Какие сведения войдут в национальную систему управления данными?

Какие сведения войдут в национальную систему управления данными?

29 июля 2019

Мария Шувалова

Какие сведения войдут в национальную систему управления данными?

Jirsak / Depositphotos.com

Создание национальной системы управления данными (НСУД), как отмечается в федеральном проекте "Цифровое государственное управление", подразумевает установление единых требований к используемым при межведомственном электронном взаимодействии данным, которые содержатся в государственных информационных системах, и автоматизацию такого взаимодействия при исполнении функций органов власти, в частности – оказании государственных услуг, что в результате должно гарантировать полноту, актуальность и непротиворечивость таких данных.

Работа по формированию НСУД уже начата: в июне были утверждены концепция создания и функционирования системы (далее – Концепция) и соответствующий план мероприятий до 2021 года (распоряжение Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 1189-р), предусматривающий среди прочего разработку федерального закона о НСУД, в котором, надо полагать, и будут закреплены ее основные характеристики. Согласно плану документ должен быть готов к 30 сентября текущего года. Соответствующий законопроект, разработанный рабочей группой по нормативному регулированию АНО "Цифровая экономика", сейчас находится на рассмотрении Минэкономразвития России и в ближайшее время будет направлен на согласование в другие заинтересованные органы власти, сообщил начальник Управления методологического сопровождения работы с данными Аналитического центра при Правительстве РФ Александр Малахов в ходе состоявшегося в прошедшую пятницу тематического круглого стола.

Стоит отметить, что сведения, содержащиеся в информационных ресурсах органов власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, государственных корпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний и иных организаций, наделенных полномочиями по осуществлению государственного управления (далее – органы и организации государственного сектора), предполагается рассматривать как отдельный вид информации – государственные данные. Поэтому к первостепенным задачам нормативного регулирования в этой сфере можно отнести закрепление требований по управлению государственными данными, в том числе по обеспечению их качества, определение порядка доступа к таким сведениям, а также формирование реестра видов государственных данных.

Аналитический центр при Правительстве РФ, который определен центром компетенции управления данными, уже разработал первую версию проекта методики оценки качества данных. И хотя по итогам обсуждения с экспертным сообществом он, скорее всего, будет существенно доработан, ключевые подходы к оценке информации будут сохранены. Например, необходимость оценивать не информационный ресурс в целом, а непосредственно содержащиеся в нем сведения, в связи с чем в проекте нет такого критерия, как безопасность, так как это понятие применимо все же к самому ресурсу, а не его содержимому. Также в настоящее время ведется работа и над проектом постановления Правительства РФ о реестре видов государственных данных и их владельцах – окончательная редакция документа появится ориентировочно в середине августа.

Важно, что единые требования к управлению данными, которые будут носить как рекомендательный, так и обязательный характер, по словам ответственных за их разработку лиц, не предполагается распространять на те данные, которые содержатся в информационных системах органов и организаций государственного сектора, но не передаются в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Кроме того, важно понимать, что хотя НСУД и предполагает создание новой федеральной государственной информационной системы "Единая информационная платформа национальной системы управления данными", последняя будет представлять собой не совокупность сведений из всех государственных информационных систем, а, по сути, распределенный реестр данных с функциями по обработке запросов на получение государственных данных, определению возможности доступа к конкретным массивам сведений, фиксации всех фактов обработки государственных данных и выполнения юридически значимых действий с ними, автоматическому устранению противоречий между государственными данными и т. д.

Выяснению, насколько интероперабельными (функционально совместимыми) являются существующие информационные системы, поспособствует эксперимент по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах, который стартовал 1 июля и продлится до 31 марта 2020 года (постановление Правительства РФ от 3 июня 2019 г. № 710). Он предполагает, в частности, создание в рамках ЕСИА инфраструктуры цифрового профиля физического лица, которая, с одной стороны, обеспечит гражданину доступ к данным о нем, которые передаются между госорганами с помощью СМЭВ, а также возможность корректировки (в связи с неточностью или недостоверностью) и хранения определенных данных, а с другой – позволит банкам и страховым компаниям использовать для предоставления услуг гражданину данные о нем из ЕСИА и других государственных и муниципальных информационных систем. В частности, для автоматического заполнения заявлений о предоставлении кредита либо оформления полиса ОСАГО или КАСКО. Предполагается, что гражданин сам будет определять принципиальную возможность и пределы доступа организаций к сведениям о нем. Инфраструктуру цифрового профиля и необходимые для ее использования информационно-технологические элементы НСУД – в период проведения эксперимента будет действовать временный порядок функционирования системы – планируется ввести в опытную эксплуатацию до 6 декабря.

Портал ГАРАНТ.РУ будет следить за дальнейшим развитием нормативного регулирования в сфере цифрового государственного управления.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля