Коронавирус «дал» больше полномочий Правительству РФ

Приняты поправки по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС в связи с необходимостью экстренного реагирования на распространение новой коронавирусной инфекции

Коронавирус «дал» больше полномочий Правительству РФ

В частности, правительство получило возможность вводить режим повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, устанавливать правила поведения граждан в такой обстановке, а также запрещать возбуждение дел о банкротстве на любой срок.

31 марта Госдума приняла закон, которым внесены изменения в отдельные законодательные акты по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (законопроект № 931192-7). Документ разработан Правительством РФ и направлен на урегулирование отношений, возникающих в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции.

Отметим, что все три чтения прошли сегодня, при этом первоначальный текст законопроекта претерпел существенные изменения. Всего через несколько часов закон одобрил Совет Федерации.

Председатель Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов полагает, что расширенные полномочия правительства помогут выйти из кризисной ситуации организациям, у которых возникли финансовые трудности.

Правительство сможет вводить режим ЧС

Теперь при угрозе возникновения или возникновении «отдельных чрезвычайных ситуаций» Правительство РФ вправе осуществлять полномочия координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Правительство также принимает решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части в случае угрозы возникновения или возникновения ЧС федерального/межрегионального характера, а также устанавливает обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. При этом появилась новая причина возникновения чрезвычайной ситуации – распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих.

Новые полномочия получили и органы государственной власти субъектов. Они также вправе устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера. С учетом особенностей ЧС на территории региона или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных Правительством РФ, власти субъекта могут устанавливать дополнительные правила (при введении правительством режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации). Однако в любом случае региональные правила не должны противоречить требованиям к поведению граждан и работе организаций, установленным правительством.

Применительно к гражданам отныне однозначно закреплена их обязанность выполнять установленные в соответствии с законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Возможен перенос голосования

Избирательные комиссии соответствующих уровней при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в целях защиты жизни и здоровья граждан РФ получили возможность отложить голосование на выборах и референдумах. При этом указано, что голосование может быть отложено только при наличии угрозы жизни или здоровью избирателей (участников референдума). Если такое решение будет принято, то депутаты исполняют свои полномочия до отмены режима повышенной готовности (чрезвычайной ситуации) и избрания нового состава.

Мораторий на возбуждение дел о банкротстве

Ранее «АГ» писала о том, что Минэкономразвития России представило на общественное обсуждение законопроект о предоставлении Правительству РФ права на введение моратория на возбуждение дел ‎о банкротстве. Принятый акт отличается в этой части не только от варианта министерства, но и от первоначальной редакции законопроекта № 931192-7.

Правительство сможет ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях, в частности при ЧС или существенном изменении курса рубля. Срок моратория будет определять сам госорган (Минэкономразвития предлагало устанавливать такой запрет не более чем на 6 месяцев). Этот период допустимо продлить, если сохранятся обстоятельства, послужившие основанием для введения моратория. В решении о введении моратория могут быть указаны отдельные виды экономической деятельности, а также отдельные категории лиц и (или) перечень лиц, пострадавших в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, на которых распространяется действие моратория.

Заявления кредиторов о признании должника банкротом, поданные как в период моратория, так и до его введения, если вопрос об их принятии не решен на дату введения моратория, подлежат возвращению.

На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, приостанавливаются обязанности по подаче заявления о своем банкротстве и наступают последствия, предусмотренные абз. пятым и седьмым–десятым п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве, в частности не начисляются финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Помимо этого не допускается обращение взыскания на их заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке, а также приостанавливается исполнительное производство по возникшим до введения моратория имущественным требованиям (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства).

Предусмотрено особое регулирование для дел о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория. Так, с даты введения моратория исчисляется годичный срок, в пределах которого заинтересованными по отношению к должнику могут быть признаны отдельные граждане, включая руководителя организации и членов органов управления ею (п. 2 ст. 19 Закона). Аналогичное правило предложено в отношении периода оспаривания сделок (ст. 61.2 и 61.3 Закона).

Указывается, что на дату введения моратория определяются состав и размер денежных обязательств, а также требований о выплате выходных пособий или об оплате труда и обязательных платежей, возникших до даты введения моратория и заявленных после принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. При этом применяется наименьшее значение курса рубля, установленного Центральным банком на дату введения моратория либо на дату возбуждения дела о банкротстве.

