В отношении адвоката возбуждено уголовное дело из-за привлечения ею специалиста

По мнению органов следствия, своими действиями защитник разгласила данные предварительного расследования

В отношении адвоката возбуждено уголовное дело из-за привлечения ею специалиста

Адвокат Ирина Савельева рассказала, что ранее получила подтверждение, что ее телефон прослушивается, хотя сотрудники СК и ФСБ в суде отрицали это. При этом «прослушка» связана с уголовным делом бывшего замглавы администрации г. Ульяновска, которого она защищает. Адвокат МКА г. Москвы Александр Цветов, защищающий коллегу, посчитал, что происходящее – это давление со стороны органов следствия. Президент АП Ульяновской области Евгений Mалафеев отметил, что ранее палата уже высказывалась о том, что действия Ирины Савельевой соответствуют уголовно-процессуальному законодательству.

13 января в отношении адвоката, члена Квалификационной комиссии АП Ульяновской области Ирины Савельевой было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 310 УК «Разглашение данных предварительного расследования». Адвокат узнала об этом при производстве обыска в ее жилище 20 января.

Как ранее писала «АГ», Ирина Савельева является защитником бывшего первого заместителя главы г. Ульяновска Михаила Сычёва, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК. Уголовное дело находится в производстве следователя 1-го СО 3-го СУ (с дислокацией в Нижнем Новгороде) ГСУ СК майора юстиции Павла Вертецкого. Оперативное сопровождение уголовного дела осуществляется ФСБ России по Ульяновской области, все следственные действия проходят в г. Ульяновске, подзащитный содержится в ФКУ УФСИН России СИЗО-1 г. Ульяновска.

12 октября Ирине Савельевой стало известно о производстве обыска у И., привлеченной ею к участию в деле в качестве специалиста-цивилиста. В ходе обыска были изъяты компьютер, телефон, флеш-карты с материалами по уголовному делу, которые адвокат передала для работы по составлению заключения.

Адвокат подала жалобу на незаконные ОРМ

Ирина Савельева обратилась в Ленинский районный суд г. Ульяновска с жалобой в порядке ст. 125 УПК (есть у «АГ»). В ней она указала, что общалась с И. только посредством сотовой связи, мессенджеров и электронной почты. О специалисте следователю могло стать известно исключительно из оперативно-розыскных мероприятий (предположительно – прослушивания телефонных переговоров и/или наблюдения), осуществляемых в отношении адвоката.

Согласно постановлению суда следователь предоставил информацию о том, что в отношении Ирины Савельевой ОРМ не проводилось, поручение на проведение подобных мероприятий в орган дознания не направлялось. Отсутствуют подобные сведения и в документах о результатах проведения ОРМ, ставших основанием для производства обыска по месту жительства специалиста.

«Учитывая вышеуказанные материалы, а также пояснения самой И.В. Савельевой о том, что каких-либо объективных доказательств проведения в отношении нее оперативно-розыскных мероприятий она не имеет, а вывод об их проведении сделан ею на основании ее умозаключений, суд полагает, что в признании незаконными действий следователя Вертецкого по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в отношении И.В. Савельевой следует отказать, поскольку данный факт своего подтверждения в ходе судебного заседания не нашел», – резюмируется в постановлении.

Возбуждение уголовного дела

Ирина Савельева рассказала «АГ», что в отношении нее ранее уже пытались возбудить уголовное дело по ст. 310 УК «Разглашение данных предварительного расследования», однако 10 декабря 2020 г. было вынесено постановление. «Предполагаю, что оно было отменено, но я не получала никаких официальных документов, кроме постановления об отказе в возбуждении уголовного дела – и то его я получила только благодаря тому, что наняла адвоката в Нижнем Новгороде, которая весь день просидела в СК, получила документ нарочно и направила мне по почте», – отметила адвокат.

