Завершается работа над поправками о выплатах компенсаций за ненадлежащие условия содержания под стражей
Замминистра юстиции Михаил Гальперин в ходе публичного выступления сообщил, что соответствующий законопроект скоро поступит в Госдуму на рассмотрение
Эксперты «АГ» прокомментировали исходный текст законопроекта, разработанного Минюстом России в 2015 г. и с тех пор проходящего согласования в органах власти. По мнению одного из них, только практика покажет, насколько эффективным будет разработанный механизм, – одним из показателей такой эффективности будет размер присужденной компенсации, которая должна быть приближена к стандартам ЕСПЧ. Другой эксперт полагает, что проблема носит комплексный характер и решать ее нужно будет разнопланово, в противном случае систему ФСИН и судов ждет коллапс в связи с массовой подачей соответствующих исков о выплате компенсации.
15 апреля состоялось открытие курсов повышения квалификации Европейского учебного института и Совета Европы по теме «Реализация международных и конституционных гарантий прав человека в российском праве и правоприменительной практике». По сообщениям СМИ, в ходе своего выступления на мероприятии Уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека – заместитель Министра юстиции Михаил Гальперин проинформировал, что в ближайшее время в Госдуму может быть внесен законопроект о выплате компенсаций за ненадлежащие условия содержания в СИЗО и в местах лишения свободы.
Напомним, еще в 2015 г. Минюст России разработал соответствующий законопроект, который до сих пор находится на межведомственном согласовании. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, Постановление ЕСПЧ от 10 января 2012 г. по делу «Ананьев и другие против России» выявило наличие в России структурной проблемы в виде ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы и отсутствия эффективных средств правовой защиты от вышеуказанных нарушений.
«При анализе российского законодательства ЕСПЧ констатировал неэффективность российских правозащитных механизмов восстановления нарушенных прав <…> в том числе возмещения причиненного вреда», – отмечено в тексте пояснительной записки к законопроекту. Авторы поправок отметили, что при их разработке они учли стандарты международного права и практики Европейского Суда, а также соответствующий опыт других государств.
Предложенные в 2015 г. поправки вносят изменения в Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, УИК и КАС РФ. Они наделяют подозреваемых, обвиняемых и осужденных правом обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей или в местах лишения свободы. Размер выплачиваемой компенсации будет определяться исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий вне зависимости от наличия/отсутствия вины госоргана, учреждения или их должностных лиц.
Выплата компенсации за нарушение условий содержания не будет препятствовать возмещению вреда в соответствии со ст. 1069 «Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами», ст. 1070 «Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» ГК РФ. В то же время присуждение компенсации за нарушение условий содержания лишит заинтересованных лиц права на получение возмещения морального вреда за указанные нарушения.
Уполномоченные на исполнение решений судов о присуждении компенсации органы смогут предъявить регрессный иск госоргану или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение. Поправки также устанавливают порядок рассмотрения судами соответствующих административных исков о присуждении компенсации, требования к выносимым ими решениям и необходимость их немедленного исполнения.
На данный момент нет информации о том, насколько сильно итоговый текст проекта будет отличаться от исходного варианта, тем не менее «АГ» предложила экспертам оценить подготовленные Минюстом в 2015 г. изменения законодательства.
Так, юрист фонда «В защиту прав заключенных» Надежда Раднаева отметила, что необходимость создания такого национального компенсационного механизма прямо предусмотрена в пилотном постановлении Европейского Суда «Ананьев и другие против России», в котором указано, что размер компенсации морального вреда не должен быть необоснованно меньшим по сравнению с присуждаемым ЕСПЧ в подобных случаях. «Если законопроект будет принят, Россия сможет отчитаться перед Комитетом министров Совета Европы о выполнении постановления в этой части, – пояснила эксперт. – Только практика покажет, насколько эффективным будет этот компенсаторный механизм: одним из показателей такой эффективности является адекватность размера компенсации, которая наверняка будет выше назначаемой российскими судами, ведь она должна быть приближена к присужденным Европейским Судом компенсациям».
При этом Надежда Раднаева пояснила, что для назначения компенсации необходимо установление факта содержания заключенного в бесчеловечных или унижающих достоинство условиях. «Для этого российской судебной системе придется сменить ориентиры при рассмотрении исков заключенных и признавать факт содержания их в ненадлежащих условиях, в противном случае механизм не будет работать», – отметила эксперт. Она добавила, что прецедентную практику Европейского Суда создают заявители и их представители, поэтому именно они будут информировать Суд о том, насколько эффективен механизм компенсаторного средства на практике. «Если Европейский Суд придет к выводу, что механизм отвечает требованиям эффективности, то это приведет к необходимости исчерпания этого национального средства правовой защиты перед обращением заявителей в Страсбургский суд», – заключила Надежда Раднаева.
Управляющий партнер АБ Самарской области «ФОРТиС», адвокат Вячеслав Земчихин также поддержал законопроект: «Не могу не отметить пользу от законодательного закрепления возможности требовать осужденным или содержащимся под стражей лицом денежной компенсации за нарушения условий его содержания».
По мнению эксперта, Правительство РФ пытается естественным и цивилизованным путем сподвигнуть систему ГУФСИН к скрупулезному соблюдению норм УИК РФ и Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых, поскольку приемная Президента РФ и органы исполнительной власти «завалены» письмами осужденных, обвиняемых или подозреваемых, их родственников о повсеместных нарушениях условий их содержания.
«С одной стороны, принятие данного проекта вынудит систему ФСИН России модернизироваться, однако вряд ли она сможет быстро перестроиться. Ведь ряд нарушений условий содержания зависит не от желания должностных лиц Службы, а от объективных факторов, таких как ветхие здания СИЗО и исправительных учреждений, отсутствие необходимого штата сотрудников, определенный метраж камер содержания и т.д., – полагает адвокат. – Поэтому это может парализовать деятельность системы ФСИН России путем появления массы судебных решений о выплате компенсаций осужденным и лицам, содержащимся под стражей».
По мнению Вячеслава Земчихина, единственная сложность для истцов будет заключаться в вопросе доказывания тех или иных нарушений, так как система ФСИН достаточно закрытая. «Проблема носит комплексный характер, и решать ее надо разнонаправленно. Нужно улучшать условия содержания заключенных и осужденных, расширить возможности их социальной адаптации и психологической помощи, добиться обеспечения их книгами, оптимизировать штатную численность сотрудников ФСИН, пресекать воровство продуктов питания, привлекать благотворительные средства на ремонт помещений, покупку холодильников, телевизоров», – отметил эксперт. По его мнению, указанные меры помогут гипотетически снизить количество административных исков к следственным изоляторам и местам лишения свободы, что убережет систему ФСИН и судов от коллапса.