МВД разработало порядок предоставления убежища в России
В проекте закона раскрыты дефиниции статуса беженца, временного и политического убежища, а также временной защиты иностранных граждан
По мнению одного эксперта «АГ», законопроект сводит всю нормативную базу в сфере беженства в единый нормативный документ и учитывает текущие реалии. Другая полагает, что документ направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения РФ соответствующих международных обязательств. Третий отметил, что особый интерес в проекте вызывает введение института «временной защиты» как одного из видов убежища. Четвертая перечислила ряд недостатков проекта, отметив, что его разработчики не разбираются в институте убежища или намеренно сделали его максимально непонятным для правоприменителей и граждан.
25 января МВД России вынесло на общественное обсуждение проект закона о предоставлении убежища на территории РФ как специального правового режима пребывания (проживания) в России иностранцев и апатридов, вынужденных покинуть государство их гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства. Авторы указали, что при предоставлении такого убежища власти будут исходить из приоритета законных интересов россиян и безопасности государства, с учетом социально-экономических и иных возможностей приема и размещения иностранных граждан в РФ.
В проекте раскрыты дефиниции статуса беженца, временного и политического убежища, а также временной защиты, которую планируется предоставлять иностранцам, соответствующим критериям предоставления статуса беженца или временного убежища, в связи с экстренным массовым прибытием их в Россию. Политическое убежище будет предоставляться иностранцу, ищущему защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства) за общественно-политическую деятельность и убеждения, не противоречащие Конституции РФ, нормам и принципам международного права. Порядок предоставления такого убежища, его утраты и лишения будет находиться в компетенции Президента России.
В свою очередь, временное убежище будет предоставляться находящимся на территории России иностранцам, не соответствующим критериям в части предоставления статуса беженца, из гуманных соображений, а также в отношении которых имеются серьезные основания полагать, что в случае возвращения данных лиц на территорию другого государства для них существует реальная угроза стать жертвами пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, в том числе лишения жизни.
Законопроект также регулирует порядок получения убежища; правовое положение лиц, ходатайствующих о получении убежища, получивших или утративших его, их права и обязанности; основания для отказа в приеме заявления о предоставлении убежища; основания утраты или лишения такого статуса; принимаемые по заявлениям решения.
«Значительные изменения претерпели как процедура обращения за убежищем, так и процедура предоставления убежища. Новелла заключается в необходимости подачи одного заявления о предоставлении убежища на территории РФ. В рамках единой процедуры рассмотрения такого заявления, как правило, будет решаться вопрос о предоставлении заявителю статуса беженца либо о предоставлении ему временного убежища, что позволит значительно сократить срок определения правового положения иностранного гражданина, обратившегося за защитой, в целом более чем на три месяца», – подчеркнуто в пояснительной записке.
В ней также, в частности, отмечено, что предоставление статуса беженца или временного убежища в России является исчерпывающим средством обеспечения личной безопасности лица, ищущего убежище. Поэтому логична недопустимость предоставления одного вида убежища с целью дальнейшего получения другого. «Также в законопроекте спроектирована соответствующая норма, дающая право члену семьи лица, получившему убежище на территории РФ, прибывшему отдельно, подавать заявление и получить убежище по одному месту пребывания. В отношении прибывших на территорию РФ членов одной семьи одновременно решение принимается с учетом сохранения целостности семьи как в отношении несовершеннолетних, так и лиц старше 18-летнего возраста», – разъяснили авторы поправок.
Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Айшат Зангиева отметила, что проект направлен на совершенствование системы предоставления убежища в целях обеспечения выполнения РФ международных обязательств по отношению к лицам, ищущим защиту на ее территории. «Данный законопроект объединяет Закон о беженцах и указ Президента России о политическом убежище. Сама по себе это правильная идея. В таких законах должны быть общие определения, и они не должны противоречить друг другу», – убеждена она.
По мнению эксперта, важным изменением является определение видов убежища: статус беженца, временное убежище, политическое убежище и временная защита. «Кроме того, нововведением является и то, что в случае принятия закона лица, получающие убежище в России, смогут рассчитывать на оказание содействия в предоставлении медицинской помощи, устройство детей в детские сады, школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, а также на получение питания и пользование коммунальными услугами в центрах временного размещения. На сегодняшний день указанные гарантии законодательно не закреплены», – пояснила адвокат.
