Госдума приняла закон о введении антимонопольного комплаенса
Спустя полгода после внесения документ принят с незначительными редакторскими правками
Ранее в комментарии «АГ» один из экспертов заметил, что поправки будут способствовать повышению эффективности антимонопольного регулирования. Второй посчитал непонятным, будут ли поправки действительно рабочими, а не только декларативными.
Госдума приняла в третьем чтении поправки в Закон о защите конкуренции (законопроект № 789090-7), которыми закрепляется понятие системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
В соответствии с изменениями, о которых ранее писала «АГ», под системой соответствия понимается совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта либо другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такой внутренний акт распространяется на этого хозяйствующего субъекта, и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
Согласно закону, для организации системы соответствия хозяйствующий субъект принимает внутренний акт и применяет иные внутренние акты, в том числе другого лица из числа лиц, входящих в одну группу лиц с этим хозяйствующим субъектом, если такие внутренние акты распространяются на этого хозяйствующего субъекта. При этом такие акты в совокупности должны содержать требования к порядку проведения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства, связанных с осуществлением хозяйствующим субъектом своей деятельности, меры, направленные на снижение этих рисков, меры, направленные на осуществление контроля за функционированием системы соответствия, а также порядок ознакомления работников с внутренним актом и информацию о должностном лице, ответственном за функционирование системы соответствия.
Хозяйствующий субъект вправе направить в ФАС внутренний акт или его проект для установления их соответствия требованиям антимонопольного законодательства. При этом антимонопольный орган в течение 30 дней должен рассмотреть документ и дать соответствующее заключение.
Ранее, говоря о проекте поправок, адвокат, партнер, руководитель антимонопольной практики BGP Litigation Ирина Акимова отмечала, что законопроектом вводится легальное определение «антимонопольного комплаенса», который на практике уже внедрен многими крупными компаниями.
Ирина Акимова посчитала, что поправки будут способствовать повышению эффективности антимонопольного регулирования. «Как и предупреждение, антимонопольный комплаенс является превентивной мерой. Применение именно предупредительного подхода в регулировании очень важно, поскольку зачастую последствия, причиненные нарушением антимонопольного законодательства, являются слишком серьезными для рынка и конкуренции, и восстановить прежнее положение бывает намного сложнее, нежели предупредить и устранить возможный риск нарушения на начальном этапе», – пояснила она.
Также адвокат отметила, что изменения не содержат дополнительные стимулы для хозяйствующих субъектов. По ее мнению, важно понимать, что они не получают прямых материальных выгод сразу. Кроме того, организация системы комплаенса требует довольно серьезных финансовых вложений. Однако, указала Ирина Акимова, взамен компании, организовавшие комплаенс, повышают свою инвестиционную привлекательность, формируют корпоративную культуру, улучшают деловую репутацию.
Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Михаил Хохолков ранее заметил, что непонятно, будут ли поправки действительно эффективными, а не декларативными, и не превратится ли очередная идея изменений закона в появление отдельной услуги «разработаем антимонопольный комплаенс под ключ», суть которой сведется лишь к формальному наличию у компании абсолютно типовых локально-нормативных актов.