Власти намерены решить проблему безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В докладе о результатах мониторинга правоприменения правительство предлагает проработать также вопросы об организации проведения капитального ремонта общего имущества в МКД и об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов
По мнению одной из экспертов, список системных проблем, выявленных ЕСПЧ благодаря потоку однотипных жалоб, не снижается, несмотря на многолетние попытки привлечь к ним внимание. Другая указала, что целями мониторинга являются выявление пробелов в законодательстве, не позволяющих эффективно решать вопросы, связанные с реализацией, практикой применения законов в России, и поиск механизмов устранения данных пробелов. Третий обратил внимание, что постановления КС РФ не всегда исполняются своевременно.
Опубликован рассмотренный президентом доклад Правительства РФ о результатах мониторинга правоприменения в РФ за 2020 г. Доклад подготовлен Министерством юстиции и содержит результаты мониторинга выполнения решений Конституционного Суда РФ, Европейского Суда по правам человека, а также правоприменительной практики по различным отраслям права.
Исполнение решений Конституционного Суда
В документе указано, что Конституционный Суд принял 24 постановления за 2020 г. и 16 за истекший период 2021 г. Отмечается, что по состоянию на 25 августа 2021 г. требуется исполнение 37 постановлений КС. Для исполнения некоторых постановлений правительство внесло в Госдуму законопроекты либо поддержало проекты федеральных законов, разработанные иными субъектами права законодательной инициативы, в отношении других постановлений федеральными органами исполнительной власти ведется необходимая работа, подчеркнуто в докладе. Также указывается, что актуальная информация о реализации постановлений КС размещена на официальном сайте Минюста России.
Частнопрактикующий юрист Кирилл Кравченко отметил, что постановления КС РФ не всегда исполняются своевременно, что не новость для юридического сообщества. Эксперт привел пример, когда Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П от 25 февраля 2014 г., после которого ст. 4.1 КоАП была дополнена ч. 3.2 и 3.3, однако произошло это только в 2021 г. То есть, заметил Кирилл Кравченко, проблема не решалась на протяжении 7 лет. Кроме того, законодатель не совсем верно воспринял позицию КС, добавил он.
Исполнение постановлений ЕСПЧ
Как следует из документа, Минюст России во взаимодействии с компетентными органами осуществляет мониторинг правоприменения в целях выполнения постановлений Европейского Суда по правам человека. В связи с этим продолжается деятельность по внесению изменений в законодательство РФ.
Правительство пояснило, что на рассмотрении в Госдуме находятся семь законопроектов, разработанных с учетом выводов Европейского Суда, изложенные, в частности, в Постановлении по делу «Алланазарова против РФ», которым установлено нарушение ст. 3 Конвенции в связи с решением о выдаче заявительницы в Туркменистан, так как после возвращения в страну происхождения она могла подвергнуться пыткам, бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В докладе указывается, что федеральными органами исполнительной власти организована подготовка изменений в законодательство в связи с несколькими постановлениями Европейского Суда. Одним из таких дел является «Агеевы против РФ», в котором ЕСПЧ признал отмену усыновления безосновательной и обязал Россию пересмотреть это решение.
Правительство также отметило, что федеральным органам исполнительной власти необходимо также проработать вопросы о достаточности принятых мер или о внесении изменений в законодательство РФ в целях реализации правовых позиций Европейского Суда, изложенных в ряде постановлений. Среди них дела «Лашманкин и другие против России» о публичных мероприятиях, «Володина против России» по поводу домашнего насилия, а также «Ананьев и другие против РФ»
о ненадлежащих условиях содержания под стражей.
Адвокат МКА «Железников и партнеры» Марина Айрапетян считает, что список системных проблем, выявленных ЕСПЧ благодаря потоку однотипных жалоб, не снижается. «Условия содержания и перевозки, клетки в залах суда, провокация сбыта наркотиков, домашнее насилие – кажется, эти проблемы становятся только актуальнее, несмотря на многолетние попытки привлечь к ним внимание», – поделилась эксперт.
