Генпрокурор считает, что усиление личной ответственности руководителей органов ОРД повысит раскрываемость

Игорь Краснов сообщил сенаторам, что перед прокурорами поставлена задача «ужесточить спрос» с руководителей подразделений, осуществляющих оперативно-разыскные мероприятия.

Генпрокурор считает, что усиление личной ответственности руководителей органов ОРД повысит раскрываемость

Эксперты «АГ» генпрокурора не поддержали. Один из них заметил, что угрозы личной ответственностью руководителям приводят к имитации деятельности, искажению статистики, а нередко и к «откровенным фальсификациям и фабрикациям». По мнению другого, действительному, а не статистическому повышению раскрываемости преступлений будет способствовать информирование сотрудников о тактике и методике раскрытия различных преступлений.

17 июня Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов выступил со своим первым докладом в Совете Федерации.

Несмотря на то что документ посвящен итогам работы прокуратуры по укреплению законности и правопорядка в 2019 г., генпрокурор упомянул и о нынешних сложностях, обусловленных распространением коронавирусной инфекции. Так, например, освещая данные о нарушении трудовых прав граждан, он подчеркнул, что прокуратура внимательно следит за этим вопросом. «Введенный режим самоизоляции безответственные работодатели использовали как повод не платить заработную плату своим работникам, а во многих случаях [как повод] просто их уволить», – пояснил Игорь Краснов.

Содержание доклада

По словам генпрокурора, в 2019 г. было выявлено 979 тыс. случаев нарушений закона в сфере экономики. Это несколько меньше, чем в 2018 г., – тогда их было чуть больше 1 млн. Однако, заметил генпрокурор, проблема давления на бизнес со стороны правоохранительных органов по-прежнему актуальна: в прошлом году выявлена 51 тыс. нарушений на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Прокуроры направили 9,5 тыс. требований и представлений, в результате чего 3,5 тыс. лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Игорь Краснов признал, что, как и ранее, встречаются случаи необоснованного возбуждения уголовных дел против предпринимателей, их привлечения к уголовной ответственности и заключения под стражу. «Несмотря на снижение [количества] подобных фактов, ослабление надзора в этой сфере недопустимо. Особенно в условиях кризиса, когда неисполнение обязательств по гражданско-правовым сделкам только возрастает, что вызывает и рост числа желающих решить эти проблемы в обход судебных процедур через инициирование уголовного преследования», – указал генпрокурор.

В части борьбы с коррупцией он отметил, что суды удовлетворили исковые заявления прокуроров о взыскании в пользу государства имущества на сумму свыше 20 млрд руб., что почти в 70 раз больше, чем в 2018 г. «Второй год подряд растет число выявленных коррупционных преступлений. В прошлом году зарегистрирована 31 тыс. таких деяний. Значительно увеличилось количество преступлений, совершенных организованными группами, связанных с “откатами” в сфере закупок, и фактов взяточничества», – рассказал Игорь Краснов. Всего в 2019 г. выявлено 14 тыс. случаев взяточничества, конкретные составы не уточняются.

В то же время, по мнению генпрокурора, бо́льшее значение имеют не репрессивные практики, а меры превентивного характера. Ключевую роль играет единообразное применение антикоррупционного законодательства на всей территории страны. «Пока оно, к сожалению, не обеспечивается. До настоящего времени отсутствует единый и четкий критерий определения должностей, обязанных декларировать свои доходы в органах местного самоуправления и организациях с государственным участием. Он должен быть максимально прозрачным», – подчеркнул генпрокурор.

Кроме того, добавил он, в целях предупреждения коррупционных правонарушений следует автоматизировать процесс проверки добросовестности участников госзакупок с использованием реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за коррупционные действия. Для этого нужно создать необходимую правовую базу. «Соответствующий законопроект подготовлен Генеральной прокуратурой и направлен в правительство», – сообщил Игорь Краснов.

Говоря о противодействии экстремизму и терроризму, он отметил, что количество зарегистрированных преступлений экстремистской направленности в прошлом году снизилось более чем в два раза: 585 дел в 2019 г. против 1 265 в 2018 г. Это обусловлено частичной декриминализацией ст. 282 УК РФ, пояснил генпрокурор.

Приоритетным направлением, по его словам, оставалось пресечение распространения информации экстремистского характера в Интернете: 149 требований было направлено в Роскомнадзор, с 45 тыс. сайтов удалены призывы к незаконным публичным мероприятиям и массовым беспорядкам, 81 тыс. ресурсов заблокирована. При этом пять организаций признаны экстремистскими, а четыре иностранные неправительственные организации – нежелательными.

Говоря о преступности в целом, Генеральный прокурор России отметил, что в условиях увеличения на 1,6% общего числа зарегистрированных преступлений возросло количество тяжких и особо тяжких деяний. В 2019 г. остались нераскрытыми 915 тыс. преступлений, тяжкие деяния в их структуре выросли на 36%.

«Почти на 70% зафиксирован рост преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий, которых за год учтено уже 300 тыс.», – рассказал Игорь Краснов. Остаются серьезные вопросы и к их раскрываемости, добавил он.

