ВС пояснил нюансы возврата излишне уплаченных таможенных платежей при ввозе импортных товаров

Как пояснил Суд, обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата

ВС пояснил нюансы возврата излишне уплаченных таможенных платежей при ввозе импортных товаров

По мнению одного из экспертов «АГ», определение Верховного Суда является логичным продолжением череды решений, которые связаны с формированием нового подхода к возврату излишне взысканных таможенных платежей. Другой убежден, что выводы ВС глобально не меняют отношение таможенных органов к плательщику, но имеют значение для практики, когда ситуация будет прямо идентична рассматриваемой.

13 мая Верховный Суд вынес Определение № 307-ЭС19-18595 по делу об оспаривании организацией факта излишней уплаты таможенных платежей при ввозе импортного товара из-за увеличения контролирующим органом его таможенной стоимости.

АО «Кемира ХИМ» после заключения в декабре 2010 г. внешнеторгового контракта с финской компанией ввезло в Россию химический препарат для использования в бумажной промышленности, задекларировав его на Парголовском таможенном посту. При декларировании товара его таможенная стоимость была определена обществом на основе стоимости сделки.

Далее таможенный пост, заподозрив недостоверное определение таможенной стоимости товара, в целях выпуска товара запросил у АО дополнительные документы и обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Поскольку организация исполнила вышеуказанное требование, уплатив нужную сумму, таможенный пост принял решение о выпуске товаров.

Впоследствии таможенный пост увеличил таможенную стоимость ввезенного товара, определив ее по иному методу. В дальнейшем Санкт-Петербургская таможня отменила это решение по одной таможенной декларации, а по оставшимся пяти направила обращение АО «Кемира ХИМ» в Северо-Западное таможенное управление, которое сообщило, что пересмотр решений нижестоящего органа в порядке ведомственного контроля является его правом, а не обязанностью.

В феврале и марте 2018 г. общество дважды обращалось в СЗТУ с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм. Таможенный орган дважды отказывал в рассмотрении заявления под предлогом непредставления платежных документов, подтверждающих факт переплаты. Обжалование решений о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по пяти декларациям, в порядке ст. 358 ТК РФ также не увенчалось успехом.

В этой связи общество «Кемира ХИМ» предприняло попытку обязать в судебном порядке Санкт-Петербургскую таможню возвратить 3,4 млн руб. Свои требования заявитель обосновал доводами о том, что таможенные платежи при ввозе товаров были уплачены им в большем размере, чем предусмотрено таможенным законодательством.

Арбитражные суды трех инстанций отказали в удовлетворении требований общества под предлогом их необоснованности, поскольку оно не обращалось в таможенный орган по вопросу изменения сведений о таможенной стоимости ввезенных товаров, указанных в декларациях. Таким образом, суды указали на отсутствие оснований для того, чтобы считать внесенные декларантом платежи излишне уплаченными, и для возложения на таможенный орган обязанности по их возврату.

В итоге общество обратилось с кассационной жалобой в Верховный Суд РФ, Судебная коллегия по экономическим спорам которого после изучения материалов дела № А56-122276/2018 признала ее обоснованной.

Со ссылкой на практику Конституционного Суда РФ высшая судебная инстанция напомнила, что в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоей суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Кроме того, Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур, участником которой является РФ, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущенной при начислении пошлин и налогов. Когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущенной таможенной службой, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).

Верховный Суд пояснил, что при излишнем внесении таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом соответствующих незаконных решений заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возврате таможней излишне внесенных в бюджет платежей в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не предполагает необходимости соблюдения административной процедуры возврата: заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежей в бюджет.

В рассматриваемом случае, как пояснил Суд, общество обратилось в суд с имущественным требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи, указав в качестве его основания несоответствие таможенному законодательству решений о корректировке таможенной стоимости, принятых по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров. Таким образом, нижестоящим судам следовало разрешить спор по существу, дав оценку законности решений о корректировке таможенной стоимости, и решить вопрос о наличии оснований для возврата излишне уплаченных платежей с учетом соблюдения срока обращения в суд и текущего состояния расчетов по таможенным платежам, чего они не сделали.

