Генпрокурор РФ представил доклад о состоянии законности и правопорядка в 2021 году
Игорь Краснов, в частности, отметил, что состояние законности в исправительных учреждениях и СИЗО вызывает серьезную озабоченность
По мнению одного из адвокатов, Генпрокурор уделил особое внимание вопросам нарушения трудовых прав граждан, что особенно актуально в условиях повышения рисков безработицы из-за пандемии и санкций. Второй критически оценил ряд выводов, изложенных в докладе. Третий указал, что из выступления Генпрокурора фактически следует, что территориальные надзорные ведомства утрачивают значение в разрешении обращений граждан, содержащихся под стражей.
26 апреля Генеральный прокурор РФ Игорь Краснов выступил в Совете Федерации с докладом
о состоянии законности и правопорядка в 2021 г. и о работе по их укреплению. В своем выступлении он осветил направления, которым с учетом сложившейся ситуации уделяется первостепенное внимание.
Содержание доклада
Игорь Краснов рассказал, что в 2021 г. органы прокуратуры провели значительную работу по защите прав граждан, интересов общества и государства, выявив свыше 4 млн нарушений закона, для устранения которых применен весь спектр мер реагирования.
При этом особая роль отводилась обеспечению конституционной законности, отметил Генпрокурор. Он пояснил, что порядка 420 тыс. правовых актов органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных нормативных документов были приведены в соответствие с законодательством, при этом более 50% из них касались социальной сферы.
Каждое второе нарушение было связано с невыплатой заработной платы, заметил Игорь Краснов. Он уточнил, что в дисциплинарном и административном порядке привлечены к ответственности почти 43 тыс. должностных и юридических лиц, возбуждено свыше 1000 уголовных дел. «В результате суммарную задолженность по заработной плате удалось сократить вдвое», – констатировал Генпрокурор.
В докладе отмечается, что с учетом повышения в текущем году рисков безработицы были приняты дополнительные меры, после которых многие работодатели отменили объявленный режим простоя. Так, по словам Генпрокурора, были предотвращены незаконные массовые увольнения.
Обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья, лекарственное обеспечение и медпомощь также уделялось большое значение, указал Игорь Краснов.
В частности, были вскрыты многочисленные факты занижения в регионах нормативов и затрат, необходимых для бесплатного оказания медпомощи. Кроме того, сохраняется множество нарушений при обеспечении больных жизненно важными лекарствами.
Генпрокурор подчеркнул, что во всех регионах пресекались нарушения, связанные с непредоставлением семьям с детьми мер господдержки, в том числе касательно денежных выплат, в выплате которых нередко отказывалось по причине неверного определения дохода семей, а также учета в составе их имущества собственности третьих лиц. Местными администрациями нарушались сроки и порядок выделения многодетным семьям земельных участков.
«Произошедшие в прошлом году трагедии в Казани, Перми, Санкт-Петербурге и Серпухове, связанные с вооруженными нападениями на учебные заведения, показали очевидную недостаточность мер по обеспечению безопасности детей», – подчеркнул Генпрокурор.
Игорь Краснов указал, что на сегодняшний день не удается ликвидировать двухсоттысячную очередь на получение жилья детьми-сиротами. По его мнению, решить проблему поможет скорейшее принятие разработанного по инициативе органов прокуратуры законопроекта о предоставлении детям-сиротам сертификатов на получение жилья.
В докладе отмечается, что сохраняются проблемы состояния и качества работы жилищно-коммунального комплекса, реализации прав граждан – участников долевого строительства, исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере оборонно-промышленного комплекса, также осложнилась ситуация в транспортной сфере.
Игорь Краснов напомнил, что реализация социальных гарантий населения невозможна без развития экономики. По его словам, в 2021 г. прокурорами пресечено, в том числе в судебном порядке, порядка 150 тыс. нарушений закона при распоряжении объектами государственной и муниципальной собственности. Говоря о состоянии законности на финансовом рынке, Генпрокурор обратил внимание, что практика прокурорского надзора подтверждает практически повсеместное использование организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, незаконных схем для привлечения денежных средств населения, включение в договоры очевидно несправедливых для граждан условий.
Признав, что в числе основных мер поддержки экономики остается создание благоприятных условий для ведения бизнеса в стране, Игорь Краснов рассказал, что с июля 2021 г. Законом о государственном и муниципальном контроле установлены дополнительные механизмы соблюдения прав предпринимателей. По мнению Генпрокурора, необходимо введение административной ответственности должностных лиц за нарушение требований Закона о контроле. Он добавил, что по инициативе прокуроров соответствующий законопроект уже подготовлен.
