Российских заключенных будут перевозить в более комфортных условиях?

В ответе на обращение «АГ» МВД России сообщило, что новый стандарт перевозки заключенных в том числе предусматривает оснащение спецтранспорта дополнительной вентиляцией и освещением, а также средствами безопасности

Российских заключенных будут перевозить в более комфортных условиях?

Эксперты «АГ» прокомментировали ведомственный ответ. Юрист правозащитной организации «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, добившийся вынесения пилотного постановления ЕСПЧ об изменении условий перевозки заключенных, учтенного МВД России, отметил, что ведомство фактически замедляет решение системной проблемы еще на 10 лет. Юрист фонда «В защиту прав заключенных» Надежда Раднаева отметила сложность поставленной проблемы и то, что решать ее следует комплексными мерами, поэтому установление стандартов транспортировки заключенных и даже их соблюдение не является достаточным.

В августе пресс-служба Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей сообщила, что первый заместитель министра внутренних дел Александр Горовой направил Борису Титову ответ на его предложение рассмотреть проблемы, связанные с нарушениями при перевозке заключенных.

В нем сообщалось, что МВД России «разработало новые стандарты конвоирования заключенных», которые учитывают «пилотное» постановление ЕСПЧ по делу «Томов и другие против России», о котором ранее писала «АГ». Напомним, в нем Страсбургский суд указал на ключевые проблемы, порождающие огромное количество случаев этапирования в бесчеловечных условиях, а также на необходимость изменения морально устаревших норм законодательства и обязал Россию изменить условия транспортировки заключенных.

Редакция «АГ» обратилась в МВД с просьбой уточнить, о каких именно изменениях идет речь, а также – о предоставлении нового стандарта для ознакомления.

5 сентября был получен ответ ведомства, которое не стало предоставлять документ, а лишь сообщило, что ранее действующие стандарты перевозки подозреваемых и обвиняемых в специальных полицейских авто (правила стандартизации ПР 78.01.0024-2016 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений») были разработаны в соответствии с международными требованиями, предъявляемыми к гражданским пассажирским транспортным средствам, в том числе правилами Европейской экономической комиссии ООН. «Однако указанные доводы не принимались во внимание ЕСПЧ, в связи с чем предусмотренные ПР 78.01.0024-2016 нормы площадей для перевозки подозреваемых и обвиняемых с учетом его прецедентной практики признавались недостаточными», – отмечено в ответе пресс-службы МВД России.

В связи с этим в министерстве подчеркнули, что новый стандарт распространяется на вновь разрабатываемые и модернизируемые оперативно-служебные автомобили типа «A3», используемые подразделениями МВД России для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Он предусматривает увеличение площади в расчете на одно перевозимое лицо, внутренней высоты помещения, оборудование средствами обеспечения безопасности, установку дополнительных вентиляторов в общих камерах, а также повышение уровня освещенности. «Спецавтомобили, поставляемые в подразделения ОВД РФ, должны соответствовать требованиям нового стандарта, а принятые на снабжение ОВД РФ до введения его в действие должны быть приведены в соответствие с обновленными требованиями (за исключением спецавтомобилей, находящихся в эксплуатации)», – указано в ответе ведомства.

В телефонном разговоре представитель ведомства дополнительно пояснила, что сам номер стандарта ПР 78.01.0024-2016 не изменился, но теперь последний учитывает рекомендации Европейского Суда в плане перевозки заключенных.

Комментируя ответ МВД, юрист фонда «В защиту прав заключенных» Надежда Раднаева отметила, что, поскольку нового стандарта конвоирования заключенных нет в открытом доступе, а сроки его внедрения также не известны, сложно дать полную оценку ситуации. «Вместе с тем известные из СМИ нововведения (увеличение площади, высоты помещения и оборудование автомобилей системами кондиционирования) являются правильными и необходимыми», – отметила она.

По словам эксперта, предполагаемые нововведения есть очередной пример положительного влияния практики Европейского Суда по правам человека (в частности, пилотного постановления «Томов и другие против России») на правовую систему России по решению проблем бесчеловечных условий в ходе транспортировки заключенных.

«Безусловно, говорить о решении проблемы очень преждевременно. Проблема многокомпонентная, и решаться она должна комплексными мерами. Установление стандартов транспортировки заключенных и даже их соблюдение не является достаточным. Государство должно обеспечить наличие эффективных внутренних средств правовой защиты в отношении жалоб на условия перевозки. Но начало положено. Задача общества – контролировать реализацию нововведений на предмет их соответствия требованиям, изложенным в пилотном постановлении ЕСПЧ», – заключила Надежда Раднаева.

Юрист правозащитной организации «Общественный вердикт» Эрнест Мезак, представлявший интересы заявителей в рамках рассмотренного Европейским Судом дела «Томов и другие против России», также прокомментировал ответ МВД России.

«С прикладной точки зрения самая важная часть постановления по вышеуказанному делу – это случай Евгении Пунеговой. Зимой 2010–2011 гг., когда Верховный суд Республики Коми рассматривал ее уголовное дело, она наездила по Сыктывкару в “стаканах” в 0,4 кв. м (а такую площадь личного пространства в Страсбурге считают неприемлемой и при перевозках в многоместных камерах) целых 7 часов. И за это моя подзащитная получит от российского государства в качестве компенсации морального вреда 1,5 тыс. евро. Но Сыктывкар – это маленький город. А ситуация в российской столице совершенно иная», – считает он.

Юрист пояснил, что средняя продолжительность двух связанных поездок в автозаках по Москве (из СИЗО в суд и обратно) занимает у заключенного по 7–8 часов. «Получается, человек съездил на судебное заседание и может выставить российской казне счет на 1,5 тыс. евро. А в московских следственных изоляторах в настоящее время содержится немногим менее 10 тыс. заключенных. И в некоторые особо тяжелые для конвоиров дни до 600 из них вывозят на судебные и следственные действия. Арестованные члены “банды” экс-губернатора Коми Вячеслава Гайзера с сентября 2015 г. по 1 тыс. часов наездили в пыточных условиях, перемещаясь по российской столице», – отметил Эрнест Мезак.

По словам эксперта, совершенно непонятно, как новый стандарт, разработанный в МВД России, поможет исправлению ситуации. «Он ведь будет распространяться на “вновь разрабатываемые и модернизируемые автомобили”. А в старых так и будут возить людей в условиях “гнетущей тесноты”? Кстати, до 20% московских конвойных КАМАЗов, по моим данным, не оборудованы вентиляцией в принципе – она не предусмотрена инженерной документацией», – добавил он.

«Обновлять конвойный транспорт Москвы для выполнения постановления ЕСПЧ по делу “Томова и других” теми темпами, которые планирует МВД, – значит отложить решение системной проблемы, которую наконец-то заметили в Страсбурге, лет на 10 минимум. По факту это значит продолжать пытать теснотой и духотой сотни людей ежедневно», – заключил Эрнест Мезак.

Метки записи:   ,

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о