Адвокат добился освобождения из-под стражи доверителя, осужденного к реальному лишению свободы
Санкт-Петербургский городской суд согласился с тем, что во время рассмотрения дела в апелляции осужденный может находиться под подпиской о невыезде
В комментарии «АГ» адвокат Арсений Иванов отметил, что ему впервые удалось добиться отмены заключения под стражу, избранного на период апелляции в отношении человека, осужденного к реальному лишению свободы. По словам защитника, вероятность получить такое решение суда всегда невысока, в этом же случае помогла совокупность факторов, в том числе и позиция прокуратуры.
8 октября Санкт-Петербургский городской суд освободил из-под стражи гражданина К., осужденного в первой инстанции к реальному лишению свободы (постановление имеется у «АГ»). Сейчас мужчину защищает адвокат АП Санкт-Петербурга Арсений Иванов, который вступил в дело уже после вынесения приговора.
Ранее, 2 июля 2020 г., Колпинский районный суд Санкт-Петербурга признал К. виновным в мошенничестве (ч. 2 ст. 159 УК) и приговорил его к двум годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима. Во время рассмотрения дела в первой инстанции в отношении К. действовала подписка о невыезде и надлежащем поведении, но при вынесении приговора суд изменил меру пресечения на заключение под стражу. Приговор в законную силу еще не вступил: его обжаловали и защита, и обвинение.
Подав апелляционную жалобу, Арсений Иванов также заявил ходатайство об изменении меры пресечения на не связанную с лишением свободы. Адвокат сослался на то, что деяние, за совершение которого осужден К., относится к категории преступлений средней тяжести. При этом у мужчины нет имущества за пределами не только России, но и Санкт-Петербурга. Отсутствуют и сведения о том, что К. намерен покинуть город. Кроме того, Арсений Иванов напомнил, что его доверитель имеет на иждивении троих малолетних детей и супругу, ранее не был судим и до взятия под стражу работал. При этом, подчеркнул защитник, нет оснований полагать, что, находясь на свободе, К. продолжит заниматься преступной деятельностью.
Адвокат также обратил внимание на то, что в августе 2020 г. Колпинский районный суд отказал жене доверителя в удовлетворении иска. Ранее женщина направила потерпевшему по данному уголовному делу телеграмму с предложением возвратить неосновательное обогащение, где отметила, что в противном случае будет вынуждена обратиться в суд. Поскольку в удовлетворении соответствующего иска отказано, телеграмма и иск больше не могут рассматриваться как давление на потерпевшего, пояснил Арсений Иванов.
Сам осужденный просил изменить меру пресечения на подписку о невыезде. Мужчина указал, что является единственным кормильцем семьи, имеет постоянную регистрацию и официально трудоустроен. Упомянул К. и о своих близких, пояснив, что его родители «остались без моральной и материальной поддержки», а жена находится в отпуске по уходу за ребенком. Осужденный также подчеркнул, что у него нет заграничного паспорта, зато есть множество положительных характеристик от учреждений здравоохранения и просвещения Санкт-Петербурга. При этом, отметил К., ранее он не был судим, помогает нуждающимся людям и детям. Мужчина также просил учесть, что во время рассмотрения дела в первой инстанции всегда являлся в заседания и не давал повода считать, что может скрыться от суда.
Примечательно, что гособвинитель в судебном заседании поддержала ходатайства К. и его защитника.
Проанализировав материалы дела, Санкт-Петербургский городской суд пришел к выводу, что нижестоящая инстанция изменила меру пресечения при вынесении приговора именно потому, что осужденный и его жена оказывали давление на потерпевшего – направили тому телеграмму с требованием возвратить неосновательное обогащение, в которой в случае неудовлетворения требования пообещали обратиться с иском в суд.
Теперь же, отметил суд, эти обстоятельства изменились: в удовлетворении соответствующего иска жены осужденного к потерпевшему отказано, по уголовному делу суд допросил потерпевшего и вынес итоговое решение. Более того, сейчас потерпевший находится в Алжире. «При таких обстоятельствах оснований полагать, что осужденный будет оказывать давление на потерпевшего, иным путем воспрепятствовать производству по делу, не имеется», – решил Санкт-Петербургский городской суд.
Он также учел, что К. ранее не был судим, имеет постоянное место жительства в Санкт-Петербурге, которое [в период действия подписки о невыезде] не покидал без разрешения суда. При этом мужчина в назначенный срок являлся по вызовам суда и не препятствовал производству по уголовному делу. Кроме того, добавил суд, К. имеет работу, его жена находится в отпуске по уходу за ребенком, а трое детей – полностью на иждивении К.
На этом основании городской суд, отменив изложенное в приговоре решение об изменении меры пресечения, до вступления приговора в законную силу сохранил ранее избранную К. подписку о невыезде и надлежащем поведении.
Апелляционное рассмотрение уголовного дела в настоящий момент продолжается.
В своем комментарии «АГ» Арсений Иванов отметил, что ему впервые удалось добиться отмены заключения под стражу, избранного на период апелляции в отношении человека, осужденного к реальному лишению свободы: «Насколько я знаю, получить такое решение суда в принципе маловероятно. Когда готовился к этому судебному процессу, спрашивал мнение знакомых работников судебной системы. Все они говорили, что отменить стражу до окончания рассмотрения дела в апелляции не получится».
Добиться возврата самой мягкой меры пресечения, по мнению защитника, в данном случае помогла совокупность различных факторов. «Во-первых, очень большой вопрос со всем этим делом. Уже был приговор – два года условно. Потом его отменили в апелляции, после нового рассмотрения судья почему-то решил назначить реальное лишение свободы. При этом из материалов усматривается, что сторона обвинения пытается перевести в уголовно-правовую плоскость гражданско-правовые отношения, – рассказал Арсений Иванов. – Во-вторых, мой подзащитный – руководитель благотворительного фонда, который реально работает и помогает людям. В-третьих, удалось доказать, что отпали основания для содержания под стражей. Наконец, в судебном заседании наши ходатайства поддержала прокуратура».
Более того, заметил адвокат, ранее в апелляционном представлении гособвинитель попросил заменить наказание на условное из-за чрезмерной суровости приговора. Однако, подчеркнул Арсений Иванов, представление было подано уже после поступления апелляционной жалобы защитника и по содержанию схоже с ней.