Выступая перед сенаторами, Игорь Краснов сообщил, что итогом работы в сфере противодействия коррупции в 2021 г. стало выявление свыше 250 тыс. коррупционных правонарушений, большинство из которых касалось несоблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе и установленных законом запретов и ограничений. «Благодаря слаженной работе правоохранительных органов в прошлом году на 14% увеличилось общее количество выявленных коррупционных преступлений. На треть возросло число расследованных фактов коррупции, совершенных в организованных формах. При этом значительные усилия были сконцентрированы на пресечении откатов, хищений бюджетных средств, неправомерного использования государственного и муниципального имущества. Впервые за последние годы размер добровольно возмещенного, а также арестованного имущества превысил суммы ущерба, причиненного актами коррупции», – подчеркивается в докладе.
Оценивая состояние преступности в стране, Игорь Краснов констатировал сокращение в 2021 г. количества преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Вместе с тем, отмечается в докладе, практически ежемесячно возникают новые опасные преступные схемы. «В последнее время мы наблюдаем массовые звонки и рассылки гражданам с целью посеять панику, дестабилизировать обстановку в стране. Нарастает динамика совершения преступлений с использованием виртуальных активов. В связи с этим, на мой взгляд, требуется их включение в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство в части возможности признания предметом посягательств и наложения на цифровые валюты ограничительных мер», – подчеркнул Генпрокурор.
Игорь Краснов также признал защиту интересов государства от иностранного вмешательства значимым направлением работы органов прокуратуры.
Состояние законности в исправительных колониях и СИЗО вызывает серьезную озабоченность, подчеркнул Генпрокурор. Он пояснил, что в ходе проверок прокурорами выявлено почти 136 тыс. нарушений законов. В связи с отмеченными в 2021 г. случаями жестокого обращения с лицами, отбывающими наказание, вызвавшими широкий общественный резонанс, надзор в этой сфере кардинально перестроен, приняты необходимые кадровые решения. В настоящее время проверяется законность расходования средств, выделенных на функционирование системы. Для обеспечения прав заключенных идет взаимодействие с уполномоченными органами и общественными организациями, добавил Игорь Краснов.
Генпрокурор отметил значимость обращений и запросов, поступающих от сенаторов. Он подчеркнул, что в минувшем году было рассмотрено 620 таких обращений, благодаря чему, например, дети-сироты получали квартиры, инвалиды – лекарства, а в отдаленные поселки проведены газ, вода и электричество.
В заключение Игорь Краснов ответил на вопросы сенаторов – в частности, об организации прокурорского надзора за процессуальным обеспечением привлечения к уголовной ответственности за преступления, признаки которых обнаружены на территории ДНР и ЛНР. Поднимались также и темы сокращения избыточных проверок бизнеса, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, а также защиты трудовых и социальных гарантий, безопасности граждан.
По результатам обсуждения принято постановление Совета Федерации, которое представил председатель Комитета СФ по конституционном законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.
Адвокаты оценили ключевые моменты доклада
Адвокат, партнер АБ г. Москвы «Лебедева-Романова и партнеры» Тимур Харди в комментарии «АГ» отметил, что Генпрокурор уделил особое внимание вопросам нарушения трудовых прав граждан. По мнению адвоката, это особенно актуально в условиях повышения рисков безработицы из-за пандемии и санкций: работодатели, пользуясь безвыходной ситуацией многих работников, порой злоупотребляют положением и вынуждают их работать внеурочно без должной оплаты, задерживают зарплату, принуждают к нарушению техники безопасности.
Относительно вопросов обеспечения законности в сфере здравоохранения Тимур Харди указал, что в России наблюдаются нарушения при обеспечении больных жизненно важными лекарствами. «Введение санкций значительно усложнило ситуацию на рынке фармацевтической продукции, поэтому Генпрокуратура справедливо обращает внимание на нарушения прав граждан медучреждениями и фармацевтическими компаниями», – констатировал адвокат.
Тимур Харди считает, что одной из важнейших проблем, поднятых в докладе, является защита прав и законных интересов предпринимателей. Несмотря на мораторий на проверки бизнеса, уже выявлено около 800 незаконных проверок. По мнению адвоката, это свидетельствует о том, что некоторые должностные лица нарушают мораторий. «Несомненно, данные проверки осуществляются в корыстных интересах, так как иначе в них не было бы потребности в период моратория. Генпрокуратура выразила недовольство тем, что виновные в незаконных проверках должностные лица наказываются дисциплинарно, то есть “символически”. В итоге профилактика нарушения законности в данном вопросе оказывается недостаточной: чувствуя себя практически безнаказанными, такие должностные лица продолжают допускать нарушения. Будем надеяться, что доклад Генпрокурора позволит прокуратурам на местах внимательнее подходить к изучению проверок бизнеса на предмет их законности», – прокомментировал Тимур Харди.