20 января в жилище Ирины Савельевой и по месту осуществления адвокатской деятельности был проведен обыск. В постановлении о производстве следственного действия указывается, что 13 января в отношении адвоката было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 310 УК. «Никаких документов от СК я не получала – ни постановления об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, ни самого постановления о его возбуждении. Все, что я могу выяснить из постановления о производстве обыска, – это номер уголовного дела, дата возбуждения и небольшая мотивировка, описание объективной стороны. Меня должны будут вызвать на допрос. Там я надеюсь получить постановление о возбуждении уголовного дела, чтобы его обжаловать», – указала Ирина Савельева.

«Прослушка» оказалась реальной

Кроме того, Ирина Савельева узнала причины, по которым ее телефон прослушивался: «Я защищаю бывшего первого заместителя главы г. Ульяновска Михаила Сычёва. По версии следствия, в преступной группе с ним находились два бизнесмена – один ныне покойный Сергей Кузнецов, а вторая – Ольга Колесникова. Мне поставили телефон на “прослушку” на том основании, что я могу обладать сведениями о преступной деятельности Колесниковой».

Таким образом, получается, отметила защитник, что если адвокаты работают по групповому делу, то «прослушку» можно поставить каждому, указав, например, что защитник одного из подсудимых может обладать сведениями о преступной деятельности другого подсудимого, которого не защищает. Ирина Савельева выразила обеспокоенность тем, что Ульяновский областной суд удовлетворил ходатайство следователя. «Если, например, предположить, что я действительно общаюсь с Колесниковой (хотя мы даже не знакомы), то, наверное, я это делаю в рамках защиты Сычёва и по его поручению уточняю какие-то детали. В конце концов, мы можем вырабатывать общую позицию. Это вмешательство в адвокатскую деятельность и адвокатскую тайну», – подчеркнула она.

Адвокат рассказала, что изначально подала две жалобы – на действия следователя Павла Вертецкого и оперативного сотрудника ФСБ Владимира Ливанова, поскольку точно не знала, кто прослушивает телефон. В суде оба сотрудника заняли позицию, что «прослушка» – это предположения и догадки. «На момент вынесения решения суда первой инстанции у меня ничего не было, но когда я получила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, то в нем я увидела ссылки на рассекречивание “прослушки”», – рассказала Ирина Савельева.

Она отметила, что 18 января была апелляция по жалобе на действия оперативного сотрудника. Суд частично удовлетворил ходатайство адвоката и истребовал из Следственного комитета материалы. Тогда адвокат увидела постановление Ульяновского областного суда от 31 августа 2020 г. о разрешении ОРМ в ее отношении. Ирина Савельева предположила, что запрос областного суда в СК послужил спусковым механизмом к производству обыска: «Они поняли, что я продолжаю оспаривать незаконные действия, и пошли дальше. Мне уже терять нечего: если уголовное дело возбуждено, то я вынуждена защищаться».

Происходящее – давление органов следствия

Адвокат МКА г. Москвы Александр Цветов, защищающий коллегу, отметил, что действия Ирины Савельевой законны, а происходящее с ней – это давление со стороны органов следствия.

Ирина Савельева связывает возбуждение уголовного дела с делом Михаила Сычёва, поскольку это единственное дело, по которому защитник работает под подпиской о неразглашении данных. «Соответственно, их в ходе обыска интересовали договор со специалистом – они его получили, техника, на которой он изготавливался, и телефон», – пояснила она.

Президент АП Ульяновской области Евгений Mалафеев также предположил, что преследование адвоката связано с ее активной защитой бывшего Михаила Сычёва, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Он отметил, что ранее палата уже высказывалась относительно наличия или отсутствия состава преступления в действиях Ирины Савельевой, придя к выводу, что они соответствуют уголовно-процессуальному законодательству.

Метки записи:   ,
Оставьте комментарий к этой записи ↓

Ваше имя *

Ваш email *

Ваш сайт

Ваш отзыв *

* Обязательные для заполнения поля