Трудовые отношения: вектор на цифровизацию

Тенденции и перспективы развития социального и трудового законодательства в 2021 году

Трудовые отношения: вектор на цифровизацию

Андреев Павел
Адвокат по трудовым спорам (АП г. Москвы), председатель комиссии по социально-трудовым спорам Московского отделения Ассоциации юристов России, член Экспертного совета Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы РФ, член Экспертно-консультативного совета при Комитете Совета Федерации по законодательству, член Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, член экспертной группы Комиссии при Президенте РФ по вопросам госслужбы

28 Января 2021
Судебная практикаТрудовое право

В 2021 г. вступили в действие ряд нормативных правовых актов, существенно изменяющих регулирование социально-трудовых отношений. Кроме того, в течение года в соответствии с уже принятыми актами и планами законопроектной деятельности Госдумы и Правительства РФ планируется принять несколько новых законодательных поправок, затрагивающих подавляющее большинство работников и работодателей.

В первую очередь хотелось бы обратить внимание на три основные тенденции развития трудового законодательства в 2021 г., неразрывно взаимосвязанные.

Поэтапный перевод всех видов кадрового делопроизводства на электронный документооборот

С 1 января 2021 г. в полном объеме вступили в силу поправки в ТК РФ в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ). В соответствии с ними работникам, трудовые отношения с которыми оформляются впервые, заводятся только электронные трудовые книжки, а заключившие трудовой договор до 2021 г. работники уже реализовали право на выбор электронного или бумажного формата трудовой книжки – с правом отказа от бумажного в дальнейшем. При этом работодатели с 2021 г. передают в ПФР сведения о работниках (независимо от способа ведения их трудовой книжки) именно в электронном виде и отражают в них все аспекты трудовых отношений в режиме реального времени (прием на работу, увольнение, перевод).

До 31 марта продолжается предусмотренный Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой» (далее – Закон об электронном кадровом эксперименте)1 эксперимент, в соответствии с которым работодатели тестируют ведение всего кадрового делопроизводства в электронном виде, в том числе издают приказы и иные локальные акты (положения об оплате труда, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.). Организации-участники теперь могут вести такой документооборот на портале «Работа в России», что планируется сохранить и по завершении эксперимента. Посредством данного портала работники и работодатели в перспективе смогут заключать и расторгать трудовые договоры.

Вместе с тем законодатель, к сожалению, предпочел разделить внедрение электронных трудовых книжек и ведение всего кадрового документооборота в электронном виде на два этапа. То есть с 1 января при электронных трудовых книжках нет электронных приказов по кадрам, за исключением организаций, участвующих в кадровом эксперименте. Более того, ряд законопроектов о введении электронного кадрового документооборота с 2019 г. остаются в Госдуме в стадии первого или нулевого чтения2.

Позитивным правовым фактором представляется то, что правительство включило в план законопроектной деятельности на 2021 г. п. 1073, предусматривающий разработку к апрелю и внесение в Госдуму к июлю с. г. проекта поправок в ТК в части всеобщего перехода на электронный кадровый документооборот. Планируется, что данные изменения вступят в силу не позднее 1 января 2022 г. в отношении всего кадрового делопроизводства и всех видов работодателей и работников, что, на мой взгляд, соответствует международной тенденции в трудовом праве и много лет успешно применяется (например, в Азербайджане).

Развитие цифровизации взаимодействия госорганов с работниками и работодателями

С первой тенденцией развития трудового законодательства неразрывно связана вторая –развитие цифровизации всех видов госуслуг в социально-трудовой сфере, причем пандемия только ускорила этот процесс. Наметилась четкая тенденция, предполагающая, что поэтапный перевод кадрового делопроизводства в электронную форму должен корреспондироваться с электронным взаимодействием работников и работодателей с госорганами социально-трудовой сферы (госинспекции труда, службы занятости, ПФР).

Правительство продлило до 31 декабря 2021 г. и расширило эксперимент по применению цифрового профиля гражданина, дополнив перечень данных о гражданине информацией из его электронной трудовой книжки, а также о статусе пенсионера и предпенсионера4. Сам портал «Работа в России», который первоначально задумывался как банк вакансий, по сути, становится для работников и работодателей способом взаимодействия по кадровому эксперименту введения электронного документооборота (оформление трудовых отношений), а также через него передается информация работодателей о вакансиях в службу занятости в режиме реального времени (а не раз в месяц, как ранее), а работники могут дистанционно взаимодействовать со службой занятости – в частности, получать статус безработного5.

Планируется, что через портал «Работа в России» будут доступны все виды взаимодействия работника и работодателя по заключению, изменению и расторжению трудовых договоров с использованием портала Госуслуг и при наличии одного из двух видов ЭЦП.

Кроме того, портал Онлайнинспекция.рф стал полноценным способом взаимодействия работников, работодателей и органов Роструда в лице госинспекций труда – с его помощью можно проверить соблюдение трудового законодательства, получить консультацию, подать жалобу, а также работодатели могут направить все затребованные госинспектором труда документы при плановой или внеплановой проверке и комплексно взаимодействовать с госинспекцией труда по всем сферам ее полномочий в режиме реального времени и в электронной форме. На портале Госуслуг запущен также сервис проактивного информирования граждан на федеральном и региональном уровнях обо всех видах полагающихся им социальных пособий, включая пособия в связи с рождением ребенка, достижением пенсионного возраста.