Адвокат АП Свердловской области Сергей Колосовский подчеркнул: то, что Генпрокурор в первую очередь отметил деятельность ведомства в области надзора за соблюдением трудового законодательства, исторически обоснованно. «Пожалуй, защита прав трудящихся – единственная сфера, в которой прокурорский надзор, по крайней мере последние 20 лет, осуществляется на должном уровне», – отметил он. По мнению адвоката, это связано с тем, что в данной сфере по умолчанию действует принцип – «работник всегда прав, пока не доказано обратное», поэтому восстановление нарушенных трудовых прав осуществляется эффективно.
Что касается мер прокурорского надзора в иных социальных сферах, Сергей Колосовский заметил: «Можно сколько угодно говорить о мерах прокурорского реагирования в сферах здравоохранения, защиты прав инвалидов, защиты семьи и т.д., однако мы, адвокаты, оказывая правовую помощь в данных сферах, регулярно сталкиваемся с формальным подходом со стороны работников надзорного ведомства».
По мнению адвоката, к защите экономических интересов государства органы прокуратуры на местах нередко подходят формально, а представления о возбуждении уголовных дел порой выносятся, исходя из административной логики системы. «Только по материалам уголовных дел, в которых я участвую в настоящее время, могу указать десятки миллионов рублей, которые могут быть возвращены в бюджет государства либо сохранены в нем в случае применения адекватных мер прокурорского реагирования», – пояснил он.
Вызывает вопросы у Сергея Колосовского и пояснение в докладе о деятельности прокуратуры по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в стране. «Нередко правоохранительные органы, зачастую при попустительстве органов прокуратуры, продолжают преследовать попавших в их поле зрения бизнесменов, в том числе путем необоснованного возбуждения уголовных дел и привлечения к уголовной ответственности, необоснованного применения иных мер процессуального принуждения», – пояснил он. Кроме того, по мнению адвоката, борьба с коррупцией также идет ненадлежащим образом.
Сергей Колосовский добавил, что в докладе отсутствует информация о мерах, которые прокуратура предпринимает для оптимизации собственной деятельности. «Складывается впечатление, что внутри надзорного ведомства работа выстроена идеальным образом. Но, к сожалению, это не так», – заключил он.
Адвокат АП Ставропольского края Александр Польченко указал, что в приведенных в докладе показателях о количестве нарушений, выявленных в сфере УИС, отсутствуют сведения о количестве нарушений, выявленных в предыдущие периоды. Данное обстоятельство, полагает он, препятствует восприятию динамики нарушений законности в данной сфере.
Адвокат обратил внимание, что, отвечая на вопрос о принятии мер в части обеспечения личной безопасности осужденных и обвиняемых, Генпрокурор поставил разрешение этого проблемного вопроса в зависимость от кадрового состава прокуроров, надзирающих за соблюдением законности в пенитенциарной системе. Фактически надзорным ведомством признана недостаточная эффективность конкретных должностных лиц, осуществляющих надзор в данной сфере, что повлекло принятие кадровых решений, полагает адвокат.
Александр Польченко разъяснил, что из доклада Генпрокурора вкупе с его объяснениями о принятии кадровых решений фактически следует, что территориальные надзорные ведомства утрачивают значение, поскольку только личные указания Генерального прокурора РФ обеспечивают привлечение сотрудников аппарата Генпрокуратуры в разрешении обращений граждан, содержащихся в исправительных учреждениях и СИЗО.
Адвокат добавил, что, отвечая на вопрос об обеспечении личной безопасности осужденных и обвиняемых, Игорь Краснов рассказал, что среди прочих мер в некоторых СИЗО и ИК размещены «почтовые ящики прокурора», куда лица, содержащиеся под стражей, могут инкогнито поместить жалобы. «Применение практики использования “почтовых ящиков прокуроров”, на первый взгляд, является положительным знаком. Однако и эта практика не лишена изъянов, поскольку их применение без использования средств объективного контроля может поставить разрешение жалобы осужденного или обвиняемого в зависимость от усмотрения того или иного прокурора в существовании жалобы обратившегося лица при вскрытии ящика», – считает Александр Польченко.
Он полагает, что, следуя логике Генпрокурора, для оперативного реагирования на обращения осужденных или лиц, содержащихся в СИЗО, следовало бы предусмотреть независимые технические механизмы контроля поступления таких жалоб, исключающие их случайную или умышленную утрату. В качестве одной из таких мер могли бы выступить средства, применяемые для учета бюллетеней при голосовании с использованием комплекса обработки избирательных бюллетеней с непосредственной выгрузкой отсканированного обращения на сайт надзорного ведомства, заключил адвокат.