В России могут появиться экспериментальные правовые режимы для инноваторов в цифровой сфере
Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволит лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, осуществить практическое применение их продукта в условиях отказа от стандартных ограничений и без риска правонарушений
Эксперты «АГ» в целом положительно оценили предложенные нововведения. Один из них отметил, что такое регулирование необходимо бизнесу и государству, а законопроект может стать образцом при создании наднациональных регулятивных песочниц в рамках ЕАЭС. В то же время другой эксперт, положительно отозвавшись о предложении, обратил внимание на небезупречность понятийного аппарата законопроекта, а также предположил, что возможны сложности при реализации новых норм.
Минэкономразвития разработало проект закона об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций. В пояснительной записке указано, что законопроект направлен на определение порядка установления, реализации и определения результатов реализации экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций.
Под экспериментальным правовым режимом понимается применение в течение определенного периода времени в отношении отдельных лиц специального правового регулирования в сфере цифровых инноваций. В свою очередь цифровые инновации – это новые или существенно улучшенные продукты, которые создаются или используются по ряду направлений с применением технологий, перечень которых должен быть утвержден Правительством РФ. В качестве таких продуктов могут выступать не только товары, но и результаты работ, услуги, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.
Законопроектом предложен примерный перечень направлений, по которым может быть установлен экспериментальный правовой режим. В частности, это применение новых технологий на финансовом рынке, при дистанционных продажах и в сфере строительства, разработка цифровых медицинских технологий и высокоавтоматизированных транспортных средств, применение электронного обучения в образовательной и профессиональной деятельности. Помимо прямо названных в проекте направлений, в дальнейшем законом могут быть установлены и иные.
В качестве целей использования спецрегулирования выделены апробация цифровых инноваций для их ускоренного внедрения и совершенствование нормативного регулирования по итогам реализации экспериментального режима.
Законопроектом также установлен перечень принципов экспериментального режима, среди которых, в частности, его прозрачность, добровольность участия и минимизация отступлений от обычного регулирования.
Предполагается, что регулировать экспериментальный режим будет исключительно планируемый к принятию закон, однако в нем могут быть предусмотрены случаи, в которых президент, правительство, федеральные органы исполнительной власти и ЦБ РФ смогут издавать нормативные акты по этому вопросу. Субъекты РФ в рамках своей компетенции также вправе предусмотреть создание региональных экспериментальных режимов. При этом в законопроекте прямо указано, что установление экспериментального режима не исключает реализации иных специальных правовых режимов.
Во время реализации спецрежима к его субъектам могут не применяться отдельные НПА или нормы об обязательных требованиях по лицензированию, аккредитации, сертификации, подтверждению соответствия, получению допусков, разрешений, по направлению и получению юридически значимых сообщений, по способам проведения идентификации сторон правоотношений в сфере цифровых инноваций.
Законопроектом устанавливаются гарантии прав и законных интересов субъектов экспериментальных режимов и лиц, вступающих с ними в правоотношения, а также определяется система управления.
Принятие законопроекта предполагает внесение изменений в большое количество нормативных актов в части введения в сферу их регулирования экспериментальных правовых режимов. Так, поправки затронут образование, лицензирование, безопасность дорожного движения, здравоохранение, банковскую деятельность, страхование, государственные услуги и ряд других областей.
Как указывают авторы законопроекта, аналогичные инструменты используются в мировой практике, они сокращают время и издержки на внедрение инновационных продуктов. По мнению разработчиков, подобные специальные режимы позволят снизить юридические риски для участников рынка, поскольку общее регулирование не в полной мере учитывает особенности их продукта. Планируется, что по результатам такого эксперимента сформируются правила для развития новых технологий, руководствуясь которыми, инноваторы смогут быстрее вводить свои разработки в оборот. Предполагается также, что нововведения позволят оперативно отсеивать нерабочие бизнес-модели.