Айшат Зангиева добавила, что только практика покажет, упростится ли процедура получения убежища на территории РФ с принятием нового закона. «В комментируемом законопроекте имеется правовая неопределенность, которая дает правоприменителю возможность трактовать закон по своему усмотрению. Так, в ст. 4 законопроекта сформулирован ключевой принцип предоставления убежища, однако поименованные в нем “иные обстоятельства, не противоречащие правам и свободам граждан РФ” не конкретизированы», – заметила она.
Управляющий партнер МКА TA lex Андрей Торянников обратил внимание на то, что полномочиями на предоставление убежища планируется наделить территориальные органы МВД, при этом за Президентом РФ останется вопрос определения порядка предоставления политического убежища, в том числе его утраты или лишения. «Особый интерес в законопроекте вызывает введение института “временной защиты” как одного из видов убежища. Очевидно, что это реакция на события на Украине и последние события в Европе, когда тысячи мигрантов из стран Ближнего Востока, искавшие лучшей жизни в благополучной Европе, скопились на границе Беларуси и Польши», – предположил Андрей Торянников.
По мнению руководителя административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрея Фоменко, законопроект сводит всю нормативную базу в сфере беженства в единый нормативный документ и одновременно приводит этот документ в соответствие с действующими реалиями. «За 30-летнюю новейшую историю Россия единожды столкнулась с действительно большим массовым наплывом соискателей статуса беженца из Украины в 2014–2015 гг. Принятие такого закона позволит органам МВД быстрее и гибче реагировать на изменения миграционной ситуации в случае наплыва просителей убежища. Так, ходатайствовать о предоставлении временного убежища или статуса беженца можно будет в одном ходатайстве, а не подавать отдельное на каждый тип убежища. По оценке ГУВМ МВД России, это сократит срок рассмотрения ходатайства на три месяца», – отметил он.
Эксперт также подчеркнул, что основания для отказа в предоставлении статуса беженца или предоставлении временного убежища поименованы и строго закреплены. «В настоящее время конкретный список оснований для отказа отсутствует, что создает правовую неопределенность и различное правоприменение при рассмотрении такого рода ходатайств или судебных спорах при их обжаловании», – заметил Андрей Фоменко.
Адвокат АП Ивановской области Ирина Соколова полагает, что в проекте сделана попытка собрать все виды убежища в одном НПА, но создать какую-то единую структуру не удалось: «Политическое убежище, как и прежде, стоит особняком и находится в исключительном ведении Президента РФ, и особенности его предоставления законом не устанавливаются. Так называемая временная защита выглядит в проекте закона как отдельный вид убежища. Однако тут же, в ст. 8 документа говорится, что она предоставляется иностранным гражданам, соответствующим критериям статуса беженца или временного убежища. Зачем выделять эту меру как самостоятельный вид убежища?» – задалась вопросом она.
Эксперт также обратила внимание на то, что законопроект содержит большое количество отсылок к другим законам и нормативным актам, которые осуществляют это регулирование. «Таким образом, предлагаемый закон не станет системным, фундаментальным законом, “кодексом” по убежищу. Он еще больше ограничит возможности получения временного убежища, вводя большой перечень оснований для отказа. Изначально действующий Закон о беженцах предусматривал только те основания для отказа в признании беженцем, которые содержались в международной Конвенции», – указала Ирина Соколова.
Адвокат добавила, что действующий закон не ограничивает срок предоставления временного убежища. «Законопроект предусматривает установить максимальный срок предоставления временного убежища равный двум годам. Таким образом, спустя этот срок Россия получит “армию нелегалов” из числа лиц, которым не продлят срок действия убежища. Ни одну проблему, с которой сталкиваются на практике государственные органы, суды, граждане, реализуя законодательство о беженцах, предлагаемый законопроект не разрешил. Анализируемый законопроект не имеет никаких достоинств, он не имеет стройной системы, логической последовательности, язык его написания сумбурный, непонятный и путаный. Создается ощущение, что разработчики закона не разбираются в институте убежища либо намеренно сделали его максимально непонятным для правоприменителей и граждан, представляя институт убежища в РФ непривлекательным для иностранных граждан в поисках убежища в России», – резюмировала Ирина Соколова.