Морские юристы: чем занимаются и что должны знать
Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов
Морским юристам надо разбираться не только в праве, но еще понимать устройство судна и знать иностранные языки. Из-за санкций работа специалистов сильно поменялась: многие международные проекты приостановились, но стало больше судебных споров. Поговорили с ведущими российскими юрфирмами, которые специализируются на морском праве, и узнали о секретах и перспективах профессии.
Морским юристам надо знать гражданское, страховое, международное частное и публичное право, говорит юрист Ковалев, Тугуши и партнеры
Ковалев, Тугуши и партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (включая споры) (high market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Страховое право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)
группа
Морское право
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Частный капитал
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Уголовное право
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
14место
По выручке на юриста (более 30 юристов)
17место
По количеству юристов
24место
По выручке
Профайл компании
×
Илья Чехин. А для оказания юрпомощи в вопросах регистрации, импорта судов и грузов нужно быть хорошим специалистом в административном, а порой и уголовном праве, подчеркивает управляющий партнер Инмарин
Инмарин
Федеральный рейтинг.
группа
Морское право
×
Кирилл Маслов. Еще надо знать английский язык, понимать техническое устройство судов и специальную морскую терминологию. Обилие сокращений и непонятных аббревиатур поражает, рассказывает партнер NAVICUS.LAW
NAVICUS.LAW
Федеральный рейтинг.
группа
Морское право
Профайл компании
×
Константин Путря. Причем это касается не только условий договоров, но и технической лексики, особенно в области деликтных споров. Например, новичку будет сложно понять, что такое чартер-партия (соглашение, устанавливающее условия морской перевозки грузов. — Прим. ред.) или коносамент (документ, выдаваемый перевозчиком груза грузовладельцу. — Прим. ред.).
Важное качество для морского юриста — мобильность. Ведь иногда специалистам приходится выезжать на место происшествия (например, если судно попало в аварию, столкнувшись с другим) и защищать судовладельца, его экипаж или грузовладельца в случае спора, отмечает Маслов.
Где учатся
Морским юристом можно работать и без специализированного образования. Достаточно закончить обыкновенный юрфак, а недостающие знания можно получить уже на практике или факультативно. В некоторых вузах есть отдельные курсы по морскому праву, например в ВШЭ. Такие курсы — отличная возможность глубже погрузиться в предмет и понять, насколько он интересен. Часто профильные курсы ведут практикующие юристы. Например, в ВШЭ преподают партнеры NAVICUS.LAW
NAVICUS.LAW
Федеральный рейтинг.
группа
Морское право
Профайл компании
×
Константин Краснокутский и Константин Путря. Краснокутский рассказывает, что старается дать студентам общее представление о предмете и делает акцент на самых интересных и необычных институтах морского права.
Мы обязательно изучаем судебную практику российских арбитражных судов и некоторых третейских судов, обращаемся к иностранной практике. Ведь многие институты морского права заимствованы из других правопорядков. Например, можно очень много почерпнуть о правовой природе и экономическом смысле демереджа (плата за простой судна) из решений английских судов.
Если все-таки хочется получить специализированное образование, то в России есть несколько программ бакалавриата и магистратуры по морскому праву.
Хотя будущие юристы изучают много специализированных дисциплин (морскую криминологию, таможенное право и документоведение на морском транспорте), в России не хватает современной и качественной литературы по морскому праву. Поэтому часто приходится обращаться к иностранным источникам, говорит Краснокутский. Это одна из причин, почему морской юрист должен хорошо знать английский и другие иностранные языки (если хочет работать в компании, которая сопровождает международные морские перевозки). А еще можно поехать учиться за границу: например, учебные программы по морскому праву есть в Лондонском городском университете и в Университете Осло. По мнению Краснокутского, именно в иностранных вузах можно получить качественное образование по морскому праву.
Чем занимаются
Юристы по морскому праву могут работать в любых отраслевых компаниях. Это судоходные и страховые фирмы, компании, которые специализируются на экспорте и импорте сырьевых товаров. Еще можно устроиться на госслужбу, например на таможню. Маслов считает, что начинать карьеру нужно как можно ближе к флоту, чтобы понимать процессы эксплуатации судов, ведь от этого все строится. А по мнению Путря, идеальный вариант — работа внешним консультантом: «Это лучший старт, который позволяет получить полезный и разнообразный опыт. Это вопросы внешней торговли, таможенные вопросы, вопросы с пограничной службой, налоговые вопросы и даже вопросы по трудовому праву».