Марина Айрапетян полагает, что среди решений ЕСПЧ, в связи с которыми необходимо внесение изменений в законодательство, можно увидеть нашумевшее Постановление по делу «Маркин против России», которым ознаменовался первым конфликт между КС РФ и ЕСПЧ. Она напомнила, что Европейский Суд усмотрел дискриминацию и нарушение права на частную жизнь в запрете мужчинам-военнослужащим уходить в отпуск по уходу за ребенком.
Марина Айрапетян заметила, что согласно докладу в Госдуму все-таки попал проект закона о предоставлении военнослужащим такого права, но ненадолго; проект, внесенный правительством, был снят с рассмотрения спустя полтора года. В докладе об этом не упоминается, однако относительно недавно, в июле этого года, ЕСПЧ принял решение по аналогичному делу «Груба и другие против России», вновь встав на сторону заявителя – полицейского мужского пола, который также не смог получить отпуск по уходу за ребенком, указала эксперт.
«Среди множества наболевших проблем в докладе упоминается законодательный пробел в должном регулировании порядка принятия решения о нежелательности пребывания в РФ, отмены решения о предоставлении гражданства, наложения запрета на въезд, депортации и административного выдворения», – подчеркнула Марина Айрапетян.
Эксперт обратила внимание, что ЕСПЧ неоднократно отмечал размытость оснований для применения указанных ограничительных мер, дефективность процедуры принятия и обжалования таких решений, склонность российских властей признавать за публичными интересами абсолютный приоритет над частными: «При таком подходе не учитываются конкретные обстоятельства дела и личной жизни лиц, лишающихся права на проживание в РФ, с которой их могут соединять прочные социальные и семейные связи. Минюст предлагает разработать изменения в законодательство с целью решения указанных проблем. Остается надеяться, что данное заявление не останется голословным».
Организация проведения капитального ремонта общего имущества в МКД
В докладе указано, что в ходе мониторинга правоприменения выявлены проблемы правового регулирования в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, решение которых требуется на федеральном законодательном уровне. В частности, сохраняет актуальность проблема реализации программ капитального ремонта регионах в связи с отсутствием в ЖК РФ понятия «многоквартирный дом», что на практике затрудняет формирование перечня объектов, подлежащих включению в программу капитального ремонта общего имущества в МКД, подчеркнуто в документе.
Правительство обратило внимание, что на данный момент им подготавливается к внесению в Госдуму проект Закона о внесении изменений в ГрК РФ. Отмечается, что законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, возникающей при отнесении здания к МКД или к дому блокированной застройки, выявленной по результатам анализа положений законодательства и практики его применения. «Законопроектом предусматривается определение понятий “многоквартирный дом”, “дом блокированной застройки”, которые необходимы для более точного и полного правового регулирования жилищных и градостроительных правоотношений и возникающих спорных вопросов», – указано в докладе.
Правительство также указало, что в целях совершенствования системы капитального ремонта общего имущества в МКД Минстроем России разрабатывается проект, которым в перечне работ по капитальному ремонту, осуществляемых за счет минимального взноса на капитальный ремонт, предлагается выделить как самостоятельный вид работ обследование технического состояния МКД или его отдельных конструктивных элементов. Принятие предлагаемых изменений позволит более эффективно использовать взносы на капитальный ремонт и повысить финансовую устойчивость региональных программ капитального ремонта, пояснено в документе.
Отмечается, что депутатами Госдумы разработан законопроект, предусматривающий право органов публичной власти РФ оказывать финансовую поддержку в случае превышения размера предельной стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД – объектах культурного наследия за счет бюджетных средств с учетом историко-культурного значения.
Адвокат КА Новосибирской области «Бойко и партнеры» Светлана Немчинова заметила, что целями мониторинга являются выявление пробелов в законодательстве, не позволяющих эффективно, своевременно и наиболее быстрым и благоприятным для граждан способом решать вопросы, связанные с реализацией, практикой применения законов в России, и поиск механизмов устранения данных пробелов.
