Минюст предлагает создать отдельный реестр должников по алиментным обязательствам
Согласно проекту поправок в Закон об исполнительном производстве, реестр будет содержать сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов, а также объявленных в розыск
Один из адвокатов отметил, что любые реестры с персональными данными граждан повышают риски их использования в неправомерных целях. Другая полагает, что создание реестра должников по алиментным обязательствам будет стимулировать обязанных лиц к погашению задолженности. Третья подчеркнула, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей особо актуально и социально значимо.
Минюст России опубликовал для общественного обсуждения проект
поправок в Закон об исполнительном производстве, предусматривающий создание отдельного реестра лиц, обязанных уплачивать алименты. Ожидается, что реестр будет специальным и более информативным источником получения сведений именно о таких должниках.
Соответствующие дополнения предлагается внести в ст. 6.2 «Реестр должников по алиментным обязательствам» Закона. Такой реестр будет содержать сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности за неуплату алиментов, которые не приступили к их уплате, а также объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск.
В качестве госоргана, ответственного за создание и ведение в электронном виде нового реестра, предлагается ФССП, а порядок формирования и ведения указанного реестра должников будет определяться Главным судебным приставом РФ.
В законопроекте также перечислены сведения, подлежащие включению в реестр, которые будут общедоступными, в частности:
-
ФИО, дата и место рождения должника;
-
вид исполнительного документа, его номер и наименование органа, выдавшего документ;
-
дата принятия судебного акта о привлечении к административной (уголовной) ответственности;
-
дата возбуждения исполнительного производства;
-
номер исполнительного производства;
-
сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу;
-
наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство;
-
данные об объявлении должника в розыск.
Планируется, что указанная информация будет общедоступна до дня погашения задолженности по исполнительному производству или его окончания (прекращения), за исключением данных об объявлении должника в розыск, являющихся общедоступными до его обнаружения.
Согласно законопроекту, должник будет извещен о включении в реестр в течение суток с момента включения. Исключение из реестра предусмотрено в течение 5 дней с момента погашения задолженности по алиментам.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве лиц, включенных в реестр должников по алиментам, ФССП посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с требованиями российского законодательства будет организовывать информационное взаимодействие с ПФР, который предоставит необходимую информацию в автоматическом режиме.
Также планируется наделить пристава правом обращаться в суд с заявлением о признании сделки с имуществом должника недействительной.
Обосновывая данную инициативу, авторы законопроекта отметили, что в соответствии со ст. 139 ГПК РФ суд или судья по заявлению лиц, участвующих в деле, может принять меры по обеспечению иска, которые допускаются во всяком положении дела, если непринятие таких мер может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. В свою очередь, непринятие мер по обеспечению иска затрудняет (делает невозможным) исполнение судебного решения, поскольку имущество может быть реализовано или передано в дар ответчиком в целях уклонения от исполнения решения, указано в пояснительной записке.
Разработчики проекта напомнили, что ст. 166 ГК РФ предусмотрен правовой механизм, позволяющий признавать оспоримую сделку – в частности, с имуществом, ранее принадлежавшим должнику, – недействительной. При этом требование о признании сделки недействительной может быть предъявлено ее стороной или иным лицом, указанным в законе.
В пояснительной записке подчеркивается, что Верховный Суд РФ в Определении от 18 апреля 2017 г. по делу № 77-КГ17-7 сделал вывод, что судебный пристав-исполнитель наряду со взыскателем имеет охраняемый законом интерес на самостоятельное обращение в суд с заявлением о признании сделки недействительной, поскольку подача соответствующего искового заявления обусловлена необходимостью полного, правильного и своевременного исполнения исполнительного документа, предписывающего взыскание с должника денежных сумм.
«Взыскание алиментов является важным направлением деятельности ФССП, поскольку от их выплаты зависит уровень удовлетворения необходимых, жизненно важных потребностей социально незащищенных категорий граждан – несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей», – отметили разработчики проекта.
Они добавили, что в настоящее время алименты, размер которых определен в судебном порядке или нотариально удостоверенным соглашением об уплате алиментов, при недобросовестности плательщиков взыскиваются ФССП. В случае ненадлежащего исполнения исполнительного документа должник может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.
По мнению авторов проекта, при уклонении должника от уплаты алиментов и привлечении его к ответственности работа в рамках исполнительного производства по взысканию задолженности по алиментам принимает затяжной характер и не приводит к ожидаемому результату.
В документе отмечается, что в 2021 г. в территориальных органах ФССП на принудительном исполнении находилось свыше 1,3 млн исполнительных производств о взыскании алиментов. Взыскано в пользу детей 32,9 млрд руб. Остаток неоконченных исполнительных производств составляет 782,5 тыс. «Количество неоконченных исполнительных производств, в рамках которых должники не приступили к выполнению обязательств по выплате алиментов (производится розыск должников или к должникам применяются меры по их привлечению к административной ответственности по ст. 5.35.1 КоАП РФ и уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ), составляет более 180 тыс.», – подчеркивается в пояснительной записке.