Применительно к делам, возбужденным в течение трех месяцев после прекращения моратория, признаются ничтожными совершенные в период такого моратория сделки по передаче имущества и принятию обязательств или обязанностей. Исключением являются сделки в рамках обычной хозяйственной деятельности, если цена имущества по одной или нескольким взаимосвязанным сделкам (размер принятых обязательств) не превышает 1% стоимости активов должника, определяемой на основании бухотчетности за последний отчетный период на дату введения моратория.

Если должник представит письменное согласие кредитора, выданное во время действия моратория, с условиями мирового соглашения, то при подсчете голосов на собрании кредиторов при решении вопроса о заключении мирового соглашения в соответствии
‎с п. 2 ст. 15 и п. 2 ст. 150 Закона о банкротстве такой кредитор считается проголосовавшим за его заключение. Решение собрания кредиторов о заключении мирового соглашения принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, принявших участие в собрании кредиторов, и считается принятым при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, принявшие участие в собрании кредиторов (в том числе прошедшем в форме заочного голосования).

В период моратория по решению арбитражного управляющего могут проводиться собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников (бывших работников) любого должника, в том числе того, на которого мораторий не распространяется, в форме заочного голосования.

Малый и средний бизнес освобожден от проверок

Изменения внесены и в Закон о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. Ранее установленные ст. 26.2 особенности организации и проведения в 2019–2020 гг. плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства распространены на любые проверки, а также на среднее предпринимательство.

Теперь, если иное не установлено правительством, проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не будут проводиться с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. Исключением являются мероприятия, основаниями для которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций.

Госзакупки в период ЧС

Скорректирован Закон о контрактной системе (№ 44-ФЗ). Так, признаны утратившими силу ст. 80–82, регулирующие госзакупки в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Параллельно изменено содержание п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В соответствии с новой редакцией закупка у единственного поставщика возможна при необходимости оказания неотложной или экстренной медицинской помощи, вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, при введении режима повышенной готовности или ликвидации чрезвычайной ситуации, а также для оказания гуманитарной помощи. Заказчик вправе получить товары, работы, услуги в таком порядке в необходимом количестве и объеме, если применение конкурентных способов определения поставщика из-за временных затрат нецелесообразно.

Кроме того, закупка у единственного поставщика разрешена Министерству обороны РФ, а равно подведомственным ему учреждениям и унитарным предприятиям, если такая закупка производится для выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства. Перечень товаров, которые могут быть приобретены таким образом, определит министр обороны.

С момента вступления закона в силу и по 31 декабря 2020 г. Правительство РФ вправе устанавливать и иные случаи осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика, а также определять порядок осуществления таких закупок.

В 2020 г. по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения госконтракта, его цены контракта, стоимости единицы товара, если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, а также в иных случаях, установленных правительством, возникли не зависящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

В любом случае начисленные поставщику, но не списанные заказчиком суммы неустоек в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 г. обязательств подлежат списанию в случаях и порядке, которые будут установлены правительством.

Временное расширение полномочий правительства

В соответствии со ст. 17 закона в 2020 г. Правительство РФ вправе принимать решения об особенностях федерального государственного контроля в соответствии с Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Правительство сможет корректировать нормы о лицензировании, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведении квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных рядом нормативных актов, в частности Воздушным и Градостроительным кодексами и законами о СМИ, частной детективной и охранной деятельности, пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В рамках таких полномочий госорган в том числе сможет определять случаи, когда профессиональная деятельность, в отношении которой должно быть получено разрешение, может осуществляться без получения такого разрешения, а также устанавливать особенности применения неустойки и других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве.

Более того, отдельные предоставленные правительству ст. 17 закона полномочия могут быть возложены им на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах.

Иные вопросы

До 1 января 2021 г. приостановлено действие ч. 1 статьи 26.3-1 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. В соответствии с новой нормой в 2020 г. регионы не вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения РФ, а также по предметам совместного ведения, не переданным им.

Кроме того, установлен особый порядок регистрации и обращения лекарственных препаратов и медицинских изделий, предназначенных для применения в условиях военных действий, чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций, профилактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих. При этом при ЧС или при угрозе заболевания, представляющего опасность для окружающих, правительство сможет на срок до 90 дней ограничить оптовую и розничную торговлю отдельными медицинскими изделиями.

В целях поддержки туроператоров в сфере выездного туризма предусмотрена возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также предложен механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению правительства.

В ближайшее время эксперты «АГ» проанализируют новые нормы.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля