Просветительская деятельность: кто вправе ею заниматься и на каких условиях
На общественное обсуждение представлен проект постановления Правительства РФ, регламентирующий просветительскую деятельность и устанавливающий требования к ее субъектам
Эксперты критически оценили проект постановления. По мнению одной из них, поскольку адвокаты нередко являются правозащитниками и выступают принципиально за признание, защиту и обеспечение прав человека и гражданина, они первыми столкнутся с необходимостью защиты прав тех, кто подпадает под действие данного постановления, совершенно необъяснимо направленного на то, чтобы лишить многих людей свободного доступа к информации. Другой подчеркнул, что любые попытки поставить циркуляцию знаний под жесткий предварительный и бюрократический контроль губительны для экономического развития страны. Третья считает, что, если проект, невзирая на критику, будет принят в предложенной редакции, он точно будет оспариваться в судебном порядке.
Правительство РФ представило на общественное обсуждение проект постановления об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности. Как отмечается в пояснительной записке, проект разработан в целях реализации ч. 3 ст. 12.2 Закона об образовании (введенной Законом от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ, о котором писала «АГ». – Прим. ред.) и устанавливает порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок ее контроля.
Отмечается, что проект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного и муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации и иных разрешительных документов.
Содержание проекта
В соответствии с проектом субъектами просветительской деятельности являются госорганы, органы местного самоуправления, и уполномоченные ими организации. Физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели также вправе ею заниматься.
Просветительская деятельность осуществляется в соответствии с Законом об образовании на основе договоров об оказании услуг, заключенных с организациями, осуществляющими деятельность в сфере образования, науки и культуры.
Граждане и индивидуальные предприниматели на момент заключения указанного договора должны быть совершеннолетними, участвовать в реализации общественно значимых инициатив и (или) на протяжении не менее двух лет, предшествующих заключению договора, осуществлять деятельность по направлениям просветительской работы. Кроме того, у них должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью (ст. 331 ТК РФ).
Юрлица на момент заключения такого договора не должны быть включены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иноагента, и иметь задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам, а у соответствующих сотрудников должны отсутствовать ограничения к занятию педагогической деятельностью. На сайте указанных организаций должна быть указана информация о дате создания юрлица, учредителе, месте нахождения, в том числе адреса филиалов и представительств, контактные телефоны и адреса электронной почты, а также персональный состав сотрудников, планируемых к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, их уровень образования, квалификация, опыт работы. Информация о заключенных договорах также размещается на сайте компании.
В качестве направлений просветительской деятельности указаны: распространение духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека; развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности; популяризация достижений науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры; формирование экологической культуры, распространение знаний о здоровом образе жизни и психологии человека, выборе жизненного и профессионального пути; повышение осведомленности о деятельности органов власти; освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений, а также иные направления, соответствующие целям, установленным п. 35 ст. 2 Закона об образовании.
Формами просветительской деятельности могут быть организация презентаций (лекториев), семинаров, мастер-классов, круглых столов и дискуссий, размещение или распространение информационно-печатной продукции, демонстрация или распространение аудио- и видеоматериалов, в том числе в Интернете, создание просветительских интернет-порталов и иные формы, обеспечивающие достижение целей просветительской деятельности.
Контроль соответствия реализуемой просветительской деятельности ее целям и направлениям, предусмотренным положением, осуществляется учредителями организаций, заключивших договоры с субъектами просветительской деятельности, путем анализа отчетов о результатах самообследования образовательных организаций согласно п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании. Контроль организаций, находящихся в ведении федеральных госорганов, которые заключили договоры с субъектами просветительской деятельности, осуществляют соответствующие федеральные госорганы.
Обсуждение документа продлится до 7 мая, на момент выхода новости он имеет более 14 тысяч голосов против и лишь 52 – за.
Эксперты считают предложенный вариант документа нарушающим конституционные права и свободы
По мнению члена Экспертного совета Института права и публичной политики, к.ю.н. Ольги Кряжковой, появление данного постановления – неизбежное событие, обусловленное принятием нашумевших поправок в Закон об образовании, пытающихся регулировать просвещение в стране. Порядок, условия и формы осуществления этой деятельности, формы ее контроля не обозначены в Законе, а должны быть закреплены именно в постановлении правительства.
«Проект трактуется юристами по-разному. Одни утверждают, что из-за широты формулировок о направлениях и формах просветительской деятельности он "поставит крест" на свободном обмене знаниями и сделает незаконным любое распространение информации – от лекций про права человека до кулинарных мастер-классов на YouTube-канале. Другие обращают внимание на то, что постановление касается организаций, осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры, а не каждого гражданина, имеющего, допустим, свой телеграм-канал с просветительским контентом. По-моему, верна вторая трактовка, что, однако, не означает отсутствие проблем для широкого круга людей», – считает эксперт.
В связи с этим, отметила Ольга Кряжкова, надо обратить внимание на следующее. Во-первых, организации обязаны заключить договор с выступающим. Во-вторых, выступающий должен соответствовать требованиям, в том числе установленным для педагогов (например, об отсутствии некоторых заболеваний или судимости). В-третьих, некоторые организации, такие как «иностранные агенты», к просвещению не допускаются. Все требования и условия в полной мере распространяются на случаи участия в просвещении представителей адвокатского сообщества, добавила она.
«Все это уже на уровне норм представляет собой избыточные и серьезные ограничения конституционного права распространять и получать информацию, а также свободы преподавания. На практике это может вылиться в дискриминацию конкретных персон-просветителей, не говоря уже о дополнительной бюрократической нагрузке и на организации, и на самих просветителей. Публично-правовой ответственности за нарушения пока не предусмотрено – но, возможно, это вопрос времени. Если проект, невзирая на критику, будет принят в таком виде, он точно будет оспариваться в судебном порядке», – резюмировала эксперт.
По мнению партнера КА «Pen & Paper» Екатерины Тягай, проект очевидно свидетельствует о том, что государство последовательно стремится «зарегулировать» сферу распространения знаний и просвещения и установить жесткий контроль за осуществлением такой деятельности, позволяющей людям формировать и выражать свои собственные взгляды. «Остается неясным, насколько действительно эффективным будет такой контроль, однако совершенно точно можно предположить, что заложенный в проект механизм может привести к перегибам и цензуре, поскольку велик риск, что положения постановления будут применяться избирательно. К тому же едва ли воспрепятствование распространению знаний соотносится со свободой слова и выражения мнений», – считает эксперт.
Безусловно, добавила она, напрямую к осуществлению адвокатской деятельности – с точки зрения оказания помощи доверителям – проект не относится. Но с точки зрения осуществления очень важной функции – адвокатской просветительской деятельности, которая очень часто сопряжена с оказанием юридической помощи, он соотносится напрямую. Более того, адвокаты очень часто совмещают профессиональную юридическую деятельность с работой в образовании и науке. В связи с этим они, как и все, будут сталкиваться с этими же трудностями и при проведении мастер-классов, и при ведении курсов повышения квалификации.
«В целом, поскольку адвокаты нередко являются правозащитниками и выступают принципиально за признание, защиту и обеспечение прав человека и гражданина, они первыми столкнутся с необходимостью защиты прав тех, кто попадает под действие данного постановления, совершенно необъяснимо направленного на то, чтобы лишить многих людей свободного доступа к информации, что, очевидно, является одной из форм нарушения прав человека», – подчеркнула Екатерина Тягай.
Директору Юридического института «М-Логос», д.ю.н. Артему Карапетову проект категорически не нравится. «Он страдает фундаментальной неопределенностью в отношении вопроса о том, распространяется ли закрепленная там бюрократизация процесса просвещения на осуществление просветительской деятельности в образовательных организациях и организациях науки и культуры либо речь идет о том, что любая просветительская деятельность теперь должна осуществляться только в таких организациях или при получении разрешения от таких организаций», – считает эксперт.
Если первое, пояснил он, то это очень плохо, так как прописанные в проекте процедуры избыточно и абсолютно неуместно затрудняют процесс просвещения, проведения круглых столов, презентаций и т.п. в подобных организациях. «Но если второе, то это просто неконституционный акт цензуры, – подчеркнул Артем Карапетов. – При таком прочтении любая публичная активность любого гражданина РФ или организации, направленные на распространение знаний, опыта, навыков – от подкаста о типах кольчуг викингов или ролика о техниках йоги до круглого стола по вопросам виндикации в частном праве – должны будут сертифицироваться какими-то официальными образовательными организациями, организациями науки или культуры».
По сути, считает эксперт, это будет цензура с возложением функций надзора за всей просветительской активностью в стране, а по сути – за всем культурным пространством на преимущественно государственные или иные подконтрольные лицензируемые организации, которые уже будут «отвечать головой» за все эти тренинги о медитации или ролики о приготовлении шарлоток на YouTube, которые они разрешили провести тому или иному человеку. «Естественно, это полный абсурд, и никто ничто сертифицировать не будет, начнется тотальная перестраховка. Все будут игнорировать данный порядок. Но далее государство получит "крючок" для возбуждения дел об осуществлении несанкционированной просветительской деятельности против неугодных интеллектуалов. Бизнес-тренеры мало кому интересны, а вот любых интеллектуалов, смеющих рассуждать о вопросах, относящихся к общественно-политической повестке, на своей странице в Фейсбуке или на YouTube-канале, могут начать избирательно преследовать, а соответствующие проекты – закрывать в целях устрашения. Необходимые уголовные или административные статьи законодатели при необходимости напишут», – пояснил он.
«Не хочется верить, что этот неконституционный проект будет реализован. Есть надежда, что разработчики уточнят, что не имеют в виду весь этот ужас, характерный для неконституционных диктатур и противоречащий Конституции РФ, а проект рассчитан лишь на то, чтобы создать дополнительную "головную боль" образовательным организациям, обязав их оформлять какие-то непонятные бумажки о приглашении любого спикера на любую конференцию и запретив приглашать выступать на круглые столы любого, кто не имеет опыта преподавания, – включая, видимо, студентов и аспирантов (и смех, и грех)», – добавил Артем Карапетов.
Эксперт подчеркнул, что идея урегулировать просвещение, по его мнению, изначально порочна, особенно учитывая размытость границ того, что называется просвещением: «Вот, например, эта заметка, детская энциклопедия или новая книга Докинза об эволюции – это просвещение или нет? Личное мнение об истории Второй мировой войны? Подпадут ли все эти элементы культуры под эти абсурдные ограничения?»
«В России необходимо развивать знания, профессиональные навыки, культуру и образование, так как человеческий капитал в XXI в. – ключевой ресурс экономического развития. Естественно, развивать все это может только гражданское общество, активность граждан. Государство же должно просто не мешать и кое-где помогать с финансированием. Любые попытки поставить циркуляцию знаний под жесткий предварительный и бюрократический контроль будут губительны для экономического развития страны», – подытожил он.