Морской юрист может устроиться и в юрфирму, которая специализируется на морском праве. В России таких несколько, в том числе Инмарин
Инмарин
Федеральный рейтинг.
группа
Морское право
×
и NAVICUS.LAW
NAVICUS.LAW
Федеральный рейтинг.
группа
Морское право
Профайл компании
×
Еще есть фирмы с широкой специализацией, где морское право — важная часть их практики. Это, например, Ковалев, Тугуши и партнеры
Ковалев, Тугуши и партнеры
Федеральный рейтинг.
группа
Банкротство (включая споры) (high market)
группа
Разрешение споров в судах общей юрисдикции
группа
Страховое право
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)
группа
Морское право
группа
Фармацевтика и здравоохранение
группа
Частный капитал
группа
Трудовое и миграционное право (включая споры)
группа
Уголовное право
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения (high market)
14место
По выручке на юриста (более 30 юристов)
17место
По количеству юристов
24место
По выручке
Профайл компании
×
Путря рассказывает, что работу морских юристов можно условно разделить на две категории. Одни выполняют «береговые» и «бумажные» задачи: работают с чартер-партиями и коносаментами. А другие решают вопросы, которые возникают в ходе исполнения рейса: например, расследуют морские аварии и повреждения судов. Вообще, во время работы морской юрист выполняет целый ряд задач, среди них:
- юридическое сопровождение постройки и эксплуатации судна;
- консультационно-аналитическая работа с судовладельцами (в том числе вопросы по оперированию флота, расчеты и урегулирование демереджей, правонарушения и инциденты с экипажем, аресты судов);
- страхование;
- разрешение вопросов по возмещению убытков в аварийных ситуациях, при потере фрахта, в ЧС;
- преподавательская и научная работа.
60% моего рабочего дня проходит в консультациях и подготовке различных транзакций с флотом. Остальное время делится примерно поровну на представительство в госорганах в области морского и речного транспорта и посещение судов при закрытии сделок, расследовании аварий и инцидентов.
Клиентами морских юристов чаще всего становятся клубы взаимного страхования, иностранные и российские судовладельцы и фрахтователи, грузовладельцы, банки, порты, страховые компании, крупные экспедиторы.
Перспективы профессии
Морских юристов ждет всплеск числа судебных споров, считает Путря. По мнению эксперта, такую динамику можно наблюдать уже сейчас. Это связано с тем, что из-за сложившейся ситуации большинство участников рынка растерялись и заняли выжидательную позицию. А сейчас возникло чуть больше определенности и началось движение. Но прогнозы эксперта пессимистичны: спрос на специалистов, который и так был небольшим, спадет. Особенно если речь идет о юристах, которые ориентировались на международный рынок. Так, в апреле 2022 года общий грузооборот порта Петербурга упал на 49% до 2,84 млн тонн, пишет «Фонтанка».
Путря рассказывает, что из-за санкций у него сорвался проект по развертыванию с нуля судоходного бизнеса для экспорта зерновых от немецкого клиента. Сейчас движение на рынке сохраняется из-за проблем в рамках уже существовавших договорных отношений сторон.
Радует лишь то, что в обозримом будущем мировой океан никуда не денется. Вероятно, и мировая торговля тоже. А это приведет к необходимости юридического сопровождения этого сектора экономики. Ведь абсолютное большинство товаров перевозится морем.
Старший юрист практики международного торгового и таможенного права Санкт-Петербургское Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»
Санкт-Петербургское Адвокатское Бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры»
Региональный рейтинг.
группа
Арбитражное судопроизводство (крупные споры - high market)
группа
Банкротство (включая споры)
группа
Интеллектуальная собственность
группа
Корпоративное право/Слияния и поглощения
группа
Уголовное право
группа
Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство
Профайл компании
×
Юлия Белякова рассказывает, что раньше самые интересные кейсы возникали в плоскости морского страхования или захвата морских судов, а сейчас с учетом санкций на первый план выходят «бытовые» вопросы. Например, как обеспечить эксплуатацию судна или перевозку груза из пункта А в пункт Б, если конкретный груз, само судно или судовладелец подпадают под ограничения.
Чехин отмечает, что многие международные страховщики стали расторгать договоры страхования и отказывать в предоставлении страхового покрытия в отношении российских судов, а это может повлечь риск досрочного расторжения договоров фрахтования.