Как защитить коммерческую тайну
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
В российском законодательстве есть множество тайн. Но если адвокатская и врачебная работают «по умолчанию», то для коммерческих секретов нужно устанавливать специальный режим в компании и заключать дополнительные соглашения. Чаще всего их подписывают работники организаций, иногда контрагенты, а в некоторых случаях клиенты могут попросить сокрыть информацию и от своих юристов. Рассказываем, как устроена коммерческая тайна, как наказывают за ее нарушение и в каких случаях о ней можно не беспокоиться.
Как отмечают эксперты в разговоре с Право.ru, соглашения о неразглашении коммерческой тайны становятся все популярнее. Соглашения о неразглашении конфиденциальной информации и о соблюдении коммерческой тайны с работниками или исполнителями по контрактам стали неотъемлемой частью делового оборота и нормой для любого бизнес-процесса, отмечает управляющий партнер Balashova Legal Consultants
Balashova Legal Consultants
Федеральный рейтинг.
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
×
Елена Балашова.
«Даже нас, консультантов, очень часто просят подписать соглашения о конфиденциальности, где, помимо стандартных положений, развернуто регулируются вопросы раскрытия, передачи и обращения с коммерческой тайной», — рассказывает Алексей Городисский, партнер Андрей Городисский и партнеры
Андрей Городисский и партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Интеллектуальная собственность (Регистрация)
группа
Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
Профайл компании
×
Популярность подобных соглашений косвенно подтверждает и судебная практика: так, согласно исследованию RTM Group в 2020 году суды рассмотрели на треть больше споров о коммерческой тайне, чем в 2018-м.
Основа коммерческой тайны: закон и внутренние документы
Под «коммерческой тайной» компания может засекретить все что угодно за некоторыми исключениями. В их число входит информация из учредительных документов компании, сведения о размере и структуре доходов организации и любые кадровые данные. Полный перечень сведений, которые нельзя признать коммерческой тайной, содержится в ст. 5 закона «О коммерческой тайне».
Этот же закон называет и условия охраны коммерческой тайны. Для этого необходимо четко определить перечень информации, которую необходимо засекретить, ограничить к ней доступ и регламентировать обращение. «Чем полнее и конкретнее указанный перечень, тем больше у работодателя шансов защитить сведения от разглашения или привлечь нарушителя к ответственности», — уверена Балашова.
Еще необходимо организовать учет лиц, которые получили доступ к коммерческой тайне, а в каждом соглашении — трудовом или гражданско-правовом — предусматривать соответствующий раздел. Лучший вариант — подготовить внутрикорпоративное положение о коммерческой тайне. В этом документе можно перечислить права и обязанности сотрудников, а также санкции за нарушения.
Установление режима коммерческой тайны в компании — главный шаг, который поможет впоследствии защитить свои права в суде. Одной подписи в договоре не хватит, чтобы доказать нарушение. Зачастую компании принимают недостаточно мер для защиты конфиденциальной информации и коммерческой тайны, отмечает Балашова. Из-за этого суд может встать на сторону нарушителя в спорной ситуации.
Тайна для работника
Чаще всего соглашения о неразглашении подписывают сотрудники самой организации, которые имеют непосредственный доступ к охраняемой информации.
Работнику следует внимательно ознакомиться со списком такой конфиденциальной информации и обратить внимание на срок действия обязательства после увольнения, советует Балашова. Работодатель обязан под подпись ознакомить работника со всеми документами, которые регламентируют режим коммерческой тайны. Лишь тогда можно применять взыскания за разглашение тайны, уверена эксперт.
И, конечно, работник должен четко понимать, какая ответственность ему грозит за нарушение режима коммерческой тайны работодателя. Ст. 243 Трудового кодекса предусматривает за это «полную материальную ответственность». В то же время для взыскания денег работодателю придется доказать, что действия работника причинили убытки.
Кроме того, нарушение режима тайны — грубый проступок, подчеркивает управляющий партнер юридической фирмы BLS
BLS
Федеральный рейтинг.