Эксперт считает, что предложения по вопросам применения и реализации законодательства об организации проведения капитального ремонта мест общего пользования являются интересными. По ее мнению, в результате мониторинга выявлены пробелы в законодательстве, не позволяющие быстро и эффективно решать вопросы с проведением капитального ремонта мест общего пользования. «Данные решения, несомненно, важны, поскольку позволяют сделать закон более гибким, учитывающим реальное состояние МКД, и направлять средства на решение реальных проблем в кратчайшие сроки, сокращая бумажную волокиту», – поделилась Светлана Немчинова.
Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов
Правительство также указало, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах, повышения безопасности граждан и снижения рисков и угроз перехода ландшафтных (природных) пожаров на территории населенных пунктов принят закон, которым введены понятия «ландшафтный (природный) пожар» и «лесной пожар», разграничены полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления при тушении таких пожаров.
Кроме того, в документе подчеркнуто, что в 2021 г. правительством утверждена Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2030 г. Согласно докладу в законодательство внесены системные изменения, связанные с цифровой трансформацией лесного хозяйства. Также предлагается поручить Росреестру и Минприроды России разработать законопроект, предусматривающий регламентацию вопросов включения границ лесопарковых зеленых поясов в ЕГРН.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Правительство разъяснило, что в ходе мониторинга законодательства и правоприменительной практики в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявлена неполнота в правовом регулировании отдельных вопросов, которые предлагается проработать Минпросвещения России в рамках работы над проектом федерального закона «О защите прав несовершеннолетних и профилактике их антиобщественного и противоправного поведения». В настоящее время органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ведут самостоятельный учет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, сообщено в докладе.
Согласно документу, несмотря на то, что в субъектах РФ приняты нормативные правовые акты о единых региональных банках данных безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и об их семьях, существует проблема в межведомственном взаимодействии и во взаимном информировании органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе о поведении несовершеннолетнего, об условиях его жизни, о нарушении его прав и законных интересов. «В качестве решения данной проблемы предлагается создать федеральную информационную систему, содержащую информацию, сформированную органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», – указано в докладе.
Правительство разъяснило, что в целях проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями, находящимися в социально опасном положении, в субъектах РФ применяется институт наставничества. Так, для совершенствования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних предлагается на федеральном законодательном уровне определить понятие «наставник (общественный воспитатель) несовершеннолетнего», предусмотреть требования к указанным лицам и организации их деятельности в отношении несовершеннолетних, направленной на защиту прав детей, профилактику их антиобщественного и противоправного поведения.
Отмечена необходимость установления запрета на включение лиц, имеющих или имевших судимость, а также подвергавшихся уголовному преследованию, в состав комиссий по делам несовершеннолетних.
Иные проблемы
В докладе упомянута проблема неполноты правового регулирования административной ответственности за заключение или исполнение антиконкурентных соглашений с использованием программ для ЭВМ. На решение указанной проблемы направлен разработанный ФАС России проект закона о внесении изменений в КоАП, которым предлагается ввести такие действия в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность за такое правонарушение.
По мнению Кирилла Кравченко, данное предложение не выдерживает никакой критики, поскольку ЭВМ в таких правоотношениях может использоваться абсолютно любым образом. Например, в простой переписке между уполномоченными лицами контрагентов – субъектов антиконкурентных соглашений или при подаче тех или иных электронных заявок на участие в торгах. «В связи с этим указанное в этом пункте предложение не решит проблему заключения и исполнения антиконкурентных соглашений, а установление в законе очередного абстрактного отягчающего обстоятельства никоим образом не восполнит недостающее правовое регулирование административной ответственности в указанной сфере», – считает Кирилл Кравченко.
Юрист полагает, что предлагаемый проект лишь расширит и без того широкое поле для злоупотреблений со стороны административных органов при осуществлении деятельности по установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения и рассмотрения дел об административных правонарушениях.
Правительство также раскрывает и другие проблемы, например неполноту правового регулирования административной ответственности хозяйствующих субъектов, организовавших систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, проблемы таможенного регулирования. Кроме того, в докладе затрагивается проблема отсутствия единообразной практики освобождения от налогообложения или применения пониженной налоговой ставки в отношении принадлежностей к медицинским изделиям, ввозимых на территорию РФ отдельно от медицинских изделий.