Напомним, что в марте этого года на расширенном заседании коллегии Генпрокуратуры Игорь Краснов отмечал, что правоохранители не справляются с противодействием киберпреступлениям. Соответствующие органы демонстрируют низкую способность противостоять этим преступлениям, хотя возможности раскрывать их, в том числе с применением современных технологий, имеются, подчеркивал он.

Теперь же, выступая перед сенаторами, генпрокурор отметил: «Непринятие достаточных мер по установлению преступников – на сегодня одна из наиболее острых проблем. На необходимость ее решения в текущем году уже не раз обращал внимание Президент РФ, в связи с чем перед прокурорами поставлена задача ужесточить спрос с руководителей подразделений, осуществляющих оперативно-разыскные мероприятия, и за их результаты». Динамика нераскрытых преступлений будет учитываться и при оценке эффективности работы надзирающих прокуроров, сообщил Игорь Краснов.

Признав, что нарушений в работе органов предварительного расследования по-прежнему много, генпрокурор не стал подробно останавливаться на этом вопросе. По его словам, подробные данные приведены в письменном докладе. Однако на видео попал слайд презентации: в 2019 г. прокуроры выявили 1,5 млн нарушений при производстве следствия и дознания, 52% из них в следственных органах МВД, 39,5% в органах дознания МВД и только 7,7% в системе СКР.

Правоохранителей нужно обучать, а не наказывать

«АГ» попросила экспертов прокомментировать тезис генпрокурора об усилении ответственности руководителей подразделений, осуществляющих ОРМ, и статистику правонарушений в работе органов предварительного расследования.

Адвокат, старший партнер «ЗКС» Андрей Гривцов отметил, что похожие слова говорит каждый новый Генеральный прокурор РФ: «О необходимости повышения раскрываемости говорили и Устинов, и Чайка, теперь вот и Краснов. Однако угрозы личной ответственностью руководителей правоохранительных органов являются, как показывает практика, нерабочим инструментом. В итоге из страха привлечения к ответственности все сводится к имитации деятельности, искажению статистики, а нередко и к откровенным фальсификациям и фабрикациям». Давно пора перейти от оценки качества работы правоохранителей на основе статистики к обучению сотрудников, поощрению их саморазвития, повышению доверия со стороны населения, считает адвокат.

«Что касается оценки статистики выявляемых нарушений со стороны сотрудников разных ведомств, то я не уверен, что это отражает реальное качество работы. К сожалению, я в данный момент не могу согласиться с тем, что следователи Следственного комитета РФ являются более профессиональными и качественно подготовленными специалистами по сравнению со следователями других ведомств», – указал Андрей Гривцов.

Качество следствия существенно упало во всех подразделениях, и отметить СКР иным образом не представляется возможным, подчеркнул он. «По моим оценкам, там работают такие же молодые и во многом неопытные сотрудники, которые в большей степени ориентируются на исполнение приказов, а не на качество расследования. Поэтому столь серьезное количественное расхождение объема выявленных нарушений в деятельности следователей МВД России и СК РФ если и объяснимо, то только тем, что следователей в СК РФ намного меньше, чем в других ведомствах», – заключил эксперт.

Юрист АБ «Забейда и партнеры» Артем Саркисян согласился с тем, что приведенные статистические данные полностью коррелируют с подследственностью соответствующих органов.

«Вывод генпрокурора о необходимости усиления личной ответственности руководителей органов ОРД в целях повышения раскрываемости преступлений во многом отображает уже давно сформировавшийся у отечественного правоприменителя подход, согласно которому наиболее действенным механизмом борьбы с проблемой является привлечение к ответственности лиц, которые не в состоянии с этой проблемой справиться», – заметил эксперт. Такой подход может привести к прямо противоположному эффекту, который проблему не разрешит, а лишь усилит ее, убежден Артем Саркисян.

Безусловно, согласился он, усиление ответственности руководителей подразделений, осуществляющих оперативно-разыскные мероприятия, может быть одним из факторов, влияющих на раскрываемость преступлений. Но, во-первых, далеко не единственным и, во-вторых, никак не основным. «Ровно в тот момент, когда в качестве ключевого фактора, влияющего на раскрываемость преступлений, выдвигается такая мера, как ужесточение спроса с руководителей правоохранительных органов, происходит подмена конечной цели, ради которой такие меры принимаются. Под раскрываемостью следует понимать не просто результат, которым по факту совершенного преступления абстрактное лицо привлекается к ответственности, а совокупность грамотных действий со стороны правоохранительных органов, которые приводят к тому, что к ответственности привлекается именно совершившее преступление лицо», – сказал Артем Саркисян.

Иной подход выводит на первый план вопросы отчетности и может привести к тому, что руководители органов в желании избежать сильного «спроса» со стороны вышестоящего руководства будут заинтересованы лишь в привлечении кого-нибудь к уголовной ответственности, но никак не к полному, всестороннему и, самое главное, объективному проведению расследования, считает эксперт.

«Действительному, а не статистическому повышению раскрываемости преступлений будут способствовать повышение доступности информации по тактике ведения следственных действий в среде правоохранительных органов, издание соответствующих методических рекомендаций по раскрытию преступлений в той или иной сфере, дача иных разъяснений на основе выявления наиболее типичных нарушений, снижающих возможность раскрываемости преступлений, и ориентирование сотрудников на изучение специализированной литературы, а не сухая отчетность руководителей», – заключил Артем Саркисян.

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля