Направленный в Правительство РФ проект поправок в Положение о процессуальных издержках отличается от ранее опубликованного
Минюст и Федеральная палата адвокатов прокомментировали «АГ» причину исключения из документа ряда положений
В пресс-службе ведомства отметили, что одно из исключенных положений имело в себе коррупционную составляющую, а другие повторяют нормы из действующих правовых актов. Ведущий специалист Департамента по адвокатуре ФПА РФ Юлия Корухова отметила, что направленный в Правительство текст проекта является компромиссным вариантом, поскольку главное сейчас – обеспечить выплаты защитникам в соответствии с увеличенными ставками, и указала, что работа по вопросу сроков выплат защитникам будет продолжена.
Как уже сообщала «АГ», Минюст направил в Правительство проект постановления о внесении изменений в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда. В распоряжении «АГ» появился текст внесенного в Правительство проекта, и, как оказалось, он несколько отличается от ранее вынесенного на обсуждение Минюстом.
Ранее «АГ» писала, что документом предложено, чтобы порядок расчета размера вознаграждения адвокатам, а также перечень необходимых для этого документов больше не утверждались Минюстом совместно с Минфином по согласованию с органами, наделенными полномочиями по производству дознания и предварительного следствия, и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Вместо этого предлагается, чтобы механизм реализации исполнения положений УПК был установлен на уровне акта Правительства РФ по аналогии с иными участниками судопроизводства.
Согласно проекту, с момента его утверждения совместный Приказ Минфина и Минюста от 5 сентября 2012 г. № 174/122н «Об утверждении порядка расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела» утратит свою силу.
Также документом предусматривается пропорциональное увеличение размера вознаграждения адвоката с 2019 г. с учетом сложности уголовного дела, в том числе подсудности, количества и тяжести вменяемых преступлений, численности подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объема материалов дела и других обстоятельств, а также с учетом времени, затраченного адвокатом на осуществление полномочий, предусмотренных УПК РФ, включая время, затраченное на посещение подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного, лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера, находящегося, соответственно, в следственном изоляторе (изоляторе временного содержания) или в психиатрическом стационаре, на изучение материалов уголовного дела, а также на выполнение других действий адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи при условии их подтверждения документами.
Минюст согласился с произведенным Федеральной палатой адвокатов расчетом и предложил закрепить, что ставка защитника по назначению за участие в уголовных делах, рассматриваемых судом присяжных, Верховным Судом РФ либо же отнесенных к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда, составляла в 2019 г. – 1550 руб. днем, в ночное время – 2150 руб., а в праздники и выходные – 2750 руб. В 2020 г. эти суммы предложено увеличить на 350 руб., а с 2021 г. – еще на 250 руб., за исключением работы в ночное время – в этом случае прибавка составит 525 руб.
За участие в делах, рассматриваемых в отношении трех или более лиц; в случае предъявления обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям; при объеме материалов уголовного дела более трех томов предлагается, чтобы в 2019 г. дневная ставка составляла 1330 руб., ночная – 1825 руб., а в праздники и выходные – 2310 руб. В 2020 г. предложено увеличение снова на 350 руб. С 2021 г. за один рабочий день участия предлагается платить 1930 руб., в ночное время – 2605 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, включая ночное время, – 2910 руб.
За участие в уголовных делах, рассматриваемых в закрытых или выездных судебных заседаниях; в отношении несовершеннолетних; в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство; в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту, Минюст предлагает установить в 2019 г. дневную ставку в 1115 руб. Ставка за работу в ночное время составит 1500 руб., а в выходные и праздники – 1880 руб. В следующем году вновь предлагается ставка, увеличенная на 350 руб., а в 2021 г. – 1715 руб. днем, 2190 руб. ночью и 2480 руб. в праздники и выходные.
Данные положения не претерпели изменений в документе, внесенном в Правительство после согласования со всеми заинтересованными органами власти. Но из него были исключены несколько положений, связанных с условиями и сроками выплаты вознаграждения.
Так, из внесенного в Правительство России текста проекта исключено указание на то, что в случае если процессуальные действия, для осуществления которых адвокат вызывался, не были произведены по не зависящим от него обстоятельствам, то ему будет произведена оплата за один рабочий день участия в деле в полном объеме.
Как сообщили «АГ» в пресс-службе Минюста, данное положение исключено в связи с тем, что оно уже содержится в абз. 2 п. 25 действующего Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства РФ».
Кроме того, из документа исключено положение, согласно которому размер вознаграждения адвоката может быть увеличен на основании мотивированного постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда с учетом степени тяжести вменяемого преступления, количества подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), в том числе в случае защиты одним адвокатом двух или более подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объема материалов дела, необходимости выезда адвоката в процессе ведения дела в другой населенный пункт, совершения преступления отдельными категориями граждан в случае работы адвоката в дневное время на 220 руб., в ночное время на 330 руб., а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, – на 440 руб.
В пресс-службе Минюста указали, что данное положение было исключено по результатам общественного обсуждения и согласования с заинтересованными органами государственной власти с целью исключения коррупциогенного фактора.
Также из проекта исключено ранее предлагаемое дополнение в п. 27 Положения, согласно которому решение о выплате вознаграждения адвокату, участвующему в уголовном судопроизводстве по назначению, выносится уполномоченным государственным органом не позднее 10 рабочих дней со дня получения заявления адвоката. Помимо этого решено отказаться от новой редакции п. 28, которая предполагала, что соответствующее решение о выплате должно в течение 10 дней быть направлено в финансовую службу.
Кроме того, из предлагаемой редакции исключены изменения в п. 29 Положения, согласно которым выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подотчетным лицам или их представителям осуществляется не позднее 20 рабочих дней со дня получения решения уполномоченного государственного органа.
В пресс-службе Минюста указали, что пункты проекта постановления, касающиеся сроков и порядка вынесения решения о выплате вознаграждения адвокату, исключены в связи с тем, что общие положения о порядке и сроках вынесения решения о возмещении процессуальных издержек уже содержатся в действующей редакции Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240.
Комментируя изменения в проекте постановления, ведущий специалист Департамента по адвокатуре ФПА РФ Юлия Корухова отметила, что повышение ставок оплаты защитникам по назначению произошло благодаря совместной работе ФПА и Минюста, и то, что за основу в проекте этого постановления приняты расчеты размера вознаграждения в зависимости от сложности дела, которые были предложены ФПА, – это уже важное достижение. «Сейчас приоритетная задача состоит в том, чтобы документ был принят и ничто не мешало производить выплаты адвокатам в соответствии с утвержденными Правительством ставками», – подчеркнула Юлия Корухова.
Она указала, что направленный в Правительство текст проекта является компромиссным вариантом, который был согласован после продолжительных обсуждений, и добавила, что в него вошли не все предложения ФПА, в частности касающиеся вопроса сроков выплаты вознаграждения. «Работа в этом направлении будет продолжена, и в конечном итоге, думаю, удастся решить его в пользу адвокатского сообщества», – сообщила Юлия Корухова.
Она отметила, что урегулированию сроков выплаты будет способствовать и комплексная информационная система адвокатуры России, которая позволит адвокатуре произвести интеграцию с органами власти в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; в этом случае движение заявок на выплаты защитникам за участие в судопроизводстве станет полностью прозрачным и автоматизированным.