Основной нерешенной проблемой цифровизации взаимодействия работников и работодателей с органами власти остается электронный доступ к рассмотрению трудовых споров в судах общей юрисдикции – по аналогии с взаимодействием с госинспекцией труда и службой занятости, но с личным онлайн-присутствием. И если подача и получение документов в электронном виде через систему ГАС Правосудие успешно реализованы, и в 2020 г. наметился взрывной рост подачи документов в такой форме, то возможность участия в судебном заседании по трудовому спору удаленно из любой точки через Интернет в большинстве судов общей юрисдикции отсутствует.

В ст.155.1 ГПК РФ еще с 2013 г. закреплена возможность участия в судебных заседаниях, в том числе по трудовым спорам, посредством ВКС, но это все равно предполагает присутствие стороны спора в конкретном суде с функцией ВКС. При этом в районных судах регионов страны количество таких точек доступа ограничено. Решить данную проблему, на мой взгляд, помогло бы использование в судах общей юрисдикции при рассмотрении трудовых споров механизма, аналогичного используемому арбитражными судами, в которых стороны спора с регистрацией на сайте суда через личный кабинет участвуют в заседании удаленно из любой точки доступа при наличии подключения к Интернету. Можно предложить также рассмотреть возможность такого рода участия через специальные порталы доступа на порталах ГАС Правосудие или Госуслуги с идентификацией участника спора посредством портала Госуслуг и ЭЦП.

29 апреля 2020 г. президиумы Верховного Суда РФ и Совета судей рекомендовали всем российским судам при наличии технической возможности с учетом мнений участников процесса проводить судебные заседания с использованием не только ВКС, но и системы веб-конференции, учитывая опыт Верховного Суда. Наметилась позитивная тенденция на пути к решению данной проблемы, и до 2022 г. на реализацию сервиса «Правосудие онлайн», который позволит через портал Госуслуг удаленно участвовать в судебных заседаниях, правительством будет выделено 450 млн руб. Кроме того, ВС анонсировал поправки в ГПК РФ, уточняющие нормы ст. 155.1 и предусматривающие возможность участия сторон в трудовых спорах удаленно с домашних и служебных мобильных устройств.

Совершенствование правового регулирования дистанционного труда

1 января вступила в силу новая редакция гл. 49.1 ТК, регулирующей дистанционный труд, которая призвана в первую очередь решить проблемы актуальных в пандемию временных и постоянных форм удаленной занятости. Важно отметить, что для дистанционных работников уже с 2021 г., по сути, применяется полноценный электронный кадровый документооборот, и даже трудовой договор можно заключить и расторгнуть в электронной форме с использованием механизма усиленной ЭЦП.

Это, на мой взгляд, ставит сотрудников, работающих в офисе, в неравное с дистанционными правовое положение в части доступности использования электронных сервисов в кадровом делопроизводстве. К сожалению, законодатель не ввел электронный кадровый документооборот одновременно для всех категорий работников.

Новая редакция гл. 49.1 ТК предполагает, что организации, применяющие труд дистанционных работников, должны принять локальные акты регулирования удаленного труда в соответствии с новой редакцией данной нормы и подробно регламентировать в них процедуры электронного взаимодействия с работниками с соблюдением защиты персональных данных, коммерческой и (или) служебной тайны. Совершенно очевидно, что независимо от срока дистанционной работы (временная до 6 месяцев или постоянная) одним из основных вопросов, которые будут оценивать суды и надзорные органы, станет оформление работодателями фактов ненадлежащего исполнения или неисполнения работниками их обязанностей. Очень важную роль приобретает совместная работа служб безопасности, юридических служб и служб персонала организаций в связи с необходимостью соблюдения в установленных процедурах защиты персональных данных, коммерческой и служебной тайны, чтобы фиксировать любые аспекты нарушений работников по аудио- и видеоканалам.

Важно подчеркнуть и признать позитивным фактором, что, принимая новую редакцию гл. 49.1 ТК, Госдума утвердила специальное постановление о создании постоянно действующей рабочей группы при Комитете по труду и социальной политике по мониторингу применения трудового законодательства. Данная рабочая группа уже в первом квартале 2021 г. оценит опыт применения Закона об электронном кадровом эксперименте и в течение года – практику применения новой редакции гл. 49.1 ТК о дистанционной занятости.

Таким образом, все три законодательные тенденции развития трудового и социального законодательства неразрывно взаимосвязаны и представляют собой необратимый международный вектор на цифровизацию всех сторон жизни человека и общества.

1 См. также Приказ Минтруда от 14 мая 2020 г. № 420н «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой».

2 См., например законопроекты о внесении изменений в ТК РФ № 736455-7 и № 967986.

3 Распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 3683-р.

4 Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 1911.

5 См., например, постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 (ред. от 29 декабря) и от 12 февраля 2020 г. № 486 (ред. от 31 декабря).

Метки записи:  
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля