Банки будут отвечать по КоАП за нарушение прав граждан при возврате просроченной задолженности
Правительство предлагает включить кредитные организации в число субъектов административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.57 КоАП, увеличить санкции по ней и передать рассмотрение таких дел ФССП России
По мнению одного из экспертов «АГ», ключевое нововведение поправок заключается в распространении ч. 1 ст. 14.57 КоАП на кредитные организации, что является правильным, так как они часто нарушают права граждан при взыскании просроченной задолженности, как и профессиональные коллекторы. Другой поддержал законопроект и отметил, что его принятие поможет разгрузить судебную систему за счет передачи соответствующих полномочий Службе судебных приставов.
Правительство РФ внесло в Думу законопроект № 992248-7, направленный на усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физлиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
Проектом предлагается усилить административную ответственность за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.57 КоАП, в которой предлагается установить санкции, аналогичные предусмотренным в ч. 2 этой статьи. «Приведенные статистические данные свидетельствуют, в том числе, о тенденции роста совершения вышеуказанных административных правонарушений и, как следствие, неэффективности действующих санкций. Кроме того, незначительность действующих административных санкций в отношении лиц, не включенных в государственный реестр, способствует (многократному) совершению ими административных правонарушений», – отмечено в пояснительной записке.
Законопроект также предлагает включить кредитные организации в число субъектов административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.57 КоАП. Авторы поправок убеждены, что кредитные организации являются полноценными субъектами правоотношений, регулируемых Законом о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности (№ 230-ФЗ от 3 июля 2016 г.). «При этом в территориальные органы ФССП России регулярно поступают обращения о нарушении кредитными организациями норм Федерального закона № 230-ФЗ (в 2017 г. поступило 2451 обращение, в 2018 г. – 2635; в 2019 г. – 2672) <…> при отказе в привлечении к административной ответственности суды отмечают, что кредитные организации во всех случаях не являются субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.57 КоАП, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП исключает производство по делу», – указано в пояснительной записке.
Полномочия по рассмотрению таких дел планируется делегировать должностным лицам ФССП России. По мнению разработчиков поправок, предполагаемое изменение компетенции рассмотрения ст. 14.57 КоАП позволит разгрузить работу судов.
Партнер АБ «Фортис» Дмитрий Павлов полагает, что распространение ч. 1 ст. 14.57 КоАП РФ на кредитные организации является положительным моментом и связано, прежде всего, с тем, что они очень часто нарушают действующее законодательство в сфере возврата просроченной задолженности с физических лиц: «Однако в настоящее время привлечь их к ответственности по данной статье невозможно».
Эксперт также положительно оценил увеличение размера административного штрафа. «Кроме того, полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ, планируется наделить должностных лиц ФССП России путем включения в КоАП РФ новой ст. 23.90. Это представляется целесообразным, так как таких правонарушений довольно много и их количество с каждым годом растет, соответственно, растет и нагрузка на судебную систему», – добавил Дмитрий Павлов.
Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин полагает, что ключевое нововведение поправок – это распространение ч. 1 ст. 14.57 КоАП на кредитные организации. «Текущая редакция статьи применяется только к профессиональным коллекторам и не затрагивает банки, действующие через собственные службы взыскания, хотя часто кредитные организации допускают сходные нарушения при взаимодействии с должниками (“телефонный терроризм”, разглашение персональных данных и т.п.). Поэтому расширение сферы применения ст. 14.57 мне представляется правильным решением», – отметил он.