Предлагаемые изменения, указали авторы поправок, разработаны для создания действенного правового механизма обеспечения принудительного исполнения исполнительных документов и повышения эффективности правового воздействия на лиц, уклоняющихся от выплаты средств на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей.
Авторы указывают, что, поскольку банк данных в исполнительном производстве, создание и ведение которого предусмотрено ст. 6.1 Закона об исполнительном производстве, содержит информацию обо всех находящихся на исполнении исполнительных производствах (свыше 113 млн), отдельный реестр, содержащий сведения о должниках по алиментам, будет являться специальным и более информативным источником получения информации о них.
Комментируя законопроект, адвокат, партнер АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнеры» Тимур Харди отметил, что создание подобного реестра станет еще одним механизмом, который государство сможет использовать в целях борьбы с уклонением от алиментных обязательств.
По его мнению, проблема уклонения от уплаты алиментов в современной России особенно остра, из-за чего сотни тысяч детей недополучают законные средства на их содержание, что нарушает права и законные интересы несовершеннолетних. С помощью реестра можно будет более оперативно устанавливать наличие у гражданина такой обязанности и предпринимать меры в случае его уклонения от ее исполнения, считает Тимур Харди. Кроме того, органы власти, ответственные за контроль уплаты алиментов, смогут эффективнее контролировать неплательщиков, в том числе сделки с их участием, чтобы принимать меры по взысканию задолженности, добавил он.
В то же время, подчеркнул адвокат, любые реестры с персональными данными граждан повышают риски использования этой информации в неправомерных целях. «Государству одновременно с созданием реестра следует повысить контроль защиты персональных данных граждан. Также должны быть исключены любые ошибки, которые могут привести к появлению проблем у законопослушных граждан, выполняющих свои обязательства перед детьми или нетрудоспособными родителями добросовестно», – резюмировал Тимур Харди.
Адвокат АП г. Москвы, партнер BGP Litigation Виктория Дергунова указала, что актуальность и обоснованность закрепления новых мер в отношении неплательщиков алиментов не вызывает вопросов ввиду значительного размера задолженности по алиментам, которая превышает 156 млрд руб.
Она выделила в законопроекте три существенных момента, которые улучшают положение получателей алиментов и направлены на повышение качества принудительного исполнения судебных актов. Виктория Дергунова полагает, что создание реестра должников по алиментным обязательствам должно стимулировать обязанных лиц к погашению задолженности.
Во-первых, подчеркнула она, такой реестра будет иметь в том числе психологический характер: «Сведения будут общедоступными, и скрыть факт наличия детей и содержания их недолжным образом неплательщикам алиментов будет сложнее».
Во-вторых, сведения, содержащиеся в реестре, окажут влияние на проверку контрагентов на их платежеспособность и благонадежность – например, при оформлении кредитов, – и станут основанием к отказу в отдельных случаях (к примеру, если задолженность является большой или образовалась за длительный период), считает адвокат.
Особый интерес, по мнению Виктории Дергуновой, представляет предложение о наделении судебного пристава правом обращаться в суд с заявлением о признании сделки с имуществом должника недействительной (по аналогии с конкурсным управляющим в делах о банкротстве физлиц). Адвокат указала, что действующий перечень исполнительных действий хотя и не является исчерпывающим, позволяет совершать иные действия в целях принудительного взыскания и достижения целей исполнительного производства (п. 42 Постановления Пленума ВС от 17 ноября 2015 г. № 50).
Адвокат АП г. Москвы Анжелика Тамбовская подчеркнула, что взыскание алиментов на содержание несовершеннолетних детей и нетрудоспособных родителей особо актуально и социально значимо. В связи с этим данное направление является наиболее приоритетным в деятельности ФССП, отметила адвокат.
Анжелика Тамбовская пояснила, что при взыскании приставами алиментов применяется системный подход, сочетающий меры как принудительного характера, так и направленные на побуждение должников к исполнению возложенных на них обязанностей. Однако зачастую исполнение судебных решений о взыскании алиментов затруднено. Связано это, в первую очередь, с несовершенством законодательства, а также недостаточным межведомственным взаимодействием при исполнении указанных решений, уточнила адвокат.
«Создание реестра должников является одной из комплекса мер по принудительному взысканию. При этом, несмотря на относительно “мягкие” правовые последствия за невыполнение обязанностей по
выплате алиментов, создание реестра алиментных должников частично устранит ситуацию бездействия последних, – хотя бы для того, чтобы обязанные лица поняли, что нельзя обойти закон и алименты и в любом случае придется платить. В связи с этим необходимо задействовать все возможности ФССП и других госорганов, в том числе в виде межведомственного взаимодействия, а также открытости сведений о
должниках, что и предусматривает проект», – резюмировала Анжелика Тамбовская.