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
11место
По выручке на юриста (менее 30 юристов)
29место
По выручке
×
Елена Кожемякина. По правилам ст. 81 ТК за это можно уволить сразу же, даже если до этого работник трудился безупречно и не имел других дисциплинарных взысканий.
Судебная практика по спорам сотрудников с работодателями неоднозначна. Ключевую роль в подобных судебных разбирательствах играют внутренние документы, уверена Кожемякина.
Обязанности и ответственность должны быть в договоре. Например, добавить фразу «вести переписку только с корпоративного email», «запрещено использовать внешние почтовые сервисы» и другие. Собственно, на подобные фразы надо обращать внимание сотруднику и вообще внимательно изучить весь документ.
Если компания все сделала правильно, а работник допустил нарушение, у него немного шансов отстоять свои интересы в суде и добиться восстановления на работе. Например, в деле № 33-50688/2019 Мосгорсуд признал законным увольнение сотрудника, который переслал конфиденциальную информацию на свой почтовый ящик и скопировал на флешку. Суд в решении сослался на позицию Конституционного суда, который в своем Постановлении от 26.10.2017 № 25-П указал: отправка работником на личный электронный адрес любой информации, составляющей коммерческую тайну, создает условия для ее дальнейшего неконтролируемого распространения.
«Отправка работником на личный электронный адрес любой информации, составляющей коммерческую тайну, создает условия для ее дальнейшего неконтролируемого распространения», — Конституционный суд.
А иногда работники одерживают верх. Например, Свердловский областной суд признал незаконным увольнение за пересылку документов на личную электронную почту, потому что компания не доказала конфиденциальность отправленной информации (дело № 33-3646/2016).
Одним из эффективных средств доказывания нарушения для работодателя является судебная компьютерно-техническая экспертиза. Она поможет показать суду, кому и каким образом информация отправлялась. Так, в деле № 2-376/2019 Санкт-Петербургского горсуда в ходе такой экспертизы обнаружились программы шифрования для передачи данных по каналам связи. Эти программы не были нужны сотруднику для работы, поэтому суд сделал вывод, что «с большой степенью вероятности он разглашал третьим лицам коммерческую тайну», и отказался признавать увольнение незаконным.
Не поможет работнику и ссылка на то, что на каком-то документе не было особой отметки о конфиденциальности. В деле № 8Г-15152/2020 Седьмой кассационный суд подтвердил: «Само по себе отсутствие на информации грифа «коммерческая тайна» с учетом принятых ответчиком мер в целях установления режима коммерческой тайны не лишает ее статуса ограниченной в пользовании информации».
Соглашение с контрагентом: не всегда оптимальный выбор
Иногда соглашения о коммерческой тайне заключают и две компании-контрагента. По словам Городисского, это уместно всегда, когда предполагается передача контрагенту чувствительных сведений, касающихся технологических, коммерческих, операционных или каких-либо иных аспектов деятельности компании, неаккуратное обращение с которыми может серьезно навредить бизнесу. Если отношения с контрагентом предполагают вовлеченность во внутреннюю организацию компании и более или менее подробное погружение в ее экономическую деятельность, такое соглашение имеет смысл, уверена Лина Макаренко, консультант практики «Разрешение споров» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры
Лемчик, Крупский и Партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры)
группа
Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры - mid market)
группа
ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование
группа
Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование)
группа
Семейное и наследственное право
группа
Цифровая экономика
группа
Банкротство (включая споры) (high market)
группа
Интеллектуальная собственность (Консалтинг)
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (mid market)
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
6место
По количеству юристов
17место
По выручке
22место
По выручке на юриста (более 30 юристов)
Профайл компании
×
При этом эксперт отмечает, что на практике сторонам гораздо проще заключить простое соглашение о неразглашении (non-disclosure agreement), которое не предполагает сложностей, связанных с установлением режима коммерческой тайны.
Основное различие между такими соглашениями в подготовительных этапах. Чтобы заключить соглашение о неразглашении коммерческой тайны, в компании должен быть установлен соответствующий режим в отношении информации, которая будет являться предметом соглашения. А предметом обычного соглашения о неразглашении может быть практически любая информация.
