Должностных лиц, незаконно отказавших в согласовании публичного мероприятия, предлагается штрафовать
В Госдуму внесен законопроект, которым предусматривается административная ответственность за незаконный отказ в согласовании публичного мероприятия или необоснованное предложение об изменении места и времени его проведения
В комментарии «АГ» один из экспертов указал, что законодательная инициатива актуальна, а как она будет применяться в случае принятия поправок – покажут время и судебные инстанции. Второй отметил, что даже при наличии вступившего в законную силу постановления суда, признающего отказ в согласовании публичного мероприятия незаконным, полиция может отказать в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава преступления.
6 ноября в Госдуму внесен проект поправок в законодательство (№ 829564-7), которым предлагается установить административную ответственность для должностных лиц за незаконный отказ в согласовании публичного мероприятия.
Так, ст. 20.2.4 КоАП РФ предлагается дополнить указанием, что штраф за незаконный отказ в согласовании публичного мероприятия и (или) необоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. В случае совершения данного правонарушения повторно размер штрафа возрастет, составляя от 150 тыс. до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы предлагается дисквалификация на срок от года до трех лет.
В пояснительной записке указывается, что отсутствие административной ответственности для должностных лиц уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации или органа местного самоуправления приводит к тому, что они отказывают в согласовании публичных мероприятий по надуманным причинам. Даже признанные в дальнейшем судом незаконными, соответствующие решения не влекут привлечение должностных лиц к ответственности, но, как правило, приводят к срыву соответствующего публичного мероприятия либо его проведению с нарушением норм законодательства.
В комментарии «АГ» юрист международной правозащитной группы «Агора» Алексей Глухов назвал идею законопроекта правильной. Однако он посчитал, что даже если новый состав административного правонарушения будет введен в КоАП, он вряд ли станет рабочим.
«Схожий состав административного правонарушения уже есть в Кодексе – это ст. 5.38, которая предусматривает ответственность должностных лиц за воспрепятствование организаторам и участникам митингов. Однако он практически “мертвый”. В 2018 г. по это статье привлекли 15 человек, из которых лишь 8 – должностные лица. В первом полугодии 2019 г. привлечены 9 и 7 лиц, соответственно. Цифры явно несопоставимы с количеством участников акций, привлеченных к ответственности по ст. 20.2 КоАП (чуть менее 3500 человек в 2018 г.)», – пояснил эксперт.
Кроме того, он указал, что необходимо доказать умышленность действий – даже при наличии вступившего в силу постановления суда, признающего отказ в согласовании публичного мероприятия незаконным, полиция может отказать в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием состава преступления (к примеру, отсутствия умысла).
Алексей Глухов добавил, что суды в 99% случаях признают действия должностных лиц законными. «Имея такое преюдициальное решение, шансов на “административку” для чиновников нет», – полагает юрист. По его мнению, нет никакой уверенности, что предполагаемый состав правонарушения станет эффективным средством защиты конституционного права на мирные собрания, и, как следствие, – сдерживающим фактором от несогласования таких акций.
Адвокат, руководитель группы антимонопольной практики юридической компании ART DE LEX Кирилл Дозмаров указал, что законопроект актуален, однако как он будет применяться в случае принятия поправок, покажут время и судебные инстанции. При этом он подчеркнул, что действия недобросовестных должностных лиц, отказывающих в проведении митингов, также могут быть квалифицированы по ст. 5.38 КоАП.