«Вопреки выводам судов, необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу – предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты», – отмечено в определении Суда.

При этом ВС подчеркнул, что в рамках рассматриваемого дела общество основывало свои требования не на новых доказательствах, подтверждающих достоверность первоначального определения им таможенной стоимости товаров, а на отсутствии у таможенного органа законных причин для корректировки таможенной стоимости. Следовательно, правовая позиция, выраженная в п. 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18, к данному спору не применяется.

Поскольку судами не проверялась правильность определения суммы таможенных платежей, соблюдение заявителем трехлетнего срока давности для обращения в суд с требованием о возложении на таможенный орган обязанности возвратить таможенные платежи и не выяснялось состояние расчетов с бюджетом по таможенным платежам, ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и вернул дело в суд первой инстанции

Партнер юридической компании Law & Commerce Offer Виктория Соловьёва полагает, что комментируемое определение Верховного Суда не является революционным, так как Суд поддержал уже сформированную им правовую позицию, выраженную в определениях от 12 декабря 2016 г. № 303-КГ16-16372; от 27 июля 2017 г. № 308-КГ17-9157; от 21 марта 2018 г. № 303-КГ17-20407.

По словам эксперта, рассматриваемый судебный акт является логичным продолжением череды решений ВС РФ за последние годы, которые, по ее мнению, связаны с формированием нового подхода к возврату излишне взысканных таможенных платежей (взамен отмененного Постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 18 п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 8 ноября 2013 г. № 79 о некоторых вопросах применения таможенного законодательства). «Выводы Верховного Суда упрощают порядок обращения в суд за защитой, а также позволяют плательщикам, которые уже пострадали от незаконного взыскания таможенных платежей, самостоятельно решать, каким образом им возвращать излишне взысканное – в административном или в судебном порядке», – резюмировала Виктория Соловьёва.

Партнер АБ «Яблоков и партнеры» Ярослав Самородов полагает, что рассматриваемое определение Суда, как и многие другие по спорам с «бюджетом», в очередной раз свидетельствует о неизменности принципа, с которым органы власти относятся к налогоплательщику – «брать деньги быстро, возвращать медленно».

По словам эксперта, такой подход не случаен и вызван бюрократическими требованиями, страхом и привычками. «Во-первых, возврат таможенных платежей влияет на показатель собираемости и является одним из индикатором “качества” работы таможенного органа. Если много возвратов – значит, изначально принимаются неправильные решения, а неудобные вопросы по кадровой работе никому не нужны. В-вторых, возврат – все же операция с бюджетом. И здесь любое должностное лицо в итоге рискует своей судьбой, если окажется в уголовном деле, возбужденном по фактам необоснованного возврата. Понимая это, таможенникам “надежнее” вернуть деньги, когда спор будет “просужен”, и тогда никто не обвинит их в том, что деньги возвращены незаконно», – пояснил Ярослав Самородов.

В-третьих, как пояснил адвокат, большинство сотрудников таможни привыкает работать по одной схеме (например, возврат после корректировки декларации). «Таможенное законодательство – специфическая категория дел, требующая больше времени для погружения в тему, чем реально есть у судей из-за нагрузки. Отсутствие специализации на определенной отрасли усиливает эту проблему. В итоге суд руководствуется доводами органа власти, которому “больше доверия” по той лишь причине, что и суд, и таможня находятся “в одной команде”. Следовательно, положения законодательства, которые следовало бы применить, выпадают из поля зрения, и в итоге плательщик проходит все инстанции, чтобы доводы были услышаны и закон был применен. С учетом этого комментируемое определение ВС РФ глобально не меняет отношение таможенных органов к плательщику, но в “просуженном” вопросе имеет значение для практики, так как последние будут обосновывать свои решения и им в том числе, но только тогда, когда ситуация будет прямо идентична рассматриваемой», – предположил Ярослав Самородов.

Метки записи:   , ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля