 экс-глава государства не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.

Положения о распространении неприкосновенности на занимаемые бывшим президентом жилые и служебные помещения, используемые им транспортные средства, средства связи, документы, багаж и переписку сохранились, и теперь составляют п. 2 ст. 3 Закона.

Исключено положение о том, что в случае возбуждения уголовного дела в отношении указанного лица в связи с совершением им тяжкого преступления в период исполнения полномочий президента председатель СКР направляет соответствующее представление в Госдуму. Теперь, как указано в п. 3, президент, прекративший исполнение полномочий, может быть лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в госизмене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением ВС о наличии в действиях данного лица признаков преступления и заключением КС о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Госдумы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации о лишении экс-президента неприкосновенности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа сенаторов и депутатов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Госдумой (п. 4). Решение Совета Федерации должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Госдумой соответствующего обвинения. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение считается отклоненным (п. 5).

В заключительном п. 6 отмечается, что бывший президент, в отношении которого выдвинуто обвинение, вправе участвовать в рассмотрении данного вопроса на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Эксперты отметили усложнение порядка лишения неприкосновенности

Комментируя «АГ» поправки, генеральный директор юридического бюро «Амелин и Копыстыринский», помощник члена Совета Федерации Александр Амелин отметил, что статус неприкосновенности означает защиту от всяких посягательств со стороны кого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищается государством от противоправных посягательств. «Неприкосновенность Президента РФ означает: никто не может применить в отношении него физическое или психическое насилие; его нельзя ни задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности главы государства. Наконец, президента нельзя свергнуть, отстранить от исполнения обязанностей. Поэтому единственным основанием наступления ответственности для него является совершение уголовно наказуемого деяния, квалифицируемого как государственная измена или иное тяжкое преступление», – пояснил он.

Эксперт добавил, что, согласно законодательству большинства европейских стран, а также США, бывшие главы государств не обладают иммунитетом от судебного преследования. В некоторых странах положение о неприкосновенности экс-президентов закреплено в конституции, в других этот вопрос регулируется на уровне законов. Согласно поправкам в ст. 3 Закона о гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи неприкосновенность экс-президентов может стать бессрочной, то есть будет распространяться не только на период президентства, но и на всю жизнь бывшего руководителя страны.

«Неприкосновенности экс-президент, конечно, может быть лишен. Но авторы поправок предложили сложную процедуру: для этого требуется решение Совета Федерации, которое может быть принято только в случае выдвижения Госдумой обвинения “в госизмене или совершении иного тяжкого преступления”, подтвержденного заключением Верховного Суда о наличии в действиях экс-президента признаков преступления, а также заключением Конституционного Суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения», – отметил Александр Амелин.

Принятые поправки, по мнению эксперта, никак не отразятся на жизни обычных граждан, а направлены на сохранение стабильности – чтобы лица, которые занимали пост главы государства, понимали, что их не будут преследовать по политическим мотивам, а только в случае совершения тяжких преступлений. «Все это делается на случай прихода к власти оппозиции. Но с другой стороны, если к власти придет оппозиция, будут ли действовать существующие законы? Вопрос остается открытым, и я надеюсь, что мы не столкнемся с такими проблемами», – заключил он.

Главный научный сотрудник Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета Александр Чертков полагает, что новая редакция ст. 3 Закона существенно расширяет гарантии неприкосновенности главы государства: «Наиболее существенные изменения связаны с тем, что, во-первых, неприкосновенность распространяется не только на период исполнения полномочий главы государства, но и на иные периоды его жизни. Во-вторых, существенно усложняется порядок снятия такой неприкосновенности».

При этом ряд гарантий, по мнению эксперта, вполне обоснован – например, право бывшего президента участвовать в обсуждении вопроса о лишении его неприкосновенности, присутствовать на заседании палат парламента. «Положительным моментом видится и ключевая роль палат парламента, а не Следственного комитета России в данной процедуре. Другие гарантии менее очевидны и в определенном смысле чрезмерны», – добавил Александр Чертков.

В целом, отметил эксперт, принятие поправок представляется оправданным, поскольку сменяемость власти – прежде всего верховной, – более значима, чем процедуры обеспечения и лишения неприкосновенности бывшего президента. «Именно полномочия президентов Владимира Путина и Дмитрия Медведева впервые в новой и новейшей истории России прекращались в ходе правовых процедур, а не в связи со смертью, тяжелой болезнью или насильственным отстранением. Данная тенденция должна быть продолжена при большем политическом плюрализме», – резюмировал он.

Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля