ВС пояснил, когда доначисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду

Суд указал на ошибочность мнения нижестоящих инстанций о том, что нарушение срока представления декларации о воздействии на окружающую среду не является основанием для начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду с повышенным коэффициентом

ВС пояснил, когда доначисляется плата за негативное воздействие на окружающую среду

Один из экспертов отметил, что отказ судов от применения повышенных коэффициентов не соответствует действующему нормативному регулированию в сфере исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Другой указал, что ВС исправил ошибку нижестоящих инстанций, опиравшихся на судебную практику с иной фабулой.

15 сентября Верховный Суд вынес Определение
№ 302-ЭС23-6935 по делу
№ А74-628/2022, в котором указал, что плата за негативное воздействие на окружающую среду должна доначисляться, если принятыми поправками в закон изменились обстоятельства, которыми общество обосновывало свои действия.

ООО «Хакасские коммунальные системы» осуществляет деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, на объектах II категории, в связи с чем обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду. 25 сентября 2013 г. Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора утвердило обществу нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на период с 25 сентября 2013 г. по 24 сентября 2018 г. 22 ноября 2013 г. распоряжением управление утвердило нормативы образования отходов и лимиты на их размещение сроком на пять лет, до 22 ноября 2018 г.

За период с 1 января по 15 октября 2019 г. обществом на основании уточненных деклараций была внесена плата за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления в размере около 2,9 млн руб. и более 2,2 млн руб., с применением коэффициентов 25 и 5.

Посчитав, что у общества появилась задолженность по внесению платы за выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и за размещение отходов производства и потребления за период с 16 октября по 31 декабря 2019 г., исчисленной с учетом коэффициентов 25 и 5, управление обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Хакасия. Оно просило взыскать с общества более 1,3 млн руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитанной с учетом коэффициентов 25 и 5, за период с 16 октября по 31 декабря 2019 г., в том числе: около 724 тыс. руб. платы за выброс загрязняющих веществ стационарными объектами, более 538 тыс. руб. платы за размещение отходов производства и потребления.

Возражая против удовлетворения требований, общество указало на отсутствие оснований требовать оплаты задолженности, поскольку оно представило декларацию о воздействии на окружающую среду в срок, при этом производственный процесс в 2019 г. по сравнению с предыдущим годом остался неизменным, а объемы выбросов загрязняющих веществ и образования отходов производства и потребления не превышают значений и нормативов, установленных в прежней разрешительной документации, в связи с чем исчисление платы в спорный период с учетом коэффициентов 25 и 5 необоснованно.

АС Республики Хакасия отказал в удовлетворении исковых требований. Он пришел к выводу об отсутствии у общества задолженности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку по окончании срока действия в 2018 г. утвержденных ранее нормативов и лимитов технологические процессы основных производств, качественные и количественные характеристики выбросов, сбросов загрязняющих веществ остались в спорном периоде неизменными; превышение нормативов выбросов и лимитов при размещении отходов производства и потребления не было установлено. Суд отметил, что само по себе нарушение срока направления декларации или технического отчета не является основанием для начисления платы с учетом повышающих коэффициентов. Апелляция и кассация оставили данное решение без изменений.

Не согласившись с принятыми судебными актами, управление обратилось в Верховный Суд. Изучив материалы дела, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС отметила: судами установлено, что в период с 25 сентября 2013 г. по 24 сентября 2018 г. приказом управления от 25 сентября 2013 г. обществу были определены нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а с 20 ноября 2013 г. по 22 ноября 2018 г. – нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, которые утверждены управлением от 22 ноября 2013 г.

Верховный Суд указал, что с 1 января 2019 г. Законом о внесении изменений в Закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ введена новая система нормирования хозяйствующих субъектов по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и отнесенным в соответствии с Постановлением Правительства от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» к объектам I, II, III и IV категорий. В силу ст. 22 Закона об охране окружающей среды расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий, при проведении оценки воздействия на окружающую среду, а также осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории. Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к деклараци о воздействии на окружающую среду и должен быть представлен в уполномоченный правительством орган исполнительной власти, если иное не предусмотрено ст. 23.1 закона.

С 1 января 2019 г. ч. 2 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления на юридических лиц, осуществляющих хозяйственную или иную деятельность на объектах I и II категорий, возложена обязанность по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, включают информацию об объеме или о массе образовавшихся и размещенных отходов в декларацию о воздействии на окружающую среду в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды (ч. 4 ст. 18 Закона об отходах производства и потребления).

Верховный Суд пояснил, что согласно ч. 1 ст. 11 Закона о внесении изменений в Закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Закона об охране окружающей среды к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 г., действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. В соответствии с ч. 1.2 ст. 11 данного закона юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный орган исполнительной власти декларацию о воздействии на окружающую среду не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 11 разрешений и документов.

ВС указал: п. 11.3 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства от 3 марта 2017 г. № 255, установлено, что при исчислении платы лицами, обязанными вносить плату, осуществляющими хозяйственную или иную деятельность на объектах II категории, объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов. В отношении объема или массы выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица используют формулу, указанную в п. 17 данных Правил. В п. 12 Правил определено общее правило исчисления платы лицами, осуществляющими деятельность на объектах I, II и III категорий, в случае отсутствия у них разрешительных документов (комплексных экологических разрешений – для лиц, эксплуатирующих объекты I категории; декларации о воздействии на окружающую среду – для лиц, эксплуатирующих объекты II категории; отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов – для лиц, эксплуатирующих объекты III категории): такие лица при расчете платы должны использовать формулы с повышающими коэффициентами (п. 20 и 21.1 Правил № 255).

Как отметил Верховный Суд, исходя из материалов дела срок действия установленных обществу нормативов на выбросы загрязняющих веществ и образования отходов и лимитов на их размещение истек в 2018 г., т.е. 24 сентября 2018 г. и 22 ноября 2018 г. Это подтверждено решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 июля 2022 г. по делу
№ А74-12266/2020, которым за размещение отходов после истечения срока действия лимитов на размещение с общества была взыскана плата за HBOC с применением повышающих коэффициентов. 11 ноября 2019 г. общество в управление направило декларацию о воздействии на окружающую среду, но она была возвращена по причине неверного указанного адреса. 24 ноября 2020 г. были отправлены повторная декларация о воздействии на окружающую среду и вторая уточненная декларация и в тот же день получены управлением. Таким образом, декларация о воздействии на окружающую среду была представлена по истечении срока действия соответствующих разрешений.

ВС указал: вывод судов о том, что представление декларации о воздействии на окружающую среду с нарушением установленного срока при неизменности лимитов и нормативов, установленных в предшествующей разрешительной документации, не является основанием для начисления платы с учетом повышающих коэффициентов, не соответствует положениям ст. 31.2 Закона об охране окружающей среды, ст. 11 Закона о внесении изменений в Закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ, согласно которым именно представление декларации о воздействии на окружающую среду в уполномоченный орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 11 Закона о внесении изменений в Закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты РФ разрешений и документов является фактом, подтверждающим наличие разрешительных документов у юридического лица. Утверждение судов о действии ранее выданных лимитов в связи с наличием у общества в 2019 г. технического ответа о неизменности производственного процесса в области обращения с отходами противоречит действующему законодательству, так как с 1 января 2019 г. представление технического отчета, в том числе для подтверждения действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не требуется. Таким образом, Верховный Суд отменил решения судов трех инстанций, а дело направил на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия.

В комментарии «АГ» руководитель практики разрешения споров АБ «Инфралекс» Михаил Гусев
указал, что ВС обоснованно обратил внимание нижестоящих судов на необходимость применения положений Закона № 219-ФЗ, которым были внесены изменения в Закон об охране окружающей среды и отдельные законодательные акты и согласно которому с 1 января 2019 г. порядок расчета платы за негативное воздействие и порядок представления документов организациями, имеющими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, был изменен. «С учетом того что, как установлено судами по спору, в 2018 г. истекли сроки действия ранее предоставленных ответчику разрешений, у судов в силу норм Закона № 219-ФЗ и Постановления Правительства № 255 имелись основания для применения повышенных коэффициентов», – указал он.

Эксперт отметил, что отказ судов от применения повышенных коэффициентов не соответствует действующему нормативному регулированию в сфере исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Как отметил юрист ZHAROV GROUP Олег Крысов нижестоящие суды считали, что в 2019 г. у общества были действующие лимиты выбросов, поскольку технический процесс не изменился, а декларация о воздействии на окружающую среду первоначально направлена в управление Росприроднадзора в 2019 г. Далее суды применили свою старую практику (например, дело
№ А74-12266/2020): представление отчетности с нарушением срока не влечет превышения лимитов на выбросы и повышенных коэффициентов.

«ВС решил иначе: преюдициально установлено истечение срока действия лимитов, декларация о воздействии на окружающую среду подана в 2019 г. не на тот адрес и по истечении срока действия лимитов, поэтому платить надо с повышающими коэффициентами, как за превышение лимитов, по формуле 20 Правил № 255. При этом неизменность производственного процесса в области обращения с отходами не имеет значения. Таким образом, ВС исправил ошибку нижестоящих инстанций, которые опирались на судебную практику с иной фабулой – просрочку представления технического отчета о соблюдении лимитов, которая действительно не влияет на применение повышающего коэффициента. Ситуации разные», – пояснил эксперт.

Метки записи:   , ,

Оставить комментарий

avatar
  
smilegrinwinkmrgreenneutraltwistedarrowshockunamusedcooleviloopsrazzrollcryeeklolmadsadexclamationquestionideahmmbegwhewchucklesillyenvyshutmouth
  Подписаться  
Уведомление о