Предполагается, что экспериментальный режим можно будет установить при одновременном соблюдении нескольких условий. Во-первых, нормативное регулирование в соответствующей области должно либо отсутствовать, либо содержать требования, при соблюдении которых внедрение цифровых инноваций невозможно или затруднено. Во-вторых, внедрение цифровых инноваций может привести, например, к возникновению новых видов экономической деятельности, расширению состава товаров, увеличению прибыли и снижению издержек, повышению эффективности государственного управления. В-третьих, цифровые инновации должны быть готовы к использованию, однако при этом не исключается незавершенность технической, технологической и организационной подготовки к этому. В-четвертых, установление спецрежима должно соответствовать целям, обозначенным в законе. Относительно срока экспериментального режима в законопроекте указано, что он в любом случае не может превышать трех лет.
Предложить установить экспериментальный режим вправе как лицо, желающее воспользоваться им в дальнейшем, так и государственный орган, осуществляющий нормативное регулирование в соответствующей сфере. К инициативному предложению необходимо будет приложить проект программы экспериментального режима, а для его установления – получить заключение о возможности его реализации.
Законопроект предполагает проведение мониторинга и оценку результативности экспериментального режима, по итогам которых формулируется вывод о возможности или недопустимости придания такому специальному регулированию свойств общего.
Разработчики законопроекта указывают, что субъектами экспериментального режима будут признаваться юрлица, индивидуальные предприниматели, органы исполнительной власти и местной администрации, деятельность которых связана с использованием цифровых инноваций и которые соответствуют установленным требованиям. Права и законные интересы субъекта экспериментального режима гарантированы возможностью изменения, приостановления и прекращения его только в порядке и по основаниям, предусмотренным в законе.
Важно, что общим правилом является недопустимость перехода прав и обязанностей субъекта экспериментального режима. Законопроектом предусмотрен только один случай, при котором такой переход возможен, – реорганизация юрлица – субъекта экспериментального режима. При этом созданная организация должна соответствовать требованиям, предъявляемым к субъекту экспериментального режима.
Президент юридической фирмы «Интернет и Право» Антон Серго в целом положительно оценил общую идею изменений, хотя, по его мнению, будет немало вопросов при старте их реализации. «В тоже время результат реализации любой глобальной задумки определяется исполнителями, способными порой испортить даже самую светлую идею», – замечает юрист. Он также обратил внимание на новизну такого опыта для российского права и предположил, что понятийный аппарат законопроекта небезупречен.
Заместитель директора Департамента развития и планирования Фонда «Сколково» Алексей Соколов назвал законопроект уникальным, актуальным и востребованным. «После его принятия любой заинтересованный субъект сможет протестировать технологию, для которой есть ограничительное регулирование или которая находится в серой, неурегулированной зоне, в режиме, когда можно не опасаться применения к нему мер ответственности за несоблюдение регуляторных требований, – поясняет он. – Это не первая версия законопроекта. Она доработана и освобождена от деталей, которые планируется регулировать на подзаконном уровне, учитывает пожелания бизнеса. Принципиальных возражений по законопроекту нет. В настоящее время ведется его доработка по техническим замечаниям органов власти».
Алексей Соколов пояснил, что такой закон нужен и бизнесу, и органам власти. По его мнению, развитие технологий создает новые инструменты, которые в силу своей новизны могут не вписываться в существующее регулирование. «Мировой опыт использования регуляторных песочниц показал их эффективность. Законопроект написан так, чтобы предусмотренные им механизмы были максимально реализуемы на практике. В частности, предусмотрена быстрая и простая процедура установления ЭПР. Для этих же целей законопроект согласуется с широким экспертным сообществом и заинтересованными органами власти», – рассказал эксперт. Он также сообщил «АГ», что в ЕАЭС в настоящее время активно прорабатывается вопрос наднациональных регуляторных песочниц и данный законопроект может стать для него образцом.
Относительно рисков, связанных с использованием экспериментальных режимов, Алексей Соколов отмечает: «Бизнес – это всегда риск. Высокотехнологичный бизнес, особенно на ранних этапах создания продукта, еще более рискован. Законопроект призван снизить риски для инноваторов за счет ослабления существующих требований или тестирования возможных новых требований при осуществлении экспериментального правового режима».