Подписан закон о защите социальных выплат от взыскания
Поправки вступят в силу с 1 июня 2020 г., при этом связанный с ними проект изменений в ГК все еще не рассмотрен во втором чтении
Эксперты «АГ» ранее отмечали, что в документе подробно изложены действия банков, работодателей и сотрудников ФССП при проведении процедуры взыскания задолженности, однако в нем не описан сам механизм создания специальных счетов, с которых не может быть произведено взыскание.
Владимир Путин подписал поправки в Закон об исполнительном производстве, устанавливающие новый порядок взыскания банками денежных средств со счетов должников.
Закон наделяет пристава-исполнителя правом при отсутствии сведений о наличии у должника имущества запрашивать такую информацию у налоговых органов, иных органов и организаций. Сейчас действующее законодательство устанавливает прямую обязанность пристава-исполнителя по запросу указанных данных.
В целях установления имущественного положения должника у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций могут быть запрошены иные сведения, помимо наименования и адресов банков, в которых находятся счета должника, видов и номеров банковских счетов, количества и движения денежных средств в рублях и иностранной валюте, иных ценностях.
Также законом уточняются гарантии, согласно которым при обращении взыскания на денежные средства должника не смогут изыматься средства, на которые не может быть обращено взыскание. Для этого должник обязан будет предъявить документы, подтверждающие невозможность взыскания. Банк или иная кредитная организация, обслуживающие счета должника, могут осуществлять расчеты сумм денежных средств, на которые может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных ст. 99 и 101 Закона об исполнительном производстве. После исполнения требования о взыскании денежных средств банк или иная кредитная организация информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя в трехдневный срок.
При этом лица, выплачивающие гражданину зарплату или иные доходы, в отношении которых закон устанавливает соответствующие ограничения по взысканию, будут указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Указанным лицам также будет вменяться обязанность указывать в расчетном документе сумму, взысканную по исполнительному документу. Также текущая версия законопроекта предусматривает, что взыскание не будет обращаться на материальную или финансовую помощь, выделенную пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно документу закон вступит в силу 1 июня 2020 г.
Стоит отметить, что поправки в Закон об исполнительном производстве, по сути, содержат корреспондирующие изменения, связанные с проектом закона № 221778-7, который, как ранее писала «АГ», предусматривает закрепление в ГК положения о создании специальных социальных банковских счетов, на которые не распространяются меры принудительного исполнения. Согласно проекту на указанные счета могут зачисляться только денежные средства, указанные в перечне видов доходов, на которые не может быть обращено взыскание в соответствии с требованиями законодательства об исполнительном производстве. Речь идет об алиментах, суммах, выплачиваемых в качестве возмещения вреда, причиненного здоровью, компенсационных и единовременных выплатах, социальных пособиях, средствах материнского капитала и т.д.
Оба проекта были приняты в первом чтении в ноябре 2017 г., однако с тех пор информации о судьбе поправок в ГК нет. В отзыве правительства на проект поправок в ГК отмечалась необходимость его значительной доработки, при этом в целом инициатива была поддержана. Доработанная версия законопроекта к настоящему моменту не представлена, дата рассмотрения во втором чтении – не назначена.
Ранее комментируя изменения в Закон об исполнительном производстве, председатель Ассоциации профессиональных взыскателей Вадим Супрун отмечал, что эти поправки давно ожидаемы и необходимы для организации цивилизованных процессов взыскания и защиты прав должника, поскольку ими гарантируется неприкосновенность определенной категории выплат, полагающихся должнику.
По мнению эксперта, закон необходим и самим взыскателям, для которых работа по возврату данных денежных средств невыгодна и является определенной «головной болью», отвлекающей ресурсы от иных задач. «С другой стороны, поправки не описывают сам механизм создания этих счетов, а также требуемые ресурсы на их создание и поддержание. Так, остается непонятным, как кредитные организации будут нести соответствующие расходы и как это отразится на стоимости предоставляемых банковских услуг», – отметил Вадим Супрун.
Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев, комментируя проект закона на стадии его принятия во втором чтении, указал, что в нем широко и подробно изложены действия банков, работодателей и сотрудников ФССП при проведении процедуры взыскания задолженности. Он отмечал, что целями поправок являются защита прав должников и исключение ситуаций, когда денежные средства, на которые не может быть обращено взыскание, ошибочно списываются судебными приставами в счет погашения задолженности исключительно по причине неосведомленности пристава о назначении денежных средств, поступивших и находящихся на счете должника.
Илья Прокофьев также указывал, что текст поправок полностью заполняет имеющиеся пробелы в законодательстве, предотвращая все возможные случаи ошибочного списания денежных средств, что позволит исключить возможности ошибочного списания денежных средств. По его словам, это, в свою очередь, снизит нагрузку на банки, Службу судебных приставов и суды.