Планируется сформировать единую технологическую архитектуру информационных систем государственных органов исполнительной власти
Планируется сформировать единую технологическую архитектуру информационных систем государственных органов исполнительной власти
19 августа 2019
Александра Урошлева
SergeyNivens / Depositphotos.com |
В целях реализации программы "Цифровая экономика РФ" Минкомсвязь России разработала проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее – проект)1, посвященный регулированию вопросов формирования единой технологической архитектуры информационных систем исполнительных органов государственной власти. В пояснительной записке к проекту отмечается, что устанавливаемые Правительством РФ требования в рамках реализации ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" касаются только порядка создания, развития, эксплуатации государственных информационных систем, но не содержат единые требования к таким системам и обрабатываемым ими данным. А постановление Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" не предполагает возможности дифференцирования уровня информатизации в различных регионах и госорганах. По замыслу инициаторов проекта создание единых требований к IT-архитектуре позволит реализовать единую государственную политику, создать условия для интеграции различных государственных информационных систем и эффективного использования государственных данных, сократит совокупные затраты на создание и эксплуатацию программного обеспечения.
В минувшую пятницу в Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялось экспертное обсуждение Концепции создания и функционирования Единой технологической архитектуры информационных систем органов исполнительной власти РФ (далее – Концепция). Заместитель директора по инновациям ФГБУ НИИ "Восход" Андрей Хлызов пояснил, что разработка Концепции, которую он презентовал в ходе встречи, осуществляется с опорой на международные стандарты в области регулирования информационных систем, например TOGAF [руководство (framework) по систематическому управлению архитектурой предприятия – ГАРАНТ.РУ].
Эксперт рассказал, что Концепция включает в себя описание так называемых слоев IT-архитектуры – информационной, интеграционной, технической, бизнес-архитектуры, архитектуры приложений и архитектуры информационной безопасности. Информационная архитектура касается описания структурирования данных госорганов, интеграционная – взаимодействия приложений и информационных технологических сервисов друг с другом, техническая – структурирования и логики ПО и аппаратной среды, необходимых для работы приложений и доступа к данным. Бизнес-архитектура определяет стратегию деятельности органов госвласти, структуру управления. Архитектура приложений – это раздел, посвященный описанию структуры приложений, а архитектура информационной безопасности – раздел о механизмах обеспечения безопасности служебных процессов. Директор Департамента развития архитектуры и координации информатизации Минкомсвязи России Василий Слышкин обратил внимание на то, что необходимо отказаться от "лоскутной автоматизации" и прийти к построению единой архитектуры информационных систем госорганов и принятию решений на основе данных (Data Driven Decisions).
В рамках формирования единой технологической архитектуры информационных систем государственных органов исполнительной власти предполагается создать должность главного IT-архитектора в каждом министерстве и ведомстве. Главные IT-архитекторы должны будут отвечать за реализацию соответствующим органом установок сообразно единой архитектуре. Кроме того, планируется создать Федеральный архитектурный совет – орган при Минкомсвязи России, уполномоченный прежде всего утверждать требования к единой технологической архитектуре государственных информационных систем, а также Центр компетенций, который будет обеспечивать разработку документов по описанию архитектуры для госорганов и согласовывать архитектурные описания при отсутствии такого согласования со стороны главного IT-архитектора. Между тем директор АНО "Инфокультура", руководитель проектного направления "Открытые данные" Счетной Палаты РФ, генеральный директор Ассоциации участников рынка данных Иван Бегтин отметил риск превращения Федерального архитектурного совета и Центра компетенции в органы, создающие дополнительные административные барьеры для госорганов в рамках деятельности по управлению информационными системами. Эксперт подчеркнул также, что ключевой, по его мнению, на сегодняшний день в этой сфере является проблема закупок, госзаказов на разработку и внедрение информационных систем, различных IT-сервисов для госорганов. Процедура таких закупок нуждается, согласно его позиции, в корректировке.
Какую информацию о конкурентной закупке, не являющейся закрытой, заказчик обязан размещать в ЕИС? Узнайте ответ в "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Полезной инициативу по созданию единой архитектуры информационных систем государственных органов исполнительной власти считает Заместитель директора Департамента информационных технологий и обеспечения проектной деятельности Минтруда России Михаил Аронов. Он отметил, что проблемы, связанные с функционированием государственных информационных систем, хотя и не самые острые для страны, но отчетливо прослеживаются, и их нужно решать. Михаил Аронов указал на важность обеспечения условий для повышения компетенции IT-сотрудников госорганов. В рамках создания единой технологической архитектуры необходимо, по его мнению, озаботиться вопросами качественной подготовки IT-архитекторов и обеспечения возможностей привлечения в госорганы внешних IT-специалистов.
_____________________________
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/01/08-19/00093985).