Если вы заключаете соглашение именно о неразглашении коммерческой тайны, то ваша главная задача — озаботиться строгим выполнением многочисленных требований, предъявляемых законом к процедуре установления режима коммерческой тайны.
Если режим коммерческой тайны уже налажен, то следует по максимуму использовать его потенциал, уверена Макаренко. Если же у компании есть понимание, что ей необходимо сохранить в секрете не только сведения, в отношении которых установлен режим коммерческой тайны, но и иную информацию, то есть смысл подписать смешанное соглашение, которое позволит защитить часть информации как коммерческую тайну (больше гарантий), а часть — в рамках обычной гражданско-правовой ответственности.
Все сложности, предшествующие подписанию соглашений о неразглашении коммерческой тайны, компенсируются особыми последствиями их нарушений: ведь помимо иска об убытках или неустойке закон позволяет наказать нарушителя в административном или даже уголовном порядке.
В то же время привлечь контрагента к гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по обоим рассматриваемым соглашениям будет очень сложно из-за проблем с доказыванием убытков, предупреждает Макаренко. «Нужно доказать, что нарушение произошло на стороне и по вине получающей стороны, причинило убытки в определенном размере. Убытки всегда сложно доказывать, а в этой ситуации и подавно», — соглашается Городисский.
«Поэтому в качестве последствий нарушения обязательств рекомендуется предусматривать неустойку или же использовать механизм возмещения потерь», — советует Макаренко.
Соглашение с адвокатом и консультантом
Некоторые доверители просят своих адвокатов подписать соглашение о неразглашении коммерческой тайны. На практике смысла в этом немного, поэтому и такие соглашения редкость. Ведь само соглашение об оказании юридической помощи по закону обязывает адвоката сохранять конфиденциальной информацию о доверителе и оказанной ему помощи, напоминает партнер Адвокатское бюро ZKS
Адвокатское бюро ZKS
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
16место
По выручке на юриста (менее 30 юристов)
41место
По выручке
Профайл компании
×
Кирилл Махов.
«Полагаю, что доверители просят своего адвоката подписывать соглашения о неразглашении коммерческой тайны с целью получить дополнительные гарантии», — отмечает адвокат АБ Забейда и партнеры
Забейда и партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Уголовное право
×
Артем Саркисян.
Адвокатская тайна шире тайны коммерческой, а поэтому, если сообщить адвокату информацию, которая составляет коммерческую тайну для других лиц, для него эта информация становится тайной профессиональной — адвокатской.
Именно поэтому адвокат, который распространяет, например, сведения о способах осуществления профессиональной деятельности своего доверителя, которые ему стали известны в ходе оказания юридической помощи, нарушает именно адвокатскую тайну, отмечает Саркисян. За это защитник может понести дисциплинарную ответственность вплоть до лишения адвокатского статуса. «Разглашение коммерческой тайны доверителя без его согласия можно расценить как действия не в его интересах, что недопустимо в деятельности адвоката», — отмечает Махов.
При этом Саркисян полагает, что с адвоката тоже можно взыскать убытки за разглашение тайной информации.
Другое дело с «обычными» юристами. Компания, которая подписывает соглашение о коммерческой тайне с каждым своим контрагентом, предусмотрит такую оговорку и в договоре с консультантами, уверен Городисский.
В больших проектах крупного бизнеса консультант часто имеет дело с очень чувствительной с коммерческой точки зрения информацией, отмечает эксперт. Например, в инвестиционных проектах или при сопровождении M&A-сделок юристы работают с большими данными коммерческого толка — это необходимо для понимания коммерческих планов и намерений клиента, проблем приобретаемого или продаваемого бизнеса. «В крупных консалтинговых проектах в IP/IT мы для анализа получаем доступ к сведениями о технологиях, которые у самого клиента защищены как ноу-хау, и мы, соответственно, обязаны поддерживать соответствующий режим, чтобы не навредить клиенту», — рассказывает Городисский.
Последствия нарушения тайны для консультанта такие же, как и для любого другого контрагента. Юрист, который еще недавно помогал компании, может стать ответчиком по